Дело № 2-6314/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Железнова Д.С.,
при секретаре Советникове А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Арзамасского городского прокурора в интересах Ф.И.О.3 к Министерству социальной политики [ адрес ] о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивирует их тем, что Арзамасской городской прокуратурой была проведена проверка по обращению Ф.И.О.3 по вопросу нарушения ее жилищных прав. Ф.И.О.3 [ 00.00.0000 ] г.р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что ее мама Ф.И.О.1 умерла в [ 00.00.0000 ] , отец – Ф.И.О.2 был лишен родительских прав.
Ф.И.О.3 поставлена на учет в [ 00.00.0000 ] . После окончания школы в [ 00.00.0000 ] поступила в высшее учебное заведение, которое, как следует из ее заявления, перестала посещать в [ 00.00.0000 ] . В связи с этим Ф.И.О.3 должна была быть включена в сводный список на получение жилья и получить жилье в [ 00.00.0000 ] На настоящий момент Ф.И.О.3 исполнилось [ 00.00.0000 ] , она своего жилья не имеет, состоит в очереди на получение жилого помещения.
Ф.И.О.3 постановлением администрации [ адрес ]а [ 00.00.0000 ] [ № ]-р поставлена в льготную очередь детей-сирот на получение жилья. Основанием для постановки на учет Ф.И.О.3 послужило то, что она не имеет собственного жилья.
Просит обязать Министерство социальной политики [ адрес ] предоставить вне очереди по договору социального найма Ф.И.О.3 жилое помещение в черте границ [ адрес ] из расчета, чтобы площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения была не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [ адрес ], и не более чем на 50 процентов превышала норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Истица Ф.И.О.3 извещенная о дате и месте слушания дела в суд не явилась.
В судебном заседании ст. помощник прокурора [ адрес ] Ф.И.О.5 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика, Ф.И.О.6 с иском не согласен, пояснил, что Согласно положению о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, утвержденному постановлением [ адрес ] от [ 00.00.0000 ] [ № ] предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договору социального найма в [ адрес ] осуществляется в соответствии со сводными списками детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в [ адрес ] на соответствующий финансовый год.
Сводный список на соответствующий финансовый год составляется Министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно пунктам 12, 13 Положения список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется в Министерство на бумажном и электронном носителях, Министерство формирует и утверждает сводный список на планируемый год в срок до 1 мая года, предшествующего планируемому году.
Ф.И.О.3 включена в Сводный список на [ 00.00.0000 ] , утвержденный приказом Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ].
Финансирование строительства жилых помещений для детей-сирот в соответствующем финансовом году осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом [ адрес ] об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
По результатам проведенных аукционов в электронной форме заключены государственные контракты на приобретение в государственную собственность 15 квартир в [ адрес ] для предоставления из детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, жилое помещение по договору социального найма Ф.И.О.3 может быть предоставлено только после приобретения и регистрации права государственной собственности [ адрес ] на вышеуказанные жилые помещения.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выяснив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствие с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, прокурор в рамках предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Ф.И.О.3 с указанными выше исковыми требованиями. Судом установлено, что что Арзамасской городской прокуратурой была проведена проверка по обращению Ф.И.О.3 по вопросу нарушения ее жилищных прав. Ф.И.О.3 [ 00.00.0000 ] г.р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что ее мама Ф.И.О.1 умерла в 1996 году, отец – Ф.И.О.2 был лишен родительских прав.
Ф.И.О.3 поставлена на учет в [ 00.00.0000 ] . После окончания школы в [ 00.00.0000 ] поступила в высшее учебное заведение, которое, как следует из ее заявления, перестала посещать в [ 00.00.0000 ] . В связи с этим Ф.И.О.3 должна была быть включена в сводный список на получение жилья и получить жилье в [ 00.00.0000 ] На настоящий момент Ф.И.О.3 исполнилось [ 00.00.0000 ] , она своего жилья не имеет, состоит в очереди на получение жилого помещения. Согласно Сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в [ адрес ] Ф.И.О.3 включена в список на [ 00.00.0000 ]
Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
В данную статью ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения,…обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ».
Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. №123-З «О жилищной политике в [ адрес ]» предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда [ адрес ] предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного [ адрес ] органа исполнительной власти [ адрес ].
В соответствии со статьей 10 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 123-З «О жилищной политике в [ адрес ]» [ адрес ] определило Министерство социальной политики [ адрес ] уполномоченным органом исполнительной власти [ адрес ] по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда [ адрес ] в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, жилое помещение Ф.И.О.3 должно быть предоставлено Министерством социальной политики [ адрес ] за счет средств областного бюджета [ адрес ].
Согласно ст.15 ЖК РФ: «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает предоставление жилого помещения.
В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств федерального и областного бюджетов в [ адрес ] на соответствующий финансовый год. Сводный список составляет Министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с постановлением [ адрес ]
Согласно Сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в [ адрес ] Ф.И.О.3 включена в сводный список на [ 00.00.0000 ]
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ истцу должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям [ адрес ] и расположенное в черте городского округа [ адрес ] жилое помещение площадью в соответствии с нормой предоставления общей площади жилого помещения.
Согласно ст.[ адрес ] «О жилищной политике в [ адрес ]» «1. Жилые помещения жилищного фонда [ адрес ] предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере:
1) не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан;
2) не менее 42 кв. метров - на семью из 2 человек;
3) не менее 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
3. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из числа заселяемых в него граждан и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не может быть меньше величины, указанной в абзаце первом настоящей части, и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством [ адрес ]».
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению.
Вместе с тем, предоставление жилого помещения осуществляется в соответствии с установленным правительством РФ порядком, в данном случае в соответствии со Сводным списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в [ адрес ].
Поэтому заявленное прокурором требование о предоставлении жилого помещения Ф.И.О.3 не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Исходя из изложенного, суд считает исковые требования прокурора в интересах Ф.И.О.3 подлежащими удовлетворению.
Поскольку фактически Ф.И.О.3 состоит в указанном списке на предоставление жилого помещения в [ 00.00.0000 ] в связи с чем, суд считает возможным в силу ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения настоящего решения суда – до [ 00.00.0000 ]
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Арзамасского городского прокурора [ адрес ] в интересах Ф.И.О.3 удовлетворить.
Обязать Министерство социальной политики [ адрес ] в срок до [ 00.00.0000 ] за счет средств областного бюджета [ адрес ] предоставить Ф.И.О.3 вне очереди по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям [ адрес ] и расположенное в черте городского округа [ адрес ] жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья: (подпись) Железнов Д.С.