Дело № 2-5983/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Бушминой А.Е., при секретаре Некрасовой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу о включении стажа службы в налоговой полиции для назначении пенсии за выслугу лет,
установил:
Истец Ф.И.О.1 обратилась в суд с иском к ответчику ГУ МВД по Приволжскому федеральному округу, указав, что в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проходила службу в управлении федеральной службы налоговой полиции по Нижегородской области и Главном управлении Федеральной службы налоговой полиции по Приволжскому федеральному округу, с присвоением ей офицерских званий. В соответствии с указом Президента РФ № 306 от 11.03.03 Федеральная служба налоговой полиции упразднена, с передачей ее функций по пресечению налоговых преступлений и правонарушений в МВД РФ.
С [ 00.00.0000 ] по настоящее время истец проходит службу в Главном управлении МВД по Приволжскому федеральному округу.
До поступления на службу в налоговую полицию работала на бухгалтерских должностях в период:
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ТОО Предприятие «Монитор»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности бухгалтера Общественного объединения «Союз обманутых»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ЗАО «Агро-Инвест»,
Всего 4 года 3 месяца 2 дня.
В силу п. «б» ст.11 Закона 2О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, осуществляет МВД РФ.
В части 3 ст.50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции РФ», утвержденного постановлением Верховного Совета РФ № 4991-1 от 20.05.1993, указано, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы РФ, в также зачисляется время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Согласно пункту 6 указа Президента РФ № 718 от 15.05.06 установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
За время прохождения службы в Главном управлении МВД РФ по ПФО в расчет процентной надбавки за выслугу лет истцу включены периоды работы на бухгалтерских должностях, предшествовавшие службе в органах налоговой полиции. Но просьба истца о включении в стаж службы в налоговой полиции для целей пенсионного обеспечения периодов работы на бухгалтерских должностях отклонена. Причиной послужило то, что данный вопрос не прошел согласование в пенсионном отделе ГУВД по Нижегородской области, которое в данном случае обязательно.
Истец просит включить ей в стаж службы в налоговой полиции, для назначения пенсии за выслугу лет, периодов работы на бухгалтерских должностях сроком 4 года 3 месяца 2 дня
В порядке ст.39 ГПК РФ истец изменила заявленные требования
Истец просит суд: просит обязать ответчика включить в стаж службы в налоговой полиции периоды работы на бухгалтерских должностях:
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ТОО Предприятие «Монитор»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности бухгалтера Общественного объединения «Союз обманутых»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ЗАО «Агро-Инвест».
Ответчик представил в суд письменные возражения , в которых указал, что ст.50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции предусмотрено включение в выслугу лет лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, помимо времени, предшествовавшего военной службе, время работы на предприятиях, в учреждениях, организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Указанный порядок законодательством установлен не был, так как пункт 6 указа Президента РФ № 718 от 15.05.1996 устанавливает надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, при исчислении которых учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Более того, как указано в п.5 ст.13 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.1993 № 5238-1: «Выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций. Имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции».
Истица не относится к указанной в законе категории лиц, поскольку до поступления в органы налоговой полиции не проходила службу ни в правоохранительных, ни в налоговых органах, а также не являлась военнослужащей.
О том же свидетельствует определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 № 400-О-О.
Выслуга лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции исчисляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.
Кроме того, ранее действовавшие нормативные акты, регулирующие порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции, в настоящее время утратили силу
Третье лицо ГУ МВД России по Нижегородской области представило в суд письменные возражения , в которых против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, аналогичным возражениям ответчика.
В судебном заседании истец Ф.И.О.1 исковые требования поддержала, дала пояснения по существ иска.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ф.И.О.3 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления МВД РФ по Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.4 против удовлетворения исковых требований возражает по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
В соответствии со ст.39 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
В соответствии со ст.18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность, законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Судом установлено, что истец до прохождения службы в управлении Федеральной службы налоговой полиции по Нижегородской области работала в следующих должностях:
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ТОО Предприятие «Монитор»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности бухгалтера Общественного объединения «Союз обманутых»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ЗАО «Агро-Инвест»
Указанные должности относятся к должностям по бухгалтерским специальностям.
С [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] истец проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по [ адрес ] в должностях начальствующего состава
Истцу при прохождении службы в органах Федеральной службы налоговой полиции истцу было присвоено специальное звание «капитан налоговой полиции»
Приказом [ № ] от [ 00.00.0000 ] истец назначена на должность главного специалиста-ревизора в ГУ МВД по Приволжскому федеральному округу с [ 00.00.0000 ]
Согласно ч. 3 ст.17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года № 5238-1 (в редакции от 31.12.2002 г.) «О федеральных органах налоговой полиции», пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30.06.2002 г.).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Данный документ утратил силу с 01.07.2003 г. за исключением пункта 1 в части, касающейся норм Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, определяющих условия службы в федеральных органах налоговой полиции, основания и порядок прекращения указанной службы, в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ (ст.ст.56, 57 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ).
Согласно п.6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 № 718 «Вопросы государственной налоговой службы РФ» при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам государственной налоговой службы РФ, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Согласно п.6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 № 718 «Вопросы государственной налоговой службы РФ» (в ред.Указа Президента РФ от 25.07.2000 N 1358), при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово - экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Данная редакция Указа Президента РФ от 15.05.1996 № 718 действует в настоящее время.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действует и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 ст. 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции»), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
Статьей 54 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ также установлено, что выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит.
В ч.3 ст.50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
При этом путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
Таким образом, поскольку истец до поступления в органы налоговой полиции работала на бухгалтерских должностях, имела специальное звание в налоговой полиции, эти периоды работы должны быть включены в стаж службы в налоговой полиции для назначения пенсии за выслугу лет.
Факт утраты силы нормативных правовых актов, регулировавших прохождение службы в органах налоговой полиции, не может быть основанием для отказа во включении в выслугу лет указанных периодов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ф.И.О.1 удовлетворить.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу включить Ф.И.О.1 в стаж службы в налоговой полиции для назначения пенсии за выслугу лет следующих периодов работы в бухгалтерских должностях:
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ТОО Предприятие «Монитор»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности бухгалтера Общественного объединения «Союз обманутых»,
- с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности главного бухгалтера ЗАО «Агро-Инвест».
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья А.Е.Бушмина