Дело № 2-4981/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Н.Новгорода в составе: председательствующего Бушминой А.Е., при секретаре Никитиной М.В. с участием прокурора Ф.И.О.2, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н.Новгороде гражданское дело по иску [ адрес ] г.Н.Новгорода к администрации [ адрес ] г.Н.Новгорода, Администрации г.Н.Новгорода об обязании обеспечить первичные меры пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
[ адрес ] г. Н. Новгорода обратился в суд с иском к администрации [ адрес ], указав, что проверкой выявлены нарушения в области соблюдения норм и правил пожарной безопасности, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в [ адрес ] на территории [ адрес ], улХрамова, [ адрес ] отсутствуют источники наружного противопожарного водопровода, что может привести к невозможности проведения спасательных работ в случае возможного пожара.
Конституцией РФ предусмотрено право каждого человека на жизнь, на охрану здоровья, на охрану частной собственности. В соответствии со ст.2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
В соответствии со ст.19 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности, к которым относятся в том числе разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
В силу ст.68 Регламента на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов.
В населенном пункте должно быть предусмотрено не менее 2 пожарных гидрантов, расположенных не более 200 метров друг от друга в соответствии со СНиП [ 00.00.0000 ] -84 пп.2.11,2.12 табл. № 5, 2.13 табл. 3 6.16, 9.30.
В соответствии с п.4.9.7. Положения об администрации [ адрес ] г.Н.Новгорода администрация района обеспечивает первичные меры пожарной безопасности.
Постановление администрации г.Н.Новгорода от 02.08.2010 № 1472 «О введении особого противопожарного режима на территории г.Н.Новгорода в осенне-зимний период 2010-2011 гг.» главам администраций районов города поручено организовать выполнение первичных мер пожарной безопасности 9п.2.2), организовать проверку технического состояния наружного противопожарного водоснабжения, принять меры по своевременному ремонт неисправных пожарных гидрантов, очистке водоемов, приспособленных для целей пожаротушения и их утепления на зимний период.
Кроме этого, в силу п.[ 00.00.0000 ] Положения об администрации [ адрес ] администрация района принимает участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах района.
Выявленные нарушения пожарного законодательства создают возможность проведения террористических актов, тем самым угрожая безопасности большого количества людей, в результате совершения пожаров и других противоправных действий.
Таким образом, бездействие администрации [ адрес ], выраженное в непринятии мер по обеспечению первичных требований пожарной безопасности, приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, может причинить вред жизни и здоровью этих лиц при возникновении пожара, а также создает угрозу безопасности неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор просит:
Обязать администрацию [ адрес ] г.Н.Новгорода, администрацию г.Н.Новгорода принять меры по оборудованию [ адрес ], [ адрес ] [ адрес ] г.Н.Новгорода источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с установленными нормами и правилами, установить ответчику срок для совершения указанных действий.
Администрация Нижнего Новгорода в отзыве на исковое заявление указывает , что статья 63 указанного Технического регламента предусматривает исчерпывающий перечень первичных мер пожарной безопасности, обязанность по обеспечению которых возлагается на органы местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления относится обязанность предусматривать в программах и планах развития территории обеспечение надлежащего состояния уже существующих источников противопожарного водоснабжения.
Согласно пункту 3 СП 8.13130.2009 источниками противопожарного водоснабжения признаются водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения, а именно гидранты, водозаборные сооружения, водоисточники, водопровод, водопроводная сеть, водопроводный узел, водоснабжение, насосная станция, резервуар, пожарная соединительная головка, стояк-сухотруб.
В реестре муниципального имущества города не числятся пожарные гидранты на территории поселка [ адрес ]. Кроме того, по информации ОАО «Нижегородский водоканал» на территории поселка сетей централизованного водоснабжения, находящихся на обслуживании названной организации, нет.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Так, они обязаны создавать условия в целях пожаротушения для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.
