решение по делу о признании недействительным отказа Управления Реестра по Нижегородской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка



Дело № 2-7994/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Сокуровой Ю.А., при секретаре Лоскутовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. Новгороде гражданское дело по заявлению Ф.И.О.1 о признании недействительным отказа Управления Реестра по Нижегородской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.О.1 обратился в суд с заявлением признании недействительным отказа Управления Реестра по Нижегородской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка, в обоснование которого указал следующее.

[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 отказано в государственной регистрации договора аренды от [ 00.00.0000 ] [ № ] земельного участка, местоположением: [ адрес ] с кадастровым номером [ № ], по причине того, что единый земельный участок входит в границы, особо охраняемых природных территорий, т.е. является, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р памятником природы регионального значения «Зеленый город».

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение. действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Считает отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в регистрации договора аренды земельного участка от [ 00.00.0000 ] [ № ] незаконным по следующим основаниям.

На земельном участке местоположением: [ адрес ] находится объект недвижимости - жилой дом, 1-этажный, общая площадь 63.5 кв.м, кадастровый (или условный) номер объекта [ № ], принадлежащий Ф.И.О.1 на праве собственности.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1.Федерального закона от [ 00.00.0000 ] №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Как следует из статьи 5 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» (действовавшего на момент издания постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ]) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления города Нижкний Новгород принимают решения о предоставлении земельных участков: гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии со статьями 20, 21 и 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 5 данного Закона установлено, что в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления города Нижний Новгород заключают договоры аренды земельных участков, в установленном законом порядке.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от [ 00.00.0000 ] по делу [ № ] требования администрации города Нижнего Новгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области и Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области о признании незаконным включения участка лесного фонда в реестр федерального имущества и о признании недействительным права федеральной собственности на данный земельный участок удовлетворены, и земельный участок, расположенный по аресу [ адрес ] исключен из реестра федеральной собственности.

Таким образом, считает, что по состоянию на [ 00.00.0000 ] , администрация города Нижнего Новгорода была уполномоченным органом по распоряжению земельным участком с местоположением: [ адрес ] с кадастровым номером [ № ] и не превысила своих полномочий при издании постановления от [ 00.00.0000 ] [ № ] и заключении со заявителем договора аренды земельного участка от [ 00.00.0000 ] [ № ].

Кроме того, считает ссылку Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от [ 00.00.0000 ] №33-ФЗ как основание для отказа в регистрации договора аренды от [ 00.00.0000 ] [ № ] несостоятельной.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] 191-р была утверждена площадь, границы, и паспорт памятника природы регионального значения «Зеленый город», при этом УФРС по Нижегородской области не принято во внимание, что право государственной собственности на данный земельный участок на момент обращения Ф.И.О.1 не зарегистрировано. Таким образом, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовала запись, противоречащая заявленным правам и уже зарегистрированным правам.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от [ 00.00.0000 ] № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Следовательно, ограничений для регистрации права на земельный участок, данный закон не предусматривает.

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства РФ у Ф.И.О.1 имеются все законные основания по регистрации договора аренды земельного участка от [ 00.00.0000 ] [ № ].

Кроме того, согласно положениям Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от [ 00.00.0000 ] [ № ] в полномочия государственного регистратора не входит оценка равнозначных правовых норм. Следовательно, УФРС по [ адрес ] отказав Ф.И.О.1 в государственной регистрации договора аренды на вышеуказанный земельный участок, превысило предоставленные ей законодательством полномочия.

Следовательно, отказ УФРС по Нижегородской области в регистрации договора аренды земельного участка, местоположением: [ адрес ] с кадастровым номером [ № ], является незаконным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 254 ГПК РФ, п.3 ст. 3.1. Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 27 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 13, ст. 17, ст. 30.1 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 5 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» просит суд признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] и обязать Управление Федеральной регистрационной службы осуществить государственную регистрацию договора аренды от [ 00.00.0000 ] [ № ] земельного участка, с местоположением: [ адрес ] с кадастровым номером [ № ]

В судебное заседание заявитель, заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направили в суд письменные отзывы.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] Ф.И.О.1 предоставлен в аренду земельный участок в [ адрес ]

[ 00.00.0000 ] между администрацией города Нижнего Новгорода и Ф.И.О.1 заключен договора аренды земельного участка площадью 447 кв.м, с кадастровым номером [ № ]

[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 отказано в государственной регистрации договора аренды от [ 00.00.0000 ] [ № ] земельного участка, местоположением: [ адрес ] с кадастровым номером [ № ], по следующим основаниям:

1. Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномоченного распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества

2. Не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав;

3. Не устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, указанные в письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ]

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в отношении земельного участка имеется кадастровый паспорт земельного участка от [ 00.00.0000 ] с площадью земельного участка 447+/- 7 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом с прилегающей территорией, с кадастровым номером [ № ]

Причиной отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка явилось то, что единый земельный участок является лесным участком и входит в границы, особо охраняемых природных территорий, т.е. является, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р памятником природы регионального значения «Зеленый город».

