Дело № 2-2580/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе
председательствующего судьи Хохловой Н.Г.
при секретаре Глуховой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода к Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода, Администрации г. Н. Новгорода о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижегородского района г. Н. Новгорода обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств. В обоснование требований ссылается на то, что Прокуратурой Нижегородского района города Нижнего Новгорода совместно с Нижегородским отделом Инспекцией административно-технического надзора Нижегородской области в период с [ 00.00.0000 ] проведена проверка исполнения законодательства о благоустройстве территорий, что подтверждается актом проверки [ № ] и фотографиями.
В ходе проверки установлено, что проезжая часть дороги между домами [ № ] корп. [ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода в наледи, не очищена от снега до твердого покрытия.
В соответствие со ч. 1, 2, 3 ст. 5. Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны соблюдать требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области. Субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка исполняют предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка принадлежащих им объектов самостоятельно или с привлечением лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на основании договора (специализированные (подрядные) организации) или в силу закона.
Предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка объектов возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления и на их должностных лиц.
Согласно Постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 13.01.2010 года № 85 «О выполнении функций муниципального заказчика», администрациям районов города Нижнего Новгорода с 1 января 2010 года выступать муниципальными заказчиками на выполнение следующих видов работ на территории соответствующего района: содержание дорог, в том числе тротуаров, посадочных площадок, покрытий пешеходных мостов, дорожного покрытия проезжей части и тротуаров, путепроводов, лестничных сходов и подходов к ним, автомобильных мостов, в том числе через реку Оку согласно Перечню мостов через реку Оку с разграничением полномочий администраций районов города Нижнего Новгорода, дорожных ограждений на них, за исключением перильных ограждений, предусмотрев устранение деформаций и повреждений покрытий.
Под содержанием объекта понимается комплекс работ (мероприятий), по обеспечению соответствия характеристик объекта и (или) отдельных его элементов установленным настоящим Законом и муниципальными правовыми актами требованиям.
В соответствии со ст. 10 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», зимний период уборочных работ устанавливается с 1 ноября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года. В случае значительного отклонения погодных условий текущей зимы от климатической нормы сроки начала и окончания зимнего периода уборочных работ могут изменяться решением органов местного самоуправления. Нормы настоящего Закона, устанавливающие требования к проведению уборочных работ в зимний период, применяются в случае снегопада и (или) гололеда, произошедших вне пределов зимнего периода уборочных работ.
В зимний период должны проводиться: ежедневное прометание территорий с твердым покрытием; уборка снега в соответствии с требованиями настоящей статьи; формирование снежных валов на заранее подготовленной территории.
К мероприятиям уборки улиц, дорог и магистралей в зимний период относятся:
1) обработка проезжей части дорог противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения;
2) сгребание и подметание снега;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
4) выполнение разрывов в снежных валах у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, из дворов, на пешеходных переходах, в иных местах;
5) удаление (вывоз) снега;
6) зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части;
7) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на улицах, дорогах, тротуарах, пешеходных дорожках и остановках пассажирского транспорта начинаются не позднее 1 часа после окончания снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега.
В местах, где невозможно применение техники, для уборки снега должна использоваться ручная зачистка.
Из представленных фотоматериалов видно, что администрацией Нижегородского района города Нижнего Новгорода не проводятся мероприятия по уборки проезжей части дороги между домами [ № ] корп.[ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода в зимний период.
Таким образом, администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода вопреки указанному выше законодательству, регламентирующему деятельность по содержанию дорог, мониторинг состояния закрепленных дорог не проводился, действия к содержанию дороги, на которой выявлены нарушения, не принимались.
Ненадлежащее состояние дорог нарушает требования действующего законодательства и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, что в свою очередь может привести к необратимым последствиям, человеческим жертвам. Просит признать незаконным бездействие администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, выразившееся в непринятии мер по организации содержания проезжей части дороги между домами [ № ] корп.[ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода, обязать администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода организовать содержание проезжей части проезжая часть дороги между домами [ № ] корп.[ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода путем ежедневного прометания территории с твердым покрытием, формирование снежных валов на заранее подготовленной территории, обработки дорожного покрытия противогололедными материалами с целью устранения скользкости .
Определением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Н. Новгорода .
В порядке ст. 39 ГПК РФ, истец изменил требования, отказавшись от части ранее заявленных и просит признать незаконным бездействие администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, выразившееся в непринятии мер по организации содержания проезжей части дороги между домами [ № ] корп.[ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода .
Помощник прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода Ф.И.О.2 в судебном заседании требования, изложенные в заявлении поддержала, дала пояснения по существу предъявленного заявления.
Представители Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода в судебное заседание не явились, о дне, времени, месте слушания дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения истца, положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» - к вопросам местного значения городского округа относятся:
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 3 - В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
Согласно п. 1 ст. 43 Устава г. Н. Новгорода - К полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения.
6. В области транспорта, связи и информатизации:
1) осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1.5 Правил благоустройства города Н. Новгорода, утвержденных Постанволением городской Думы г. Н. Новгорода от 20 июня 2007 года № 56 - администрация города Нижнего Новгорода за счет средств бюджета города обеспечивает:
содержание (уборку и ремонт) проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание и уборку которых обязаны осуществлять юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами;
Из приведенных выше норм права следует, что дорожная деятельность в отношении дорог местного значения и организация благоустройства территории городского округа являются вопросами местного значения, которые относятся к полномочиям администрации г. Н. Новгорода.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Администрации г. Н. Новгорода от 20 октября 2010 г. N 6012 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2010 – 2011» с 1 ноября 2010 года по 15 апреля 2011 года был установлен период зимней уборки территории города Нижнего Новгорода.
Статья 10 Закона Нижегородской области от 26 августа 2010 года «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», предусматривает порядок проведения уборочных работ в зимний период.
Так, ниже приведенными пунктами статьи 10 указанного Закона, предусмотрено, что в зимний период должны проводиться:
1) ежедневное прометание территорий с твердым покрытием;
2) ежедневный сбор мусора со всей территории;
3) уборка снега в соответствии с требованиями настоящей статьи;
4) формирование снежных валов на заранее подготовленной территории. Территории для временного хранения снега определяются органом местного самоуправления с учетом требований настоящего Закона;
8. К мероприятиям уборки улиц, дорог и магистралей в зимний период относятся:
1) обработка проезжей части дорог противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения;
2) сгребание и подметание снега;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
5) удаление (вывоз) снега;
6) зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части;
7) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
9. Обработка проезжей части дорог противогололедными материалами должна начинаться не позднее 1 часа с начала снегопада. В случае получения от метеорологической службы предупреждения об угрозе возникновения гололеда обработка проезжей части дорог, эстакад, мостовых сооружений производится до начала выпадения осадков.
10. С началом снегопада в первую очередь обрабатываются противогололедными материалами наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - крутые спуски, повороты и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, остановки пассажирского транспорта, площади, перроны железнодорожных вокзалов. В каждой дорожно-эксплуатационной организации должен быть перечень участков, требующих первоочередной обработки противогололедными материалами.
18. Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на улицах, дорогах, тротуарах, пешеходных дорожках и остановках пассажирского транспорта начинаются не позднее 1 часа после окончания снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега.
В местах, где невозможно применение техники, для уборки снега должна использоваться ручная зачистка.
19. Тротуары и лестничные сходы должны быть очищены на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега (снежно-ледяных образований). Не допускается наличие на тротуарах и лестничных сходах уплотненного снега, снежно-ледяных образований.
Время на уборку снега и обработку противогололедными материалами не должно превышать 12 часов после окончания снегопада.
21. Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц и проездов, тротуаров и дворовых территорий должны обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
Требования к уборке в зимний период дорог и иных объектов по отдельным технологическим операциям устанавливаются нормативными правовыми актами Нижегородской области.
С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Н. Новгорода.
Исковые требования прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода к Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода надлежит оставить без удовлетворения.
Из акта [ № ] от [ 00.00.0000 ] , фотоматериалов следует, что Администрацией г. Н. Новгорода в должной мере не выполнялись требования вышеприведенных нормативных актов по организации содержания проезжей части дороги между домами [ № ] корп.[ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода.
Данные факты свидетельствуют о бездействии администрации г. Н. Новгорода в области проведения мероприятий в сфере благоустройства в части организации зимней уборки автомобильных дорог местного значения в границах г. Н. Новгорода, что нарушает права граждан г. Н. Новгорода на жизнь, на охрану здоровья.
Соответственно заявление прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации города Н. Новгорода, выразившиеся в неисполнение обязанностей по организации содержания проезжей части дороги между домами [ № ] корп.[ № ] и [ № ] по [ адрес ] г. Н.Новгорода.
Исковые требования прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода к Администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Судья Н.Г. Хохлова