решение по делу о взыскании задолженности по денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровья



№2-7772/11

                                         РЕШЕНИЕ

                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе:

Председательствующего судьи Баженовой Т.П.,

При секретаре Курдюковой Ю.Б.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Ф.И.О.2 к Военному комиссариату [ адрес ] о взыскании задолженности по денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью

                                             Установил

Истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями. В суде их поддержал, обосновал следующим: Истец пенсионер Министерства обороны РФ, участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, инвалид 3 группы. Решением Нижегородского районного суда от [ 00.00.0000 ] с военного комиссариата в пользу истца было взыскано возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с получением увечья связанного с воздействием радиации при участии в работах по ликвидации последствий ЧАЭС ежемесячно в размере 3354, 63 руб., кроме этого он получает ежемесячно компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2020, 53 руб. по решению Нижегородского районного суда от [ 00.00.0000 ] , ежегодную компенсацию на оздоровление в размере 1791, 53 руб. по решению Нижегородского районного суда от [ 00.00.0000 ] .

После вынесения указанных решений суда взысканные суммы в нарушение закона не индексировались. Истец неоднократно обращался в военный комиссариат за индексацией выплачиваемых сумм, поскольку военный комиссариат по своей инициативе не производит индексацию вреда здоровью, однако индексация не была произведена.

В связи с этим, истец просит суд проиндексировать взысканную решением Нижегородского районного суда от [ 00.00.0000 ] сумму возмещения вреда здоровью в размере 3354, 63 руб. на индекс уровня инфляции [ 00.00.0000 ] 8,8% и взыскать задолженность по недоплаченной сумме в размере 3542, 4 руб. На [ 00.00.0000 ] установлен уровень инфляции 6,5%, таким образом, по мнению истца, за 6 месяцев [ 00.00.0000 ] ответчик имеет перед ним задолженность по данным выплатам 3194, 64 руб., а всего за спорный период 6737,04 руб. Ежемесячно с [ 00.00.0000 ] просит взыскивать в его пользу ежемесячную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере 3887, 07 руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Также просит суд проиндексировать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров за 2010 год и взыскать задолженность по данной выплате 2133, 72 руб. За 6 месяцев 2011 года взыскать недоплату по данной компенсации в размере 1924, 2 руб., всего за спорный период просит взыскать 4057, 92 руб. Данную выплату взыскивать с [ 00.00.0000 ] ежемесячно в размере 2341, 23 руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Просит истец также проиндексировать ежегодную выплату на оздоровление с [ 00.00.0000 ] , он ежегодно за выплатой данной компенсации обращается к ответчику. Полагает, что за [ 00.00.0000 ] ему недоплачено1465, 4 руб., за [ 00.00.0000 ] 1582, 63 руб., за [ 00.00.0000 ] 1768,93 руб., за [ 00.00.0000 ] 2038, 88 руб., за [ 00.00.0000 ] 2236 руб. С [ 00.00.0000 ] взыскивать данную выплату в размере 2931, 15 руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, взыскать задолженность по данной выплате в размере 9092, 45 руб..

Представитель ответчика исковые требования истца не признал, пояснил суду, что истец не обращался к ответчику за индексацией выплачиваемых ему сумм в счет возмещения вреда здоровью, таких заявлений истца в его личном деле не имеется.

Ответчик не согласен с расчетом задолженности и суммы индексации, предложенной истцом, так как Постановлением Правительства от [ 00.00.0000 ] на [ 00.00.0000 ] установлен коэффициент инфляции 1,1 и в соответствии с Постановлением Правительства от [ 00.00.0000 ] коэффициент инфляции составляет 1,065. Такой индекс как 8,8 не был установлен на [ 00.00.0000 ] , истец не предоставил документов подтверждающих его доводы.

Ответчик считает неправомерными исковые требования истца в части индексации ежемесячной суммы на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты на оздоровление, данные суммы, считает ответчик, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2009 года № 1024 ежемесячная денежным компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с [ 00.00.0000 ] в размере 592, 27 руб., ежегодная компенсация на оздоровление в размере 789,7 руб. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 года № 1079 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с [ 00.00.0000 ] в размере 630, 77 руб., ежегодная компенсация на оздоровление в размере 841, 03 руб. Истец данные выплаты получает в большем размере чем это установлено Правительством РФ, поэтому данные выплаты не подлежат индексации. На основе изложенного, ответчик просит суд отказать истцу в удовлетворении его исковых требований.

Прокурор в суд не явился, о не слушания дела извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

Истец пенсионер МО РФ. Участник ликвидации последствий ЧАЭС. В связи с этим, он от военного комиссариата [ адрес ] получает возмещение вреда здоровью, а именно ежемесячную сумму в счет возмещения вреда здоровью, ежемесячную компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию на оздоровление.

Ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью была проиндексирована в последний раз решением Нижегородского районного суда от [ 00.00.0000 ] за [ 00.00.0000 ] , ее размере определен и выплачивается истцу в размере 3354 руб., ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2020, 53 руб., ежегодная компенсация на оздоровление в размере 1791,53 руб.

Согласно справки Военного комиссариата [ адрес ] после вынесения данного решения и по настоящее время истец ежемесячно получает компенсацию в счет возмещения вреда здоровью в размере 3354 руб., с [ 00.00.0000 ] по настоящее время. Ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 2020, 53 руб., начиная с [ 00.00.0000 ] по настоящее время, Ежегодная компенсация за вред здоровью за [ 00.00.0000 ] выплачена истцу согласно Постановления Правительства № 1024 от 16 декабря 2009 года в сумме 789, 7 руб. Таким образом, взысканные судом денежные суммы не индексировались.

Согласно ФЗ РФ № 152-ФЗ от 26 ноября 2002 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, связанные с осуществлением обязанностей социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ст. 1091 ГК РФ суммы в счет возмещения вреда здоровью индексируются с учетом уровня инфляции.

Коэффициент инфляции на [ 00.00.0000 ] согласно Закона «О федеральном бюджете на [ 00.00.0000 ] года» составил 8%, таким образом в [ 00.00.0000 ] истец должен был получать ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью 3354,63 руб.+ (3354, 63 руб.х8%) =268, 37 руб.)=3623 руб. За [ 00.00.0000 ] должен был получить 3623 руб.х12 мес.=43476 руб., фактически получил 40255, 56 руб., таким образом недоплачено истца 3 220 руб.

Согласно Федерального Закона «О бюджете на [ 00.00.0000 ] коэффициент инфляции составляет 6,5%. Таким образом, с [ 00.00.0000 ] год истец должен получать ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью 3623 руб.+( 3623 руб.х6,5%)=3858, 5 руб.

ДО [ 00.00.0000 ] истцу следовало выплатить 3858, 5 руб. х 6 мес.=23151 руб., истец фактически за данный период времени получил 3354, 63 руб.х6 мес.=20127, 78 руб., недополучено за данный период времени 23151 руб.-20127,78 руб.=3023, 22 руб.

За [ 00.00.0000 ] истцом недополучено 3023, 22 руб.+3220 руб.=6 243, 22 руб., данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Что касается требований истца об индексации выплачиваемых ему денежных компенсаций – ежемесячной на приобретение продовольственных товаров и ежегодной на оздоровление, то в данной части его исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью участникам ликвидации в размере 250 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от [ 00.00.0000 ] и от [ 00.00.0000 ] ), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда [ адрес ], жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1024 «ОБ ИНДЕКСАЦИИ В 2010 ГОДУ РАЗМЕРОВ КОМПЕНСАЦИЙ И ИНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»    Ежемесячная денежная компенсация на     приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона) 592,27 руб. Ежегодная компенсация за вред здоровью ( часть первая статьи 39 Закона):     инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы 789,7 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 г. N 1079 «ОБ ИНДЕКСАЦИИ В 2011 ГОДУ РАЗМЕРОВ КОМПЕНСАЦИЙ И ИНЫХ ВЫПЛАТ ГРАЖДАНАМ, ПОДВЕРГШИМСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС И ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ» 1. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона)      630,77 руб. Ежегодная компенсация за вред здоровью (часть первая статьи 39 Закона):    инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие    чернобыльской катастрофы 841,03 руб.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с [ 00.00.0000 ] с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Таким образом, ежегодная выплата на оздоровление и ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров должна быть выплачена истцу не ниже чем в пределах размеров, установленных вышеприведенными Постановлениями Правительства РФ. Получаемая истцом ежемесячная выплата на приобретение продовольственных товаров по своему размеру больше чем выплата, установленная Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года на 2010 года и Постановлением от 2 декабря 2010 года на 2011 год. Выплата на оздоровление соответствует установленной Постановление Правительства РФ сумме на 2010 год. В связи с этим, следует признать законными действия военного комиссариата [ адрес ], по непроизводству индексации данных выплат, так как выплачиваемый истцу размер превышает размер данных выплат, установленный Правительством РФ на 2010 и 2011 годы, а требования истца в данной части не удовлетворять.

                             Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

                                                     РЕШИЛ:

Взыскать с военного комиссариата [ адрес ] в пользу Ф.И.О.2 ежемесячную компенсацию за возмещение вреда здоровью с [ 00.00.0000 ] бессрочно в размере 3858, 5 руб. с последующей индексацией в соответствии с законом.

Взыскать с военного комиссариата [ адрес ] в пользу Ф.И.О.2 в задолженность по ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере 6 243, 22 руб.,

Отказать Ф.И.О.2 в иске к Военному комиссариату [ адрес ] об индексации ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплаты на оздоровление и взыскании задолженности по ним.

    Взыскать с военного комиссариата [ адрес ] в доход государства госпошлину в размере 1776, 36 руб.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.

                   Судья                    Т.П.Баженова