Дело №2-8556/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Полякова Е.С., при секретаре Чернышевой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.3 к Ф.И.О.4, как законному представителю Ф.И.О.1, Управлению Росреестра Нижегородской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области, ООО «КАДАСТР Нижегородской области», Товариществу собственников жилья «Лагуна Ф», Органу опеки и попечительства Администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода о признании незаконным землеустроительного дела, оспаривании действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области по постановке на кадастровый учет земельного участка,
у с т а н о в и л :
Ф.И.О.3 обратился в суд с исковыми требованиями к Ф.И.О.1, Управлению Росреестра по Нижегородской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области, ООО «Кадастр Нижегородской области», ТСЖ «Лагуна-Ф» с требованиями о признании незаконным землеустроительного дела (описания земельного участка), а также незаконными действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1640 кв.м., кадастровый номер [ № ], принадлежащего на праве собственности Ф.И.О.1, указав на то, что [ 00.00.0000 ] Афонинским сельским Советом народных депутатов на основании Распоряжения [ № ] Ф.И.О.3 был выделен земельный участок площадью 0,08 га в районе д. Кузьминки (сейчас – г. Н. Новгород, Нижегородский район, Александровская слобода) для строительства индивидуального жилого дома. Указанный участок принадлежит Ф.И.О.3 на праве собственности, что ранее подтверждалось Свидетельством [ № ] на право собственности от [ 00.00.0000 ] , а в настоящий момент - Свидетельством о государственной регистрации права [ № ] от [ 00.00.0000 ] . Данный земельный участок входит в состав земельного участка (кадастровый номер [ № ]), принадлежащего в настоящий момент на праве собственности Ф.И.О.1 Право собственности Ф.И.О.1 (Свидетельство о государственной регистрации права серия [ № ] от [ 00.00.0000 ] ) на данный участок возникло на основании Свидетельства о праве на наследство [ № ] от [ 00.00.0000 ] , в соответствии с которым Ф.И.О.1 явилась наследником принадлежащего Ф.И.О.2 имущества, в том числе данного земельного участка (ранее земельный участок имел кадастровый номер [ № ]). У Ф.И.О.2 право собственности на данный земельный участок возникло на основании двух договоров купли-продажи земельных участков от [ 00.00.0000 ] На основании данных договоров Ф.И.О.2 купил пять земельных участков у пяти продавцов. Указанные пять земельных участков на кадастровом учете не стояли, распоряжение об объединении данных участков в один участок органом исполнительной власти не выдавалось, однако Ф.И.О.2 получил свидетельство о праве собственности на единый участок площадью 1640 кв.м. (регистрационная запись [ № ] от [ 00.00.0000 ] ) В дальнейшем для регистрации своего права собственности Ф.И.О.1 обратилась в ООО «Кадастр-Нижегородской области» для межевания полученного по наследству земельного участка площадью 1640 кв.м. ООО «Кадастр-Нижегородской области» составило описание земельного участка (землеустроительное дело по упорядочению на местности границ земельного участка) с нарушением норм действующего законодательства, на основании которого ФГУ «Земельная кадастровая палата» незаконно поставило на кадастровый учет земельный участок, в результате чего земельный участок Ф.И.О.3 площадью 800 кв.м. вошел полностью в земельный участок, которому был присвоен кадастровый номер [ № ], и который принадлежит сегодня Ф.И.О.1 на праве собственности ( с кадастровым номером [ № ]). Согласно ст.70 ЗК РФ Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласно пп.1 п.3 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование). Согласно п.7 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласно п.1 ст.40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Статьей 22 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана. Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона N 221-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. В силу пункта 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, если в соответствии со статьей 39 данного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Согласно статье 11.1 ЗК РФ объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ, нормами которой предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков являются в том числе и кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка. В связи с тем, что с Ф.И.О.3 границы земельного участка, принадлежавшего на праве собственности Ф.И.О.2, а затем Ф.И.