Дело №2-4480/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Железнова., при секретаре Советникове А.Г. с участием прокурора Ф.И.О.2, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н.Новгороде гражданское дело по иску Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода к Государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» о возложении обязанности провести оценку уязвимости,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нижегородского района г.Н.Новгорода обратился в суд с иском к ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» о возложении обязанности провести оценку уязвимости автостанции «Канавинская». В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Нижегородского района г. Н.Новгорода [ 00.00.0000 ] проведена проверка исполнения Государственным предприятием Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» законодательства в сфере транспортной безопасности.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в хозяйственном ведении ответчика находится автостанция «Канавинская», расположенный по адресу г.Н.Новгород ул.Советская, д.20
По результатам проведенной проверки установлено, что ГП «Нижегородпассажиравтотранс» не проведена оценка уязвимости автостанции «Канавинская».
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (ч.б ст. 1, Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с п.3 ч.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно ч.1 ст.4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.5 вышеназванного Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2010 №390-Ф3 «О безопасности», деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности.
В соответствии с ч. 3 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Неисполнение возложенных законом ГП «Нижегородпассажиравтотранс» обязанностей является недопустимым, поскольку создает террористическую опасность на объекте транспортной безопасности. Возможный круг лиц, находящихся в помещении автостанции «Заволжская» или в непосредственной близости от нее в момент совершения террористического акта достоверно определить невозможно. Их жизнь и здоровье будут подвергнуты большему риску в случае не устранения нарушений требований законодательства о транспортной безопасности. Сложившееся положение создает опасные условия нахождения в месте массового пребывания граждан, а именно на автостанции «Канавинская», расположенной по адресу: г.Н.Новгород ул.Советская д.20. В связи с чем прокурор обратился в суд с иском.
Просит суд обязать ГП «Нижегородпассажиравтотранс» провести оценку уязвимости объекта транспортной безопасности, а именно автостанции «Канавинская», расположенной по адресу г.Н.Новгород ул.Советская д.20.
В соответствии со ст. 206 ГПК установить срок для совершенияуказанных действий.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ф.И.О.2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения по существу иска.
Представители ответчика, по доверенностям Ф.И.О.3, Ф.И.О.4 в судебном заседании исковые требования прокурора не признали, по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт», предприятие является коммерческой организацией, целью которой является оказание услуг по перевозке пассажиров и получение прибыли. Согласно п.1.4 Устава, Учредителем предприятия является Министерство имущественных отношений Нижегородской области. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства промышленности и инноваций Нижегородской области.
В соответствии с п.1.5 устава, имущество предприятия находится в собственности Нижегородской области.
Судом установлено, что в хозяйственном ведении ответчика находится автостанция «Канавинская», расположенная по адресу г.Н.Новгород ул.Советская, д.20.
Из материалов дела следует, что [ 00.00.0000 ] прокуратурой Нижегородского района г.Н.Новгорода была проведена проверка исполнения ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» законодательства в сфере транспортной безопасности, в ходе которой было установлено, что ГП «Нижегородпассажиравтотранс» не проведена оценка уязвимости.
Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
Согласно ч.2 данного Закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Согласно ст. 5 ФЗ, Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Частью 2 данной статьи предусматривается перечень субъектов, правомочных осуществлять оценку уязвимости. Таковыми субъектами являются специализированные организации, получившие государственную аккредитацию. Проведение государственной аккредитации возлагается на федеральную службу в структуре Министерства транспорта РФ, осуществляющую надзор за деятельностью субъектов транспортной инфраструктуры. В настоящее время таким органом является Ространснадзор России.
Постановлением Правительства от 31.03.2009 N 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Процедура аккредитации предполагает наличие нескольких этапов.
Первоначально для получения государственной аккредитации необходимо волеизъявление субъекта на признание его специализированной организацией. Волеизъявление должно исходить от руководителя либо иного полномочного представителя и выражаться в форме подачи заявления о выдаче либо продлении свидетельства об аккредитации. При наличии такого волеизъявления уполномоченный Правительством орган исполнительной власти определяет способность заявителя проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Перечень факторов, определяющих такую возможность, определен Правительством РФ.
Аккредитация проводится только в отношении юридических лиц, созданных и зарегистрированных надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства РФ, осуществляющих свою деятельность на законных основаниях. В случае если субъект претендует на проведение оценки объектов транспортного комплекса, обеспечение безопасности которых отнесено к исключительной компетенции федеральных и региональных органов власти, такое юридическое лицо должно получить лицензии на виды деятельности, осуществляемые при проведении оценки уязвимости объектов.
