Дело№2-5954/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Мольковой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О.1 к Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья,
Установил:
Истец Ф.И.О.1 обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья, в обосновании своих требований указал следующее.
Решением Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] ГУ ПУ УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по ГУИН [ адрес ] признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В соответствии с определением Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] по делу [ № ] в реестр требований кредиторов включена сумма в размере 168 422 рубля. Этим же определением отказано в включении в реестр требований кредиторов требования вследствие ответственности должника за причинение вреда здоровью в связи с тем, что в заявлении не указана сумма заявленного требования и не представлен расчёт указанной суммы. Не согласившись с данным определением в части отказа в включении в реестр требований кредиторов требования вследствие ответственности должника за причинение вреда здоровью, истец обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от [ 00.00.0000 ] определение Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] в обжалуемой части изменено. В реестр требований кредиторов государственного унитарного предприятия учреждения [ № ] Минюста России по ГУИН [ адрес ] включено требование Ф.И.О.1 в размере 841 001 руб. 34 коп.
Определением Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] права требования Ф.И.О.1 к Государственному Унитарному предприятию учреждение [ № ] Минюста России по ГУИН [ адрес ] задолженности в общей сумме 1 009 423 руб.34 коп. были переданы Российской Федерации в лице Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации. Этим же определением требования Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации в сумме 1 009 423 руб. 34 коп. были включены в первую очередь реестра требований кредиторов Государственного Унитарного предприятия учреждение УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по ГУИН [ адрес ].
С марта 2010 года выплата компенсаций истцу не производится.
С просьбой принять обязанность по выплате истцу капитализированных платежей истец обращался в Министерство финансов Российской Федерации, в Управление Федерального казначейства по [ адрес ], в Управления Федеральной налоговой службы по [ адрес ], однако в выплатах ему было отказано.
Поскольку до настоящего времени государственный орган, уполномоченный производить соответствующие платежи, Правительством Российской Федерации не определен, выплата указанных платежей осуществляется за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Кроме того, за истцом осталось право на программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которая ежегодно продляется.
Учитывая вышеизложенное и основываясь на ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», истец просит суд возложить на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанность по выплате Ф.И.О.1 стоимости автомобиля Лада - 21054 с ручным управлением в размере 168 422 рубля. Возложить на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанность по выплате Ф.И.О.1 повременных капитализированных платежей в возмещение вреда здоровью в размере 841 001 рублей 34 копейки из расчёта 4 751 рублей 42 копеек в месяц начиная с [ 00.00.0000 ] . Возложить на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанность по оплате Ф.И.О.1 программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которая ежегодно продляется.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Ф.И.О.3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрении дела извещался надлежащим образом. В соответствии со ст.ст.45,167ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 3 статьи 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротства)» с согласия гражданина его право требования к должнику переходит к Российской Федерации и подлежит удовлетворению в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданами переходят к Российской Федерации и исполняются в соответствии с Федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется.
Как указал, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», обязанности, перешедшие к Российской Федерации, исполняются за счет казны Российской Федерации, а после определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты, -указанным органом.
Кроме того, в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС от 13.04.2010 № 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" даны следующие разъяснения: «Согласие дается гражданином в форме заявления арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве. О таком согласии указывается в определении суда, которое может быть вынесено без привлечения лиц, участвующих в деле; это определение принимается судьей единолично и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
Соответствующее обязательство должника переходит к Российской Федерации в полном объеме, включая неуплаченные платежи за периоды до такого перехода.
Определение арбитражного суда о переходе обязанности к Российской Федерации дополнительно направляется арбитражным судом в суд общей юрисдикции, ранее принявший судебный акт о взыскании соответствующих платежей с должника в пользу гражданина.
При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что взыскание гражданином присужденных платежей с Российской Федерации осуществляется судами общей юрисдикции в порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством.»
В силу пункта 5.6. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 "О Министерстве финансов РФ" Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" даны следующие разъяснения: «Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа -этим органом.
При этом необходимо учитывать, что реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или непоступления денежных средств в доход государства.»
В соответствии с п.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2006г.№57 « О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» обязанности, перешедшие к Российской Федерации, исполняются за счет казны Российской Федерации, а после определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты- указанным органом.
Законом «О Федеральном бюджете на 2010год и на плановый 2011 по 2012годов» не предусмотрены расходы Федеральной налоговой службы на реализацию мероприятий, связанных с выплатами сумм возмещения вреда гражданам по правилам статьи 135 Федерального закона «О несостоятельности ( банкротстве)».
Орган, уполномоченный производить выплаты сумм возмещения вреда гражданам, передавшим свое право требования к должнику в сумме капитализированных платежей Российской Федерации, Правительством Российской Федерации также до настоящего времени не определен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов… по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации документы, указанные в пункте 2статьи 242.1 настоящего кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, органом, уполномоченным от имени Российской Федерации осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве при взыскании с казны Российской Федерации денежных средств лицам, передавшим свое право требования в сумме капитализированных платежей Российской Федерации (статья 135 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), является Министерство финансов РФ.
Судом установлено, что Решением Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] ГУ ПУ УЗ-62/1 ГУИН Минюста России по ГУИН [ адрес ] признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В соответствии с определением Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] по делу [ № ] в реестр требований кредиторов включена сумма в размере 168 422 рубля. Этим же определением отказано в включении в реестр требований кредиторов требования вследствие ответственности должника за причинение вреда здоровью в связи с тем, что в заявлении не указана сумма заявленного требования и не представлен расчёт указанной суммы. Не согласившись с данным определением в части отказа в включении в реестр требований кредиторов требования вследствие ответственности должника за причинение вреда здоровью, истец обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от [ 00.00.0000 ] определение Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] в обжалуемой части изменено. В реестр требований кредиторов государственного унитарного предприятия учреждения [ № ] Минюста России по ГУИН [ адрес ] включено требование Ф.И.О.1 в размере 841 001 руб. 34 коп.
Определением Арбитражного суда [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] права требования Ф.И.О.1 к Государственному Унитарному предприятию учреждение [ № ] Минюста России по ГУИН [ адрес ] задолженности в общей сумме 1 009 423 руб.34 коп. были переданы Российской Федерации в лице Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации. Этим же определением требования Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации в сумме 1 009 423 руб. 34 коп. были включены в первую очередь реестра требований кредиторов Государственного Унитарного предприятия учреждение [ № ] Минюста России по ГУИН [ адрес ].
С [ 00.00.0000 ] выплата компенсаций истцу не производится.
С просьбой принять обязанность по выплате истцу капитализированных платежей истец обращался в Министерство финансов Российской Федерации, в Управление Федерального казначейства по [ адрес ], в Управления Федеральной налоговой службы по [ адрес ], однако в выплатах ему было отказано.
При таких обстоятельствах, требования истца в части возложения обязанности на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по выплате стоимости автомобиля, капитализированных платежей в счет возмещения вреда здоровью обоснованы и подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о возложении на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ обязанности по оплате программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которая проводятся ежегодно.
Судом установлено, что данные требования истца направлены в защиту своих прав, которые возникнут в будущем. На данный момент необходимые истцу реабилитационные меры и их стоимость не определены. В связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате программы реабилитации не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с казны Российской Федерации в пользу Ф.И.О.1 стоимость автомобиля Лада 21054 с ручным управлением в размере 168 422 рубля, повременные капитализировнные платежи в возмещение вреда здоровью в размере 841 001рубль 34 копейки из расчета 4751 рубль 42 копейки в месяц, начиная с [ 00.00.0000 ]
Выдать исполнительные листы.
В остальной части иска Ф.И.О.1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Судья: подпись Байкова О.В.