В соответствии с названными нормами и постановлением администрации города от 27.01.2010 № 366 администрацией города принимаются нормативные правовые акты о введении особого противопожарного режима на территории города, предусматривающие перечень мероприятий в целях предупреждения пожаров и обеспечения безопасности людей в городе.
Согласно названным актам администрациям районов поручено проводить проверку технического состояния наружного противопожарного водоснабжения, принимать меры по своевременному ремонту неисправных пожарных гидрантов, очистке водоемов, приспособлений для целей пожаротушения.
Истцом не представлено доказательств того, что указанные мероприятия администрацией [ адрес ] не исполняются.
Прокурор просит обязать ответчиков принять меры по оборудованию территории поселка Высоково источниками наружного противопожарного водоснабжения, однако создание новых источников противопожарного водоснабжения не входит в перечень первичных мер противопожарной безопасности, а значит и не является компетенцией органов местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора [ адрес ] г.Н.Новгорода Ф.И.О.2, действующая на основании поручения заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации [ адрес ] по доверенности Ф.И.О.3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Всудебном заседании представитель третьего лица – городской Думы Нижнего Новгорода по доверенности Ф.И.О.4 против удовлетворения заявленных требований возражала.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ и мнения явившихся по делу лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ №О пожарной безопасности№ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.
Статьей 1 Закона «О пожарной безопасности» установлено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров; пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 4 статьи 11 Закона Нижегородской области от 26 октября 1995г. N16-З «О пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Судом установлено, что по сообщению главного государственного инспектора [ адрес ] по пожарному надзору от [ 00.00.0000 ] на следующих [ адрес ] отсутствует пожарный водопровод: [ адрес ], [ адрес ], [ адрес ]
Судом установлено, что Главное управление МЧС по [ адрес ] направило [ адрес ] Н.Новгорода предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от [ 00.00.0000 ] [ № ], в котором указано, что не обеспечены наружным кольцевым противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов жилые дома [ адрес ] [ № ]
Также Главное управление МЧС по [ адрес ] направило Администрации Н.Новгорода предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от [ 00.00.0000 ] [ № ]. В отношении [ адрес ] указано, что не обеспечены наружным кольцевым противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов жилые дома [ адрес ] .
При этом [ адрес ], [ адрес ], [ адрес ], указанные в сообщении главного государственного инспектора [ адрес ] по пожарному надзору от [ 00.00.0000 ] в предписаниях от [ 00.00.0000 ] [ № ] , от [ 00.00.0000 ] [ № ] не указаны.
Поскольку предписание, в отличие от указанного письма-сообщения, является официальным актом реагирования органов МЧС, суд учитывает только данное предписание.
Поэтому суд считает необоснованными требования прокурора об обязании [ адрес ] г.Н.Новгорода о принятии мер по оборудованию улиц, неуказанных в предписаниях источниками наружного противопожарного водоснабжения, а именно прокурором необоснованно заявлены требования в отношении [ адрес ], [ адрес ], которые не включены в предписания от [ 00.00.0000 ] [ № ] , от [ 00.00.0000 ] [ № ]
Согласно статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности»:
«К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Таким образом, объем полномочий органов местного самоуправления в отношении сельских населенных пунктом и городских населенных пунктов различается.
Согласно статье 6 Устава города Нижний Новгород: «1. Город Нижний Новгород имеет следующее административно-территориальное деление:
1) Автозаводский район;
2) Канавинский район;
3) Ленинский район;
4) Московский район, в состав которого входит сельский поселок Березовая Пойма;
(в ред. постановления Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.12.2006 N 95)
5) Нижегородский район, в состав которого входят деревня Новая, слобода Подновье, курортный поселок Зеленый Город;
6) Приокский район, в состав которого входят деревни Бешенцево, Ближнеконстантиново, Ляхово, Мордвинцево, Ольгино, сельский поселок Луч;
(в ред. постановления Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.12.2006 N 95)
7) Советский район, в состав которого входят деревня Кузнечиха, деревня Новопокровское, сельский поселок учхоза "Пригородный";
(в ред. постановления Городской Думы г. Н.Новгорода от 20.12.2006 N 95)
8) Сормовский район».
