решение по делу о понуждении к перерасчету пенсии по случаю потери кормильца, взыскании задолженности



Дело № 2-8570/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе

председательствующего судьи Хохловой Н.Г.

при секретаре Глуховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1, Ф.И.О.2 к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел РФ по Нижегородской области о понуждении к перерасчету пенсии по случаю потери кормильца, взыскании задолженности

УСТАНОВИЛ:

В суд с исковым заявлением обратились выше названные истцы, в котором просят установить статус «Ветерана боевых действий» Ф.И.О.3 на основании ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах», назначить надбавку в размере 32% от базовой части трудовой пении по старости с [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2, Ф.И.О.1, взыскать с ответчика с пользу Ф.И.О.2 задолженность в сумме 45558 рублей 34 копейки, в пользу Ф.И.О.1 39670 рублей 61 коп.

В обоснование предъявленного иска истцы указали, что они являются членами семьи погибшего [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.6 при участии в боевых действиях на территории СКР ветеранов боевых действий. Они являются получателями пенсии по случаю потери кормильца Ф.И.О.4 с [ 00.00.0000 ] , Ф.И.О.9 с [ 00.00.0000 ] Истцы считают, что в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» имеют право на повышение размера пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии, установленной в размере базовой части трудовой пенсии по старости, пенсии по случаю потери кормильца. Истцы также считают, что погибший Ф.И.О.3 имеет статус «ветерана боевых действий». Орган пенсионного обеспечения ГУВД по Нижегородской области отказал им в перерасчете пенсии, указав, что истцы не относятся к категории лиц, имеющих статус «ветеранов боевых действий». Не согласившись с данными действиями ответчика, истцы обратились в суд.

Истцы в судебном заседании не присутствовали, о дне и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, при таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

Представитель истцов (по доверенности) Ф.И.О.7 поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ГУ МВД РФ по Нижегородской области на основании доверенности Ф.И.О.8 в судебном заседании с иском истцов не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно ст. 39 Конституции РФ - «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.., и иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Судом установлено, что с [ 00.00.0000 ] была назначена пенсия по потери кормильца отцу Ф.И.О.6Ф.И.О.1 истцу по делу, [ 00.00.0000 ] матери Ф.И.О.6Ф.И.О.2, поскольку их сын Ф.И.О.3, проходивший службу в органах внутренних дел, погиб [ 00.00.0000 ] при исполнении служебных обязанностей в период боевых действий на территории Чеченской Республики.

Согласно пп. 1 ч.1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», в редакции, действующей с [ 00.00.0000 ] , к 1) к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации ».

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (ст. 3, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно разделу 3 указанного перечня, действия статей 3 и 4 ФЗ «О ветеранах» распространяются на лиц, принимавших участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Таким образом, с 01.01.2004 года законодатель относит сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, к категории «ветеран боевых действий». Соответственно погибший Ф.И.О.3 относится к категории «ветеран боевых действий».

В силу п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …» в редакции, действующей в период до [ 00.00.0000 ] , пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий )пп1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона».

Согласно п. «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …», в редакции от 03.12.2007, действующей с 01.01.2008 г.:

«Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:

г) … ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона».

Согласно ч.ч 1 статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …» - «Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии».

Из анализа положений Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …» видно, что он предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и по выслуге лет получают сами военнослужащие, а третий вид пенсии – пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 29 вышеуказанного закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …», то есть от дохода, который получал сам кормилец.

Таким образом, субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 вышеуказанного закона, являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Согласно ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …» - «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком».

    Судом из представленных документов установлено, что Ф.И.О.3 принимал участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, следовательно, с [ 00.00.0000 ] он относится к категории «ветеранов боевых действий».

Таким образом, истцы получает пенсию по потери кормильца без учета положений п. «г» с. 45 Закона РФ от [ 00.00.0000 ] N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» как в старой, так и в новой редакции.

При указанных обстоятельствах исковые требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части перерасчета пенсии и установления надбавки к пенсии в размере 32%.

Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсия по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец.

Согласно ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, «Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии».

Согласно п. «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …», в редакции от 03.12.2007, действующей с 01.01.2008 г.:

«Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:

г) … ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона».

Согласно статьи 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, …», в редакции от 03.12.2007, действующей с 01.01.2008 г.:

«Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») исходя из этого увеличения.

Повышения пенсий, предусмотренные пунктами "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных пунктами "г" - "и" части первой статьи 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений.

С учетом данных норм права, с ответчика в пользу Ф.И.О.1 подлежит взысканию задолженность по пенсии в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в сумме 41890 рублей 75 копеек, в пользу Ф.И.О.2 47592 рубля 60 копеек за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ]

Кроме того, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Ф.И.О.2, Ф.И.О.1 надбавку в размере 32% от базовой части трудовой пенсии с [ 00.00.0000 ]

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Обязать Главное Управление Министерства Внутренних Дел РФ по Нижегородской области назначить Ф.И.О.2, Ф.И.О.4 надбавку к пенсии по случаю потери кормильца с [ 00.00.0000 ] , с учетом права Ф.И.О.2 на ее получение с [ 00.00.0000 ] , Ф.И.О.1 с [ 00.00.0000 ] , с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости.

Взыскать с Главного Управления Министерства Внутренних Дел РФ по Нижегородской области в пользу Ф.И.О.2 задолженность по пенсии в сумме 47592 рубля 60 копеек за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с учетом 32% надбавки.

Взыскать с Главного Управления Министерства Внутренних Дел РФ по Нижегородской области в пользу Ф.И.О.1 задолженность по пенсии в сумме 41890 рублей 75 копеек за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с учетом 32% надбавки.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Судья                                                                             Н.Г. Хохлова