Дело № 2-6142/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Полякова Е.С., при секретаре Чернышевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.3 к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области о перерасчете пенсии и взыскании задолженности с учетом индексации,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ФСБ РФ, УФСБ РФ по Нижегородской области, указав в обоснование заявленных требований следующее (с учетом изменения исковых требований с порядке ст.39 ГПК РФ) .
Истец [ 00.00.0000 ] был уволен с действительной военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с должности «старший оперуполномоченный в территориальном органе безопасности» в Украине. С [ 00.00.0000 ] состоит на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ РФ по Нижегородской области, которое до [ 00.00.0000 ] выплачивало истцу пенсию согласно Закону СССР от 28.04.1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих»; с [ 00.00.0000 ] - выплачивает в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». [ 00.00.0000 ] истец направил в адрес ФСБ России заявление о предоставлении информации, непосредственно затрагивающей его права, как пенсионера, где попросил предоставить сведения о размерах окладов по нетиповой воинской должности «ст. о/у в ТОБ», которые действовали в РФ в указанный период. [ 00.00.0000 ] получил ответ из Финансово - экономического управления Службы обеспечения деятельности ФСБ РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] , из которого следует, что индексации и увеличения оклада по последней штатной должности «ст. о/у в ТОБ» в Украине в сумме 4 858 руб. (с которой истец был уволен с военной службы) с момента назначения ему пенсии и далее «осуществлялись на основании соответствующих решений Правительства РФ», а сведения об изменении размера оклада по воинской должности (далее - ОВД), из которого исчислялась пенсия в испрашиваемый период, сообщались письмом УФСБ от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Из названного письма следует, что перерасчеты пенсии истца с [ 00.00.0000 ] и с [ 00.00.0000 ] , осуществлялись УФСБ не исходя из размеров денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе в должности «ст. о/у в ТОБ», определяемых в порядке, предусмотренном Постановлениями Совета Министров - Правительства СССР и РФ, а на основании указаний ФЭУ ФСБ РФ от [ 00.00.0000 ] и от [ 00.00.0000 ] соответственно. Ссылки УФСБ на указания ФЭУ ФСБ РФ, по мнению истца, являются несостоятельными, так как действовавшим законодательством СССР и РФ указанный орган (ФЭУ ФСБ РФ) не наделялся полномочиями по определению порядка установления норм и видов денежного довольствия, учитываемых при исчислении пенсий, в том числе по разработке методик перерасчета ранее назначенных пенсий. Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 года №783 «О дополнительном повышении денежного содержания военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава» предписывалось с 01.11.1992 года повысить в 1,5 раза должностные оклады и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих, а Распоряжением Правительства РФ от 21.12.1992 года № 2395-р «О перерасчёте с 1 ноября 1992 года размеров пенсий за выслугу лет и по инвалидности» указано на перерасчёт с 01.11.1992 года размеров пенсий военным пенсионерам в связи с увеличением денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе: «во исполнение Указа Президента РФ от 16.07.1992 года № 781 пересчитать с 01.11.1992 года размеры пенсий за выслугу лет лицам офицерского состава, назначенные в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», исходя из увеличенного с 01.11.1992 года денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе. УФСБ по Нижегородской области требования этих нормативно-правовых актов не исполнило и, с 01.11.1992 г. лишь увеличило размер пенсии истца в 1,3 раза на основании указания ФЭУ ФСБ РФ от [ 00.00.0000 ] . В результате такого перерасчета пенсии истца УФСБ выплатило отдельно за ноябрь 1992 года и отдельно за декабрь 1992 года в качестве пенсии 5 136, 57 руб. Хотя согласно нормативно - правовым актам, указанным выше, обязано было выплатить: 5926,82 руб. =(4858,00*1,5+2300,00*1,5+(4858,00*1,5+2300,00*1,5)*0,2)*0,46; где 4858 руб. - размер ОВД из прилагаемой Выписки из Справки УФСБ от [ 00.00.0000 ] ; 2300 руб. - размер оклада по воинскому званию (ОВЗ) «майор», указанный в ней же; 46% (или 0,46) - размер пенсии истца от денежного довольствия в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ; 20% (или 0,2) - размер надбавки за выслугу лет в % с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] Таким образом, по мнению истца, в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] УФСБ (по указанию ФЭУ ФСБ России от [ 00.00.0000 ] ) нарушило его право на получение пенсии в строго установленном законом размере и недоплатило 790,25 руб. за ноябрь 1992 г. и 790,25 руб. за декабрь 1992 г. Считает указанные действия УФСБ и ФЭУ ФСБ России незаконными. Во исполнение пунктов 2 и 11 Постановления Правительства РФ №65 от 27.01.1993 г. ««Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно исполнительной системы и усилении их социальной защиты» Министерство безопасности РФ обязано было с 01.01.1993 г. установить для военнослужащих органов безопасности РФ оклады по нетиповым воинским должностям применительно к окладам военнослужащих, указанным в Приложении № 1 к этому Постановлению № 65; пересчитать пенсии за выслугу лет, назначенные военнослужащим, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим постановлением денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) согласно приложению №7 к Постановлению №65 и размеры процентных надбавок за выслугу лет военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) согласно Приложению № 8 к Постановлению № 65 предписано было установить п. 1 Постановления № 65 с момента введения его в действие. По мнению истца УФСБ обязано было с 01.01.1993 г. пересчитать его пенсию, исходя из размера ОВД «ст. о/у в ТОБ». установленного МБ РФ согласно и. 2 Постановления № 65 в сумме 20950,00 руб.; размера ОВЗ «майор», установленного согласно приложению № 7 к Постановлению № 65 в сумме 7000 руб.; размера процентной надбавки за мою выслугу лет, равного 30%, установленного согласно приложению № 8 к Постановлению № 65. Однако УФСБ требования Постановления № 65 не исполнило, и с 01.01.1993 г. лишь увеличило размер пенсии истца (от суммы пенсии по состоянию на 01.11.1992 г.) в 2 раза на основании указания ФЭУ ФСБ РФ от [ № ] В результате такого перерасчета пенсии УФСБ выплатило истцу за январь 1993 г. в качестве пенсии 10273,14 руб. Хотя согласно вышеназванным нормам Постановления №65 обязано было выплатить: 16714,10 руб.=(20950 руб.+7000 руб.+(20950 руб.+7000 руб.)*0,3)*0,46; где 20950 руб. - размер ОВД «ст. о/у в ТОБ», неправомерно установленный для исчисления пенсии согласно п. 2 Постановления № 65 только с 01.02.1993 г., а не с 01.01.1993 г.; 7000 руб. - размер ОВЗ «майор», неправомерно установленный для исчисления пенсии согласно приложению № 7 к Постановлению № 65 только с 01.02.1993 г., а не с 01.01.1993 г.; 46% (0,46) -размер пенсии от денежного довольствия с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ; 30% (0,3) - размер надбавки за выслугу лет в %, неправомерно установленный для исчисления пенсии согласно приложению № 8 к Постановлению № 65 только с 01.02.1993 г., а не с 01.01.1993 г. Таким образом, по мнению истца, в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] УФСБ (по указанию ФЭУ ФСБ России от [ 00.00.0000 ] ) нарушило его право и недоплатило за январь 1993 г. 6440. 96 руб. Считает такие действия УФСБ и ФЭУ ФСБ России незаконными. В силу ст.ст. 10, 11 Закона № 4468-1 ФСБ России в отношении военнослужащих, уволенных с военной службы из органов ФСБ РФ, является единственным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение, финансируемое за счет средств федерального бюджета. Непосредственно вопросами пенсионного обеспечения и социального обслуживания лиц, уволенных с военной службы из ФСБ, и их семей занимаются территориальные органы ФСБ РФ -Управления по отдельным регионам (ТОБ). Согласно п. 2 Положения «О федеральной службе безопасности РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 г. № 960 (с последующими изменениями), ТОБ (а также ФЭУ ФСБ России) руководствуются в своей деятельности (в т. ч. по вопросам пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы из органов ФСБ) Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента - РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, настоящим Положением, нормативными правовыми актами ФСБ РФ. Указанная норма определяет иерархию нормативных правовых актов, которыми обязано руководствоваться УФСБ (а также ФЭУ ФСБ России) в своей деятельности. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина, указанные в главе 2, в состав которой входит ст. 39, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В связи с чем, по мнению истца, УФСБ по Нижегородской области, обязано было произвести перерасчеты его пенсии с 01.11.1992 г. на основании и в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства РФ от 21.12.1992 г. № 2395-р и Постановлением № 783, а с 01.01.1993 г. - на основании и в порядке, предусмотренном Постановлением №65. В результате инфляции своевременно невыплаченная истцу сумма пенсии значительно утратила свою покупательную способность. В соответствии со ст. ст. 1064, 1082 и 15 ГК РФ данный убыток должен быть полностью компенсирован. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ просит взыскать с ответчика задолженность по пенсии за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с учётом индексации по сводному индексу потребительских цен, рассчитанному Нижегородстатом по состоянию на [ 00.00.0000 ] В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] потерю покупательной способности своевременно невыплаченной пенсии (вследствие инфляции), по мнению истца, наиболее объективно отразит способ возмещения убытков, основанный на расчете, исходя из должностного оклада, установленного на момент выплаты. О возможности применения этого способа возмещения (расчета) убытков, возникающих в связи с несвоевременной выплатой денежных сумм, свидетельствует позиция Военной Коллегии Верховного суда РФ, изложенная в «Обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц» (от [ 00.00.0000 ] ) в разделе "Возмещение военнослужащим материального ущерба, причиненного несвоевременным обеспечением причитающимися видами довольствия». Указанный способ применим и справедлив лишь для случаев повышения окладов и других денежных выплат, периодически производимым в целях социальной защиты в условиях инфляции. К таким случаям, как указано в Обзоре, относятся повышения окладов денежного содержания, произведенные согласно Постановлению № 783.