Из данной статьи следует, что на территории города имеются сельские поселки Березовая Пойма, Луч, сельский поселок учхоза «Пригородный».
[ адрес ] не выделен ни в качестве сельского, ни в качестве административно-территориальной единицы в составе [ адрес ].
Соответственно к полномочиям органов местного самоуправления [ адрес ] в отношении территории поселка Высоково относятся полномочия, определенные законом как «в границах городских населенных пунктов», то есть:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Из данной нормы не следует, как указывает прокурор, что органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности. Из нормы следует, что органы местного самоуправления участвуют в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в указанных формах.
В частности, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должны включаться органами местного самоуправления в программы развития территорий городских округов.
Комплексным планом «Пожарная безопасность [ адрес ] на [ 00.00.0000 ] », утвержденным главой администрации города [ 00.00.0000 ] , предусмотрены соответствующие мероприятия по [ адрес ]
В письме администрации [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] в адрес директора департамента правового обеспечения администрации Нижнего Новгорода сообщается, что обеспечено расстояние 15 м от строений с приусадебными участками по [ адрес ] [ адрес ] до лесных массивов, выполнены минерализованные полосы МУ «Леспаркхоз» вдоль леса, примыкающих к [ адрес ], установлены аншлаги по [ адрес ] в количестве 6 шт. по направлению движения к водоисточникам. Также запланированы прокладка водопроводной линии Д=150 мм по [ адрес ] от существующего водовода Д=400 мм, идущего вдоль железной дороги у [ адрес ]
Таким образом, администрация города и администрация [ адрес ] разрабатывают и выполняют программы мероприятий по развитию инфраструктуры противопожарной защиты.
Иных же предписаний статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» органам местного самоуправления городских округов в пределах территорий округов (не сельских населенных пунктов) не дает.
Кроме того, согласно паспорту готовности к пожароопасному периоду [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] на сети наружного противопожарного водоснабжения имеется 1143 единиц пожарных гидрантов, которые находятся на сети высокого давления, из них 1011 – на кольцевом водопроводе
Указанный паспорт готовности подписан, в том числе и.о. начальника ОГПН по [ адрес ] Ф.И.О.5
Согласно статье 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Указанные меры включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. По смыслу данной нормы содержаться в надлежащем состоянии должны имеющиеся источники противопожарного водоснабжения. Это не исключает полномочий органов местного самоуправления по развитию систем противопожарной безопасности.
При этом в настоящее время в муниципальной собственности [ адрес ] отсутствуют такие источники наружного противопожарного водоснабжения как пожарные гидранты, что следует из следующих документов.
По сообщению комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами объекты водоснабжения и источники наружного противопожарного водопровода (пожарные гидранты), расположенные на территории поселка Высоково, в реестре муниципального имущества не числятся.
По сообщению и.о. генерального директора ОАО «Нижегородский водоканал» в [ адрес ] нет сетей централизованного водоснабжения, находящихся на обслуживании данного предприятия на условиях аренды имущества муниципальной имущественной казны г.Н.Новгорода.
Истцом не представлено доказательств того, что в муниципальной собственности имеются пожарные гидранты. В свою очередь закон не предписывает органам местного самоуправления оборудовать уже застроенные территории всеми источниками противопожарного водоснабжения, которые необходимы при застройке территории.
Согласно статье 68 Технического регламента на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
В то же время глава 15, в которую входит статья 68, описывает требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности, а не при функционировании застроенной территории.
На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления прокурора [ адрес ] г.Н.Новгорода.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора [ адрес ] г.Н.Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к Администрации [ адрес ], администрации [ адрес ] об обязании принять меры по оборудованию [ адрес ], [ адрес ] [ адрес ] г.Н.Новгорода источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с установленными нормами и правилами.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья А.Е.Бушмина