О.1, не согласовывались, считаю незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 1640 кв.м., кадастровый номер [ № ] (в настоящий момент - с кадастровым номером [ № ]). Кроме того, получив технические отчеты об определении границ пяти земельных участков, купленных Ф.И.О.2 в 1996 г., и сопоставив их относительно прохождения границ земельного участка, кадастровый номер [ № ], ФГУ «Земельная кадастровая палата» сделало вывод о том, что их границы не совпадают. То есть купленные Ф.И.О.2 пять земельных участков не входят полностью в тот участок, который в итоге был поставлен на учет с кадастровым номером [ № ]. В результате незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером [ № ], площадью 1640 кв.м., и дальнейшей регистрации права собственности Ф.И.О.1 на данный участок, нарушены права Ф.И.О.3, поскольку принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью 800 кв.м. вошел в земельный участок с кадастровым номером [ № ]. ТСЖ «Лагуна Ф» осуществляло согласование спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Ф.И.О.6 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных требований отказать, считает, что права истца никак не нарушены оспариваемыми действиями.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» представил письменный отзыв, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, деревня Кузьминка, улица Полевая, участок [ № ], с кадастровым номером [ № ], поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления от [ 00.00.0000 ] , свидетельства о праве на наследство по завещанию [ № ] от [ 00.00.0000 ] и материалов межевания - описания земельного участка, выполненного ООО «Кадастр – Нижегородской Области». В связи с отнесением указанного земельного участка к территории г.Н.Новгорода кадастровый номер изменен на [ № ]. Право собственности зарегистрировано за Ф.И.О.7 Земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в районе деревни Кузьминка внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером [ № ] в качестве ранее учтенного на основании свидетельства о праве собственности от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Право собственности зарегистрировано за Ф.И.О.3 В адрес Учреждения направлены материалы межевания (инвентаризации) земельных участков, приобретенных Ф.И.О.2 по договорам купли – продажи у физических лиц. При занесении сведений о прохождении границ указанных участков в государственный кадастр недвижимости и сопоставлении их относительно прохождения границы земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 52:18:0060314:51 можно сделать вывод о том, что их границы не совпадают. Таким образом, земельный участок, находящийся в собственности Ф.И.О.1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию имущества Ф.И.О.2 и земельные участки, приобретенные Ф.И.О.2 по договорам купли – продажи, не являются одним и тем же объектом. Относительно согласования границ земельного участка с кадастровым номером [ № ] указывают, что материалы межевания – описание границ земельного участка, выполненные ООО «Кадастр- Нижегородской области» и послужившие основанием для постановки его на государственный кадастровый учет ( в качестве технической документации ), не содержат акта согласования границ со смежными землепользователями в соответствии с требованиями Приказа Росземкадастра от [ 00.00.0000 ] № П/327. Указанный документ должен содержаться в землеустроительной документации, находящейся в архивах Ростреестра. Нарушение процедуры согласования границ земельного участка с кадастровым номером [ № ], предусмотренной действующим законодательством, могла повлечь за собой нарушение прав смежных землепользователей. На основании вышеизложенного полагает, что выполненные материалы межевания земельного с кадастровым номером [ № ] могли послужить основанием для незаконной постановки его на государственный кадастровый учет.
Председатель ТСЖ «Лагуна-Ф» в судебном заседании исковые требования истца не признал.
Представитель ООО «Кадастр-Нижегородская область» пояснил, что они как землеустроительная организация производили обмер земельных участков Ф.И.О.1 по фактическому использованию. Технические отчеты по обмеру пяти земельных участков Ф.И.О.2 не видели, заказчик их не предоставлял.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Ф.И.О.1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером [ № ], право собственности на него возникло на основании Свидетельства о праве на наследство [ № ] от [ 00.00.0000 ] , в соответствии с которым Ф.И.О.1 явилась наследником принадлежащего Ф.И.О.2 имущества, в том числе указанного земельного участка (ранее земельный участок имел кадастровый номер [ № ]).