Просит суд обязать ФСБ России через Управление ФСБ РФ по Нижегородской области: произвести перерасчет его пенсии за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в связи с увеличением с [ 00.00.0000 ] ОВД и ОВЗ военнослужащих в 1,5 раза на основании и в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства РФ от 21.12.1992 г. № 2395-р и Постановлением Правительства РФ № 783 от 14.10.1992 г.; обеспечить выплату образовавшейся за вышеуказанный период задолженности по пенсии, исходя из 50 % ОВД, из 50 % ОВЗ, из процентной надбавки за выслугу лет и из размера моей пенсии, из которых она исчислена по состоянию на момент вынесения судебного решения; произвести перерасчет пенсии за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в связи с установлением с [ 00.00.0000 ] в твердых суммах оклада по нетиповой воинской должности «старший оперуполномоченный в территориальном органе безопасности», ОВЗ «майор» и процентной надбавки за мою выслугу лет на основании и в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 65 от 27.01.1993 г.; обеспечить выплату образовавшейся за вышеназванный период задолженности по пенсии с учетом индексации по сводному индексу потребительских цен по Нижегородской области с февраля 1993 г. по дату фактической выплаты задолженности.
В суд истец не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика УФСБ по Нижегородской области, ФСБ РФ Ф.И.О.5 исковые требования не признал в полном объеме, дал объяснения по существу спора.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства, суд пришел к следующему.
Как следует из доводов сторон, материалов дела, пенсионное обеспечение истца в период с [ 00.00.0000 ] до [ 00.00.0000 ] осуществлялось в порядке и на условиях предусмотренных Законом СССР от 28.04.1990 г. № 1468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих», которым перерасчет пенсии одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих предусмотрен не был.
В соответствии со ст. 66 названного Закона пенсии военнослужащим ежегодно повышались с учетом изменения индекса стоимости жизни и роста заработной платы в порядке определенном Верховным Советом СССР, но не менее чем на 2% денежного довольствия из которого исчислена пенсия.
Пунктом 3 Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1990 г. № 725 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей» было предусмотрено, что изменение размеров денежного довольствия после увольнения со службы лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, присвоение военнослужащим в период пребывания их в запасе очередных воинских званий не являются основанием для пересмотра ранее назначенных им пенсий.
Таким образом, пересмотр пенсии в указанный период времени производился в силу прямого указания об этом в соответствующем нормативном правовом акте.
В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] порядок повышения пенсии лицам из числа военнослужащих был определен Указом Президента СССР от 19.12.1991 г. № УП-3074 «О пересмотре размеров пенсий, выплачиваемых пенсионерам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей» и Указом Президента РФ от 16.07.1992 № 781 «О перерасчете пенсий пенсионерам из числа лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей», на основании которых и производился перерасчет пенсии истцу.
В дальнейшем, в связи с рассмотрением проекта Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и подготовкой необходимой базы для осуществления своевременной выплаты пенсии в новых размерах, с целью усиления социальной защищенности военных пенсионеров, на основании телеграммы Министерства безопасности РФ, с 01 ноября 1992 года лицам, состоящем на пенсионном обеспечении в Управлении, фактически выплачиваемые размеры пенсий были повышены в 1,3 раза (на 30%).
В соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 21.12.1992 № 2395-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 781 с 1 ноября 1992 года производился перерасчет размера пенсии за выслугу лет и по инвалидности лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, назначенные в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», исходя из увеличенного с 1 ноября 1992 года денежного содержания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, состоящих на службе.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 783 «О дополнительном повышении денежного содержания военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава» с 1 ноября 1992 г. повышались должностные оклады и оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава в 1,5 раза.
В соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством, в соответствии с которым истцу осуществлялось в порядке и на условиях предусмотренных Законом СССР от 28.04.1990 г. № 1468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих», которым перерасчет пенсии одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих предусмотрен не был.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 783 «О дополнительном повышении денежного содержания военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава» предписывал Министерству безопасности Российской Федерации, министерствам и ведомствам, имеющим воинские формирования обеспечить повышение окладов по воинским (специальным) званиям военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава в пределах ассигнований, выделенных указанным министерствам и ведомствам на 1992 год.
Исходя из материалов пенсионного дела истца, и в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.12.1992 № 2395-р и Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 № 783 «О дополнительном повышении денежного содержания военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава» оклад Ф.И.О.3 по должности с [ 00.00.0000 ] составил бы – 4858 * 1,5 = 7287 руб. Оклад по воинскому званию с [ 00.00.0000 ] составил бы – 2300 * 1,5 = 3450 руб. Процентная надбавка за выслугу лет – 20% Всего: 12884 руб. 40 коп.
С учетом положений п.1 Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1990 года № 725 денежное довольствие, в части не превышающее десятикратного минимального размера оплаты труда учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть в размере 50 процентов.
Таким образом, денежное довольствие для расчета пенсии составляло бы: 9000 + (12884,4 - 9000) * 50 % = 10942 руб. 20коп.
(где 9000 – десятикратный размер минимальной заработной платы, установленный Законом РФ от 21.04.1992 г. № 2704-1 «О повышении минимального размера оплаты труда»).
Процент пенсии от денежного довольствия за 22 года военной выслуги Ф.И.О.3 - 46%.
Размер пенсии Ф.И.О.3 составил бы:
10942,20 * 46% = 5033 руб. 41коп.
Фактически за ноябрь и декабрь 1992 г. истец получил пенсию соответственно в сумме 5136 руб. 57 коп.
Таким образом, исполняя Указание ФЭУ от [ 00.00.0000 ] Управление ФСБ России по Нижегородской области, увеличив размер пенсии в 1,3 раза, фактически выплатило Ф.И.О.3 сумму больше, чем не нарушило прав истца.
Требования о взыскании недополученной пенсии в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] истец основывает на Постановлении Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты».
Указанным Постановлением установлены должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям вооруженных сил РФ.
Должностные оклады и оклады по воинским званиям сотрудникам Министерства безопасности РФ установлены с [ 00.00.0000 ] приказом МБ РФ от 06.03.93 г. № 87.
Если рассчитать размер пенсии истца за январь 1993 г. исходя из должностных окладов установленных с [ 00.00.0000 ] то она составила бы 9784,2 руб.
Оклад по должности (с [ 00.00.0000 ] ) – 20950 руб.;
Оклад по воинскому званию (с [ 00.00.0000 ] ) – 7000 руб.;
Процентная надбавка за выслугу лет – 20%
(новый размер процентной надбавки за выслугу лет 30% (с [ 00.00.0000 ] ) применению не подлежит поскольку Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 предусмотрен пересчет пенсии за выслугу лет только исходя из увеличенного денежного содержания военнослужащих. В соответствии с Законом РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», введенным в действие с 01.01.1993 г., в денежное содержание военнослужащих включался оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию).
Всего: 20950 + 7000 + (20950 + 7000)*20% = 33540 руб.
С учетом положений пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1990 г. № 725, денежное довольствие в части, не превышающей десятикратного размера минимальной заработной платы, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная часть в размере – 50 %
9000 + (33540 – 9000)*50% = 21270 руб.
(где 9000 – десятикратный размер минимальной заработной платы, установленный Законом РФ от 21.04.1992 г. № 2704-1 «О повышении минимального размера оплаты труда»).
Минимальный размер оплаты труда, который повышался в 1 квартале 1993 года до 2250 руб. (Закон РФ от 13.11.1992 г. № 2704-1 «О повышении минимального размера оплаты труда») применению не подлежит, так как в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1990 г. № 725 повышение минимальной заработной платы, произведенной в период с 1 января до 1 июля, учитывается с 1 июля.
Таким образом, денежное довольствие из которого необходимо рассчитывать пенсию истцу составляет 21270 руб.
Процент пенсии истца за выслугу 22 г. составляла на [ 00.00.0000 ] – 46 %
21270* 46% = 9784 руб. 20 коп.
Фактически за январь 1993 г. истец получил пенсию в сумме 10273 руб. 14 коп.
Таким образом, и в указанный период права Ф.И.О.3 нарушены не были.
Учитывая вышеизложенное, требования Ф.И.О.3 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Ф.И.О.3 в иске к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Нижегородской области о перерасчете пенсии и взыскании задолженности с учетом индексации в полном объеме.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд, путем подачи жалоб через Нижегородский районный суд.
Судья Е.С. Поляков