Согласно статьи 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии со ст. 16 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ,

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не прокрытые ею, но предназначенные для ее восстановления,- вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ,

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Судом установлено, что постановлением ФАС Волго-Вятского округа от [ 00.00.0000 ] по делу [ № ] признано незаконным включение участка лесного фонда, площадью 20093 гектара, кадастровый номер [ № ], расположенного по адресу: [ адрес ] в реестр федерального имущества как не соответствующие ст. 7 и 10 Лесного кодекса РФ и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области обязано исключить этот участок из реестра федерального имущества и т.д.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67,69,92 Лесного кодекса РФ.

Указанные нормы права закрепляют обязательность проведения в отношении лесных участков лесоустройства, которое включает в себя в том числе, проектирование лесных участков (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков), закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.

Данные положения также закреплены в Правилах проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ].

Государственный кадастровый учет лесных участков в силу ст. 92 Лесного кодекса РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ст. 7 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе:

сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости;

сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

Как следует из письменных пояснений представителя ФБУ «Кадастровая палата по Нижегородской области» сведения о том, что земельный участок, предоставленный Ф.И.О.1, входит в границы лесного участка отсутствуют.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что данный участок не является лесным участком.

Доводы относительно нахождения земельного участка с кадастровым номером [ № ] в границах памятника природы регионального значения «Зеленый город» (решение Исполкома Горьковского областного Совета народных депутатов от [ 00.00.0000 ] [ № ], паспорт, утвержденный распоряжением правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р). Категория защитности – защитные леса: Зеленые зоны» так же не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

         Как указано выше в соответствии со ст. 16 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

    Распоряжением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] (в редакции распоряжения Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р) утверждены площадь, границы и паспорт памятника природы регионального (областного) значения «Зеленый город».

Согласно ст. 7 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе:

    сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости;

    сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

    категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В выписке из государственного кадастра недвижимости, выданной уполномоченным органом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области, сведения о том, что земельный участок, предоставленный Ф.И.О.1, входит в границы памятника природы регионального (областного) значения «Зеленый город» отсутствуют.

Таким образом, представленный на государственную регистрацию договор аренды земельного участка [ № ] от [ 00.00.0000 ] , правомерно не содержит в себе указаний на ограничение прав – памятник природы регионального (областного) значения «Зеленый город».

На основании вышеуказанного суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером [ № ] не относится к землям лесного фонда, не является лесным участком, не имеет наложений и/или не входит полностью или частично в границы памятника природы регионального значения «Зеленый город», в связи с чем предоставление земельного участка было правомерно осуществлено администрацией города Нижнего Новгорода.

Издавая постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] администрация города руководствовалась ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода.

    В соответствии с Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Законом Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» определены полномочия органа местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города Нижнего Новгорода.

    Статьей 2 данного Закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижний Новгород в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.

    В силу ст. 3 указанного Закона Правительство Нижегородской области принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность, на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона.

    Статьей 5 Закона Нижегородской области [ № ]-З от [ 00.00.0000 ] «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» установлено, что в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления города Нижний Новгород принимают решения, в том числе о предоставлении земельных участков гражданам – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии со статьями 20,21 и 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Таким образом, данной статьей установлено, что администрация города Нижнего Новгорода вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, под дачное строительство.

Заинтересованным лицом заявлено о пропуске заявителем срока обращения в суд по обжалованию отказа в государственной регистрации договора аренды в отношении вышеуказанного земельного участка.

Согласно ст. 256 ГПК РФ, Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом установлено, что отказ в регистрации договора аренды имел место [ 00.00.0000 ] , тогда как в суд с требования об оспаривании данного отказа заявитель обратился только [ 00.00.0000 ] .

Из заявления о восстановлении срока следует, что Ф.И.О.1 получил отказ в регистрации за два месяца до обращения в суд от своего представителя Ф.И.О.3, который занимался данным вопросом

Согласно ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.

В соответствии с п.22 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста РФ от [ 00.00.0000 ] N 293, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, заявителями являются:

граждане Российской Федерации;

иностранные граждане и лица без гражданства;

Российская Федерация;

субъекты Российской Федерации;

муниципальные образования;

российские и иностранные юридические лица;

иностранные государства;

международные организации.

Согласно п. 23 Административного регламента, от имени физических лиц заявления о государственной регистрации прав могут подавать, в частности: представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре;

П.п. 134-139 Административного регламента предусмотрено, что в случае отказа в государственной регистрации права, специалист обязан сообщить об этом заявителю.

Суду заинтересованным лицом не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что заявитель своевременно и надлежащим образом был извещен об отказе в регистрации договора, в связи с чем суд не находит оснований для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требования в связи с пропуском предусмотренного законом срока на обращение в суд с вышеуказанными требованиями.

Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, руководствуясь п. 1 ст. 256 ГПК РФ, суд полагает, что заявление Ф.И.О.1 подано с соблюдением установленного законом срока.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ф.И.О.1 удовлетворить.

           Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] в регистрации договора аренды земельного участка [ № ] с кадастровым номером [ № ], заключенного [ 00.00.0000 ] между Администрацией г.Н.Новгорода и Ф.И.О.1.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка [ № ] с кадастровым номером [ № ], заключенного [ 00.00.0000 ] между Администрацией г.Н.Новгорода и Ф.И.О.1.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд.

Судья                                                                                  Ю.А.Сокурова