У Ф.И.О.2 право собственности на данный земельный участок возникло на основании двух договоров купли-продажи земельных участков от [ 00.00.0000 ] На основании данных договоров Ф.И.О.2 купил пять земельных участков у пяти продавцов.
Указанные пять земельных участков на кадастровом учете не стояли, распоряжение об объединении данных участков в один участок органом исполнительной власти не выдавалось, однако Ф.И.О.2 получил свидетельство о праве собственности на единый участок площадью 1640 кв.м. (регистрационная запись [ № ] от [ 00.00.0000 ] ).
Для регистрации своего права собственности Ф.И.О.1 обратилась в ООО «Кадастр-Нижегородской области» для межевания полученного по наследству земельного участка площадью 1640 кв.м.
При межевании полученного по наследству земельного участка материалы межевания (инвентаризации) земельных участков, приобретенных Ф.И.О.2 по договорам купли – продажи у физических лиц не использовались, обмер земли произведен по факту использования.
При рассмотрении дела установлено, что границы земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером [ № ] и пяти земельных участков, приобретенных Ф.И.О.2, не совпадают. При таких условиях описание земельного участка, составленное ООО «Кадастр-Нижегородской области», является незаконным и не может выступать основанием для постановки земельного участка Ф.И.О.1 на кадастровый учет.
Также материалы межевания – описание границ земельного участка, выполненные ООО «Кадастр-Нижегородской области» и послужившие основанием для постановки его на государственный кадастровый учет ( в качестве технической документации ), не содержат акта согласования границ со смежными землепользователями в соответствии с требованиями Приказа Росземкадастра от [ 00.00.0000 ] № П/327.
Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пп.1 п.3 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование). Согласно п.7 ст.39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласно п.1 ст.40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласования местоположения границ земельного участка Ф.И.О.1 не было сделано.
Истцу Ф.И.О.3 [ 00.00.0000 ] Афонинским сельским Советом народных депутатов на основании Распоряжения [ № ] был выделен земельный участок площадью 0,08 га в районе д. Кузьминки (сейчас – г. Н. Новгород, Нижегородский район, Александровская слобода) для строительства индивидуального жилого дома. Указанный участок принадлежит Ф.И.О.3 на праве собственности, что ранее подтверждалось Свидетельством [ № ] на право собственности от [ 00.00.0000 ] , а в настоящий момент - Свидетельством о государственной регистрации права [ № ] от [ 00.00.0000 ] По мнению истца данный земельный участок по факту входит в состав земельного участка с кадастровым номером [ № ], принадлежащего в настоящий момент на праве собственности Ф.И.О.1 Следовательно, ответчица при проведении межевания должна была согласовывать местоположение границ своего участка также с Ф.И.О.3
Нарушение процедуры согласования границ земельного участка с кадастровым номером [ № ], предусмотренной действующим законодательством, влечет за собой нарушение прав смежных землепользователей. Поэтому выполненные материалы межевания земельного участка с кадастровым номером [ № ] послужили основанием для незаконной постановки его на государственный кадастровый учет.
Таким образом, постановка ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером [ № ], принадлежащего на праве собственности Ф.И.О.1, является незаконной.
Исходя из изложенного, суд считает исковое заявление Ф.И.О.3 подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ф.И.О.3 к Ф.И.О.4, как законному представителю Ф.И.О.1, Обществу с ограниченной ответственностью «КАДАСТР Нижегородской области» удовлетворить.
Признать незаконным выполненное ООО «КАДАСТР Нижегородской области» Землеустроительное дело по упорядочению на местности границ земельного участка (Описание земельного участка) площадью 1 644 кв.м, принадлежащего Ф.И.О.1, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, деревня Кузьминка, ул. Полевая, участок [ № ].
Признать незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 1 640 кв.м, кадастровый номер [ № ], принадлежащего на праве собственности Ф.И.О.1.
В удовлетворении исковых требований Ф.И.О.3 к Управлению Росреестра Нижегородской области, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области, Товариществу собственников жилья «Лагуна Ф», Органу опеки и попечительства Администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.
Судья Е.С. Поляков