Дело № 2-8160/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Заварихиной С.И.,
С участием прокурора Кокуриной Р.В.,
при секретаре Курдюковой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Арзамасский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Ф.И.О.2 о возложении обязанности на Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить истцу жилое помещение, в обоснование которого указал следующее.
Арзамасской городской прокуратурой была поведена проверка по обращению Ф.И.О.2 по вопросу нарушения его жилищных прав. Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] был поставлен в льготную очередь на получение жилья. На настоящий момент Ф.И.О.2 исполнилось 18 лет, он своего жилья не имеет, состоит в очереди на получение жилого помещения. После окончания школы ему жилое помещение предоставлено не было, поскольку он поступил для дальнейшего обучения в ГОУ СПО «Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды», которое оканчивает в [ 00.00.0000 ] . Однако в определении Верховного суда РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ] по данному вопросу дано однозначное толкование, исходя из которого, соответствующее жилое помещение должно предоставляться детям сиротам по окончании учебного заведения, в том числе школы.
Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, ^ в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] [ № ] определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.
Ф.И.О.2 распоряжением [ № ] от [ 00.00.0000 ] администрации Арзамасского района включен в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилья. Основанием для включения в список Ф.И.О.2 послужило то, что он не имеет собственного жилья.
Согласно части 1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области \ предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 15 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, указанным в части 1 статьи 13 настоящего Закона, на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений Жилищного фонда Нижегородской области (далее в настоящей статье - уполномоченный орган).
Договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области заключается уполномоченным органом по форме, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области № 400 от 07.12.2007 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.
Мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей утверждены областной целевой межведомственной программой «Дети-сироты» на [ 00.00.0000 ] -[ 00.00.0000 ] годы», утвержденной Законом Нижегородской области от 09.09.2005 года № 126-3.
Согласно пункту 5.2 Мероприятий указанной программы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находится в компетенции Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.
[ 00.00.0000 ] на основании Указа Губернатора Нижегородской области от 30.12.2008 г. № 62 «О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области» Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области реорганизовано в форме слияния с Департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области в Министерство социальной политики Нижегородской области.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Однако законом Нижегородской области «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» от 31.03.2010г. № 52-3 п. 1 ч. 1 ст. 2 признан утратившим силу. Таким образом, обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот лежат на Министерстве социальной политики Нижегородской области.
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области № 116-3 от 30.09.2008 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённых постановлением Правительства Нижегородской области № 117 от 16.03.2009 г., жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закреплённого жилого помещения, включённым в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счёт средств областного бюджета Нижегородской области на соответствующий финансовый год.
В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3, утверждённых постановлением Правительства Нижегородской области от 16.03.2009 г. № 117, площадь приобретаемого за счёт средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьёй 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».
Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по оговору социального найма.
Жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), иметь площадь не менее нормы предоставления и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Таким образом, Ф.И.О.2 должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в черте границ г. Арзамаса из расчета, что площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьёй 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Ф.И.О.2 обратился в Арзамасскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его нарушенных прав. Ввиду тяжелого материального положения, юридической неграмотности, отсутствия денежных средств на оплату услуг адвоката Ф.И.О.2 не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить вне очереди по договору социального найма Ф.И.О.2 жилое помещение в черте границ г. Арзамаса расчета, чтобы площадь приобретаемого за счёт средств областного бюджета жилого помещения была не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышала норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьёй 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области», и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В судебном заседании прокурор и представитель истца по доверенности Ф.И.О.5 заявленные исковые требования прокурора в интересах Ф.И.О.2 поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Ф.И.О.6 исковые требования не признал, представил суду письменный отзыв на иск, а также пояснил суду, что для формирования Сводного списка детей-сирот на [ 00.00.0000 ] администрацией Арзамасского района Нижегородской области был предоставлен список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья в Арзамасском районе, но истец Ф.И.О.2 в данный список муниципального образования не включен. Просит в иске истцу отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст.45 ГПКК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере.. . социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Как следует из материалов дела, Ф.И.О.2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей
Мать истца Ф.И.О.7 умерла [ 00.00.0000 ] , отец Ф.И.О.8 умер [ 00.00.0000 ]
Ф.И.О.2 с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проживал в детском доме [ адрес ] там же был зарегистрирован. Регистрация ему продлена до [ 00.00.0000 ]
Ф.И.О.2 постановлением администрации Арзамасского района поставлен на учет как нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета, однако, как следует из письма Администрации Арзамасского района, поскольку Ф.И.О.2 только в [ 00.00.0000 ] заканчивает профессиональное образовательное учреждение, в Сводный список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей он будет включен лишь на [ 00.00.0000 ] , который формируется по состоянию на [ 00.00.0000 ]
Таким образом, доводы прокурора, указанные в иске, что Ф.И.О.2 включен администрацией Арзамасского района в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилья, ошибочны.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.13 Закона Нижегородской области № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма данной категории граждан на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области принимать решение о предоставлении жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 г. № 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство жилищной политики жилищного фонда Нижегородской области.
В соответствии со ст.2 Закона Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов Нижегородской области отдельными полномочиями в области жилищных отношений» настоящим Законом органы самоуправления наделяются отдельными государствами полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия), в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.
В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций, жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 1.4 Положения, предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется Министерством социальной политики Нижегородской области.
Таким образом, как следует из письма администрации Арзамасского района Нижегородской области, истец Ф.И.О.2 не включен в сводный список детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, формируемый муниципальным образованием, и будет включен лишь на [ 00.00.0000 ]
Из ответа на запрос суда из Министерства социальной политики Нижегородской области следует, что Ф.И.О.2 не включен администрацией Арзамасского района Нижегородской области в сводный список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья в Арзамасском районе на [ 00.00.0000 ]
Согласно пунктам 12, 13 Положения о формировании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566, список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в Министерство на бумажном и электронном носителях, Министерство формирует и утверждает Сводный список на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году.
Судом установлено, что Ф.И.О.2 не включен ответчиком Министерством социальной политики Нижегородской области ни в Сводный список на [ 00.00.0000 ] ни в Сводный список на [ 00.00.0000 ] так как не был заявлен администрацией Арзамасского района для включения в указанные Сводные списки в установленный срок, что соответственно Администрацией Арзамасского района Нижегородской области не отрицается.
Таким образом, суд считает, что при изложенных обстоятельствах права истца Ф.И.О.2 ответчиком Министерством социальной политики Нижегородской области на момент рассмотрения данного спора не нарушены, и в иске Арзамасскому городскому прокурору в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Арзамасскому городскому прокурору в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма Ф.И.О.2 жилое помещение в черте границ г. Арзамаса из расчета, чтобы площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения была не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышала норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьёй 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области», и отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.
Судья С.И.Заварихина