решение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-7140/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Н. Новгорода в составе: председательствующего Баженовой Т.П.

при секретаре Долаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н. Новгороде гражданское дело по иску Богородского городского Прокурора в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики [ адрес ] об обязании предоставить жилое помещение за счет средств федерального бюджета.

                       у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Ф.И.О.2 В судебном заседании представитель Богородской городской прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме, требования обосновал следующим. Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] года рождения, остался без попечения родителей, его мать Ф.И.О.4 [ 00.00.0000 ] была лишена родительских прав решением Богородского городского суда. Отец Ф.И.О.2Ф.И.О.4 умер [ 00.00.0000 ]

Распоряжением [ адрес ] [ № ]-р от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2 был признан нуждающимся в получении жилья как ребенок-сирота. [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2 окончил обучение в ГОУ СПО «Богородский кожевенный техникум». С [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проходил срочную военную службу. Ф.И.О.2 по месту регистрации ([ адрес ]) не проживает с [ 00.00.0000 ] . В настоящее время Ф.И.О.2 проживает у своей бабушки Ф.И.О.1 [ 00.00.0000 ] . по адресу: [ адрес ] 2 мкрн-н [ адрес ]. Согласно данным Богородского отдела Управления Росреестра по НО Ф.И.О.2 какого-либо жилья на территории [ адрес ] не имеет.

По мнению прокурора, у Ф.И.О.2 в соответствии с положениями ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наступило право на получение вне очереди жилой площади как ребенка сироты. Однако до настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено. В связи с этим, истец просит суд обязать Министерство социальной политики [ адрес ] предоставить ему жилое помещение.

     Представитель ответчика Министерства социальной политики [ адрес ] на основании доверенности Ф.И.О.5 иск не признал, и пояснил, что Ф.И.О.2 включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета и [ адрес ] на [ 00.00.0000 ]

Ф.И.О.2, в интересах которого действует Богородский городской прокурор, в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав мнение прокурора, представителя Министерства социальной политики [ адрес ], исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

     В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

     ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

     Судом установлено, что Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] года рождения , остался без попечения родителей, его мать Ф.И.О.4 [ 00.00.0000 ] была лишена родительских прав решением Богородского городского суда . Отец Ф.И.О.2Ф.И.О.4 умер [ 00.00.0000 ]

Распоряжением [ адрес ] [ № ]-р от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2 был признан нуждающимся в получении жилья как ребенок-сирота . [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.2 окончил обучение в ГОУ СПО «Богородский кожевенный техникум» . С [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проходил срочную военную службу . Ф.И.О.2 по месту регистрации ([ адрес ]) не проживает с [ 00.00.0000 ] В настоящее время Ф.И.О.2 проживает у своей бабушки Ф.И.О.1 [ 00.00.0000 ] по адресу: [ адрес ] 2 мкрн-н [ адрес ]. Согласно данным Богородского отдела Управления Росреестра по НО Ф.И.О.2 какого-либо жилья на территории [ адрес ] не имеет.

     Из установленных юридически-значимых обстоятельств по делу следует, что истец Ф.И.О.2 имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на него распространятся положения ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года.

      В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

      В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ».

     Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

     В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З «О жилищной политике в [ адрес ]» жилые помещения жилищного фонда [ адрес ], предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного [ адрес ] органа исполнительной власти [ адрес ].

     Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 уполномоченным органом исполнительной власти [ адрес ] по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда [ адрес ] определено министерство социальной политики [ адрес ].

     Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [ адрес ] отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [ адрес ] наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

     Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-3 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

     В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [ адрес ], и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области».

     Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год.

     В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 г. № 566 «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в [ адрес ]» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики [ адрес ] на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [ адрес ].

     Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» по городскому округу [ адрес ], с [ 00.00.0000 ] возлагаются на Министерство социальной политики [ адрес ] в связи с принятием Закона Нижегородской области от 30.09.2009 г. № 192-3 «О внесении изменений в [ адрес ] «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов [ адрес ] отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».

     Таким образом, жилое помещение Ф.И.О.2 должно быть предоставлено Министерством социальной политики [ адрес ]. Однако, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на [ 00.00.0000 ] .

     Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

      5. [ адрес ] жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».

     В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

     Согласно Постановлению Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года № 14 на территории [ адрес ] установлены: учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере 13 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

     В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям [ адрес ] и расположенное в черте [ адрес ] жилое помещение не менее 13 квадратных метров общей площади.

     В силу ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

      Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению. Из предоставленных ответчиком данных следует, что истец включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма на [ 00.00.0000 ] .

     С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики [ адрес ] обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте [ адрес ] общей площадью не менее 13 кв. метров.

                Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

                                             р е ш и л:

          Обязать Министерство социальной политики [ адрес ] вне очереди предоставить по договору социального найма Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] года рождения благоустроенное жилое помещение в черте [ адрес ], отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 13 квадратных метров в 2011 г.

Решение может быть обжаловано в [ адрес ] путем подачи кассационной жалобы через районный суд в течение 10 дней.

      Судья                                     Т.П.Баженова