решение по делу о признании незаконным решения



    Дело № 2-8995/11

    РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода

в составе председательствующего судьи Хохловой Н.Г.

при секретаре Глуховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. Новгороде гражданское дело по заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Отдела водных ресурсов по Нижегородской области ВВБВУ по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов,

    у с т а н о в и л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Отдела водных ресурсов по Нижегородской области ВВБВУ по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Заявленные требования обосновал тем, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте 2011 г. проведена проверка исполнения законодательства при реализации разрешительных процедур в сфере природопользования на территории Нижегородской области Нижегородским отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления (ВБВУ). В ходе проверки установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» [ № ] нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты». Функции по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты на территории Нижегородской области осуществляет Отдел водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления (далее Отдела) в соответствии с п.5.10 Положения об отделе водных ресурсов бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в субъекте Российской Федерации, утвержденный приказом ВВБВУ от [ 00.00.0000 ] [ № ].

[ 00.00.0000 ] заместителем руководителя ВВБВУ – начальником отдела Ф.И.О.3 был утвержден норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Рудня ОАО «Маслосырзавод «Починковский», при этом допустимый сброс сульфат-аниона (утвержденный НДС по сульфат-аниону) был установлен в количестве 11,23 тн в год, а фактический сброс сульфат-аниона составил    5,792 тн в год, допустимый сброс хлорид - анионов (утвержденный    НДС    хлорид-анионов)    установлен    33,69    тн    в    год, фактический 6,112 тн в год.

Данный проект НДС ОАО «Маслосырзавод «Починковский» прошел согласование в Верхне-Волжском межрегиональном территориальном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от [ 00.00.0000 ] № НДС-21 и Волжско-Окском управлении Федеральной службы по экологическому-технологическому и атомному надзору от [ 00.00.0000 ] № ВТ-3826/09.

Нормативы допустимых сбросов в р. Рудня сульфат - анионов, хлорид анионов ОАО «Маслосырзавод «Починковский»Отделом водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления [ 00.00.0000 ] были утверждены не в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным решение от [ 00.00.0000 ] Отдела водных ресурсов по Нижегородской области ВВБВУ по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Рудня ОАО «Маслосырзавод «Починковский» по сульфат -анионам, по хлорид-анионам.

    В судебном заседании помощник прокурора Ф.И.О.2 заявленные требования поддержала в полном объеме.

    Представитель заинтересованного лица Отдела водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Нижегородской области Ф.И.О.3 (по доверенности) заявление прокурора считает не подлежащим удовлетворению.

    Представитель заинтересованного лица ОАО «Маслосырзавод «Починковский» на основании доверенности Ф.И.О.4 также считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

    Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.9 Конституции РФ «земля и другие природные ресурсы, к которым относятся водные объекты, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В силу п.1 ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Водные объекты являются составной частью окружающей среды, средой обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как природного ресурса, используемого человеком для личных и бытовых нужд.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 35 Водного Кодекса РФ поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Пунктом 1 данного постановления установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. [ № ]. ст. 514). Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» определено Министерству природных ресурсов Российской Федерации утвердить в 3-месячный срок по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждена приказом МПР России от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее Методика). В соответствии с пунктом 12 Методики разработка величин НДС осуществляется как организацией водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Пунктом 22 Методики определено, что в случае отсутствия утверждённых в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ). величины нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) рассчитываются для отдельных водопользователей.

Главой 3 Методики установлен порядок расчёта величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки. В соответствии с пунктом 25 главы 3 Методики при расчёте условий сброса сточных вод сначала определяется значение Сцдс (допустимая концентрация загрязняющего вещества, г/м3). обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учётом требований Методики, а затем определяется НДС согласно формуле: НДС= q Сндс, где q - расход сточных вод. При фоновой концентрации загрязняющего вещества в водном объекте ниже предельно допустимой концентрации (ПДК) пунктом 26 Методики даётся основная расчётная формула для определения Сндс, где учитывается ассимилирующая способность рек, т.е. способность принимать со сточными водами загрязняющее вещество выше ПДК (разбавление поступающей сточной воды).

Главами 4 «Расчёт величин НДС для водохозяйственного участка водотока». 5 «Расчёт НДС для отдельных выпусков в водохранилища и озёра», 6 «Расчёт величин НДС для совокупности выпусков в водохранилища и озёра, расположенных в пределах водохозяйственного участка», 7 «Расчёт величин НДС для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации», 8 «Расчёт величин НДС для совокупности выпусков во внутренние морские воды, расположенных в пределах водохозяйственного участка, и в территориальное море Российской Федерации» даётся основная расчётная формула для определения Сндс. где также учитывается ассимилирующая способность водного объекта.

Пунктом 12 Методики установлено требование, если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчётного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс.

Функции по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты на территории Нижегородской области осуществляет Отдел водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления (далее Отдела) в соответствии с п.5.10 Положения об отделе водных ресурсов бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом ВВБВУ от [ 00.00.0000 ] [ № ].

[ 00.00.0000 ] заместителем руководителя ВВБВУ – начальником отдела Ф.И.О.3 был утвержден норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Рудня ОАО «Маслосырзавод «Починковский», при этом допустимый сброс сульфат-аниона (утвержденный НДС по сульфат-аниону) был установлен в количестве 11,23 тн в год, а фактический сброс сульфат-аниона составил    5,792 тн в год, допустимый сброс хлорид - анионов (утвержденный    НДС    хлорид-анионов)    установлен    33,69    тн    в    год, фактический 6,112 тн в год.

Данный проект НДС ОАО «Маслосырзавод «Починковский» прошел согласование в Верхне-Волжском межрегиональном территориальном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от [ 00.00.0000 ] № НДС-21 и Волжско-Окском управлении Федеральной службы по экологическому-технологическому и атомному надзору от [ 00.00.0000 ] № ВТ-3826/09.

Нормативы допустимых сбросов в р. Рудня сульфат - анионов, хлорид анионов ОАО «Маслосырзавод «Починковский»Отделом водных ресурсов по Нижегородской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления [ 00.00.0000 ] были утверждены не в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с п. 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс.

Таким образом, норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Теша по сульфат-анионам ООО «Ремондис Арзамас Сервис» должен составлять 1224,5794956 тн в год, по хлорид-анионам 1584,4339965 тн в год, по Спав-анионам 1,056289331 тн в год, по хрому 6-ти валентному - 0,17903209 тн/год, по свинцу -0,035806418 тн/год.

Завышая     показатели     нормативов     допустимых     сбросов     веществ     и микроорганизмов в р.Рудня    Нижегородский отдел водных ресурсов ВВБВУ нарушает действующее законодательств, а это приводит к ухудшению качества воды в р.Рудня, при этом нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ. В тоже время, поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем водному законодательству обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

При указанных обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 254- 258 ГПК РФ, суд

    р е ш и л:

    Заявление прокурора удовлетворить.

Признать незаконным решение [ 00.00.0000 ] Отдела водных ресурсов по Нижегородской области ВВБВУ по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р.Рудня для ОАО «Маслосырзавод «Починковский» по сульфат-анионам, по хлорид-анионам,.

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.

    Судья                                                                         Н.Г. Хохлова