Способность заявителя проводить оценку уязвимости объектов транспортного комплекса определяется его техническим и кадровым потенциалом, т.е. аккредитующий орган оценивает количественные и качественные показатели штата заявителя. Приоритет отдается претендентам, в структуре которых максимальное количество штатных работников, при условии соответствия их требованиям и ограничениям, установленным комментируемым Законом. Техническая составляющая предполагает наличие служебных помещений, технических средств, оргтехники и специального оборудования, необходимого для проведения оценки уязвимости. Немаловажным фактором в данном случае выступает стабильность, т.е. наличие собственных помещений или помещений, арендованных на длительный срок, собственных средств и оборудования предопределяет приоритет такого заявителя в получении государственной аккредитации. Отсутствие одного из элементов технической составляющей может выступать причиной исключения организации из списка претендентов на аккредитацию.
Юридическое лицо, подавшее заявление на государственную аккредитацию, должно иметь возможности и технические средства для обеспечения ограниченного доступа к сведениям об оценке уязвимости объектов транспортного комплекса. Причем такие ограничения должны быть установлены на уровне руководящих органов организации в организационно-распорядительных документах. Как правило, подобные ограничения определяются в учредительных документах для организаций, деятельность которых направлена непосредственно на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Для лиц, осуществляющих такую деятельность наряду с иными видами деятельности, разрабатываются специальные положения или иные документы нормативного характера, определяющие ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости.
Аккредитующий орган вправе запрашивать дополнительные документы и проводить проверки достоверности представленной заявителем информации. Непредставление необходимых сведений либо предоставление недостоверной информации является основанием для отказа в аккредитации.
При условии соблюдения всех вышеуказанных требований юридическое лицо в месячный срок в письменной форме уведомляется о решении и ему выдается свидетельство об аккредитации организации, в случае отсутствия одного из указанных критериев заявителю может быть отказано в выдаче такого свидетельства.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, согласно ст. 7 вышеуказанного закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры устанавливается Правительством РФ.
Судом установлено, что в самом законе « О транспортной безопасности» ни механизм, ни сроки проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не определены.
Согласно Приказу Минтранса РФ от 15.11.2010 N 248 "Об утверждении Отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства", работа по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства включена в Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. N 1653-р.
Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87 , утвержден порядок проведения процедуры уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств". Согласно ч.2 данного порядка, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3. В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:
3.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).
Результатом является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
3.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства.
Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя).
Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.
3.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.
Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
5. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
8. Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
8.1. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", установлен срок проведения оценки уязвимости, а именно в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ.(п.5.7).
Таким образом, из выше приведенных норм следует, что проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры возможно только после проведения категорирования объекта и включении его в реестр, поскольку оценка уязвимости проводится в соответствии с категорией, присвоенной ОТИ, и именно от категории, зависит процедура и требования по оценки уязвимости.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 21.02.2011 N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности", компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъекта транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.
Судом установлено, что Федеральным дорожным агентством Минтранса России- компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, определен порядок и сроки предоставления данных субъектами РФ для проведения категорирования автовокзалов, автостанций, автотранспортных предприятий и транспортных средств, в том числе:
По автовокзалам и автостанциям срок предоставления документов установлен - до [ 00.00.0000 ] .
Судом установлено, что ответчиком все необходимые документы для категорирования были предоставлены в установленный срок, что подтверждается сопроводительными письмами.
Таким образом, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено проведение оценки уязвимости, только после категорирования объектов транспортной инфраструктуры, а именно в течении 3 месяцев, с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и присвоении категории ОТИ, именно от категории ОТИ зависят критерии оценки уязвимости, судом установлено, что до настоящего времени ответчик в реестр не включен, все предусмотренные документы, в установленные сроки ответчиком были направлены в Минтранс России, сроки проведения оценки не наступили, в связи с чем суд считает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Кроме того судом установлено, что ответчик неоднократно обращался по поводу проведения оценки уязвимости в аккредитованные в установленном порядке организации, однако в проведении оценки было отказано, поскольку не имеется сотрудников которые могли бы провести в настоящее время оценку уязвимости, а также в связи с отсутствием сведений о категорировании объектов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода к Государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт» о возложении обязанности провести оценку уязвимости, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Судья (подпись) Железнов Д.С.