Дело № 2- 9143/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода
в составе: председательствующего судьи Хохловой Н.Г.,
участием прокурора Ф.И.О.8,
при секретаре Глуховой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании включить в список, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Арзамасский городской прокурор Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области об обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Постановлением администрации [ адрес ] [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2, ветеран-участник Великой Отечественной Войны принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно информации администрации г. Арзамаса копия учетного дела ветерана-участника ВОВ Ф.И.О.2 направлена в Министерство социальной политики Нижегородской области.
По состоянию на [ 00.00.0000 ] ветеран-участник ВОВ Ф.И.О.2 в сводный список граждан, состоящих на учете и имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 232 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а в данном случае на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), который формирует Министерство социальной политики, не включен. Согласно удостоверению, выданному Управлением социальной защиты населения г.Арзамаса [ 00.00.0000 ] , гр. Ф.И.О.2 имеет права и льготы, установленные ст.ст.14, 17 Федерального закона «О ветеранах».
Решением Арзамасской городской Думы от [ 00.00.0000 ] [ № ] в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Ф.И.О.2 зарегистрирован и проживает по адресу: [ адрес ]. Общая площадь квартиры составляет 41,1 кв.м. В указанной квартире Ф.И.О.2 проживает один. Квартира принадлежит на праве собственности его дочери Ф.И.О.3 (свидетельство о государственной регистрации права [ № ] от [ 00.00.0000 ] ), которая зарегистрирована и проживает по адресу:. [ адрес ]
Согласно информации, предоставленной Арзамасским городским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Ф.И.О.2 отсутствуют.
Таким образом, Ф.И.О.2 проживает в квартире отдельно, совместное хозяйство с дочерью не ведет, следовательно, не является членом семьи собственника квартиры и, соответственно, признан нуждающимся в обеспечении жильем законно.
Прокурор просит суд обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана-участника Великой Отечественной войны Ф.И.О.2, [ 00.00.0000 ] года рождения, в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома), обязать ответчика обеспечить ветерана-участника Великой Отечественной войны Ф.И.О.2 единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома)
В судебном заседании помощник Прокурора Нижегородского района г.Н.Новгорода Ф.И.О.8, действующая на основании поручения, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала объяснения по существу предъявленного иска.
В судебное заседание Ф.И.О.2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.9 иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ: « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Судом установлено, что истец является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории ветеранов - участников ВОВ
Истец имеет инвалидность первой группы вследствие общего заболевания по зрению
Истец имеет удостоверение ветерана Ф.И.О.6 Войны серии [ № ], в котором указано: «Ф.И.О.2 ветеран- участник Великой отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьей 17, 14 Федерального закона «О ветеранах»
Судом установлено, что Ф.И.О.2 зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: [ адрес ], общая площадь жилого помещения составляет 41,1 кв.м. Указанная квартира принадлежит Ф.И.О.3
Судом установлено, что Постановлением администрации г. Арзамаса от [ 00.00.0000 ] [ № ] истец был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий
Согласно информации Министерства социальной политики Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2 не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со ст.17 ФЗ от [ 00.00.0000 ] № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения
Согласно ст. 2 ФЗ «О ветеранах» истец в соответствии с п. з) п. 1 относится к ветеранам Великой отечественной войны «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период».
Представитель ответчика ссылается на ст. 17 ФЗ «О ветеранах», в которой перечислены меры социальной поддержки той категории ветеранов ВОВ, к которой относится истец: «Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период:…4) …в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».
Прокурор ссылается в обоснование иска на ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в которой предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны, к категории которой приравнен истец как ветеран войны, являющийся инвалидом вследствие общего заболевания, как следует из его удостоверения.
Согласно ст. 15 ч.2 ФЗ «О ветеранах: «Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))».
Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").
По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от [ 00.00.0000 ] N 122-ФЗ, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Имея единый статус участника Великой Отечественной войны на Ф.И.О.2 распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в силу п. 2 ст. 15 ФЗ «О ветеранах», которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 89-О.
Законность постановки Ф.И.О.2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ответчиком в судебном заседании не оспаривается.
В соответствии со ст. 13 п. 1 ФЗ «О ветеранах»: «Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
3) получение жилых помещений».
В соответствии со ст. 14 п. 4 ФЗ «О ветеранах»: «Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до [ 00.00.0000 ] , которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз».
Следовательно, Ф.И.О.2 имеет право как участник Великой Отечественной войны на улучшение своих жилищных условий в соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»: «1. «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до [ 00.00.0000 ] , и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».
Пункт 6 ст. 23. 2 указанного выше закона устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По общему правилу, изложенному в ст. 2 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области»: «меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма».
Пункт 2 ст. 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны изложен в статье 3 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области».
Статьей 6 Закона Нижегородской области № 68-З определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В пункте 2 указанной статьи указано, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В соответствии со ст. 3 Закона Нижегородской области № 68-З - на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
5. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Следовательно, имеются основания для возложения на ответчика обязанности включить истца в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).
В целях реализации Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области"», организация работы по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Правительством Нижегородской области было издано Постановление «Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» от 24 марта 2010 года № 148, в соответствии с пунктом 1 которого, на Министерство социальной политики Нижегородской области было возложено осуществление полномочий по организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 3.7.10 Положения о Министерстве социальной политики Нижегородской области, которое утверждено Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2009 года № 148, Министерство Социальной политики Нижегородской области - осуществляет полномочия по организации работы по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Нижегородской области, установленных:
1) статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
В пункте 3.7.11 указанного Положения предусмотрено, что Министерство социальной политики Нижегородской области, осуществляет полномочия по предоставлению категориям граждан, установленным федеральным законодательством, социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В силу данных норм права на ответчика следует возложить обязанность по обеспечению Ф.И.О.2 денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»: «3. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации».
Приказом Минрегиона РФ от 23.06.2011 № 299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года», средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) в Нижегородской области, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на третий квартал 2011 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений на территории Нижегородской области составляет 33 000 руб.
Таким образом, Ф.И.О.2 имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере 36 кв.м. * 33 000 руб. = 1 188 000 руб.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить ветерана Великой Отечественной войны Ф.И.О.2, [ 00.00.0000 ] года рождения, в список ветеранов ВОВ-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить ветерана Великой Отечественной войны Ф.И.О.2, [ 00.00.0000 ] года рождения единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в сумме 1188000 рублей.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.
Судья Н.Г. Хохлова