решение по делу о возложении обязанности включения в списки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, предоставлении единовременной денежной выплаты



Дело №2-9996\11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Спириной И.В. при секретаре Курицыной М,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоншаевского района Нижегородской области в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий Министерства социальной политики НО, о возложении обязанности включения в списки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, предоставлении единовременной денежной выплаты,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тоншаевского района Нижегородской области (далее Прокурор) обратился в суд с иском в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий Министерства, возложении на ответчика обязанности по включению в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, о возложении на ответчика обязанности по предоставлению единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома).

В обоснование предъявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] года рождения является вдовой участника Великой Oтечественной войны. Ф.И.О.2 зарегистрирована и проживает по адресу: [ адрес ]

В указанном жилом помещении зарегистрирована Ф.И.О.3 с [ 00.00.0000 ] как наниматель жилого помещения, [ 00.00.0000 ] в этом жилом помещении была зарегистрирована Ф.И.О.2 мать Ф.И.О.3, кроме того с [ 00.00.0000 ] там же зарегистрирован и сын Ф.И.О.3 - Ф.И.О.4.

[ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 и Ф.И.О.4 заключили договор о безвозмездной передаче жилья в собственность с администрацией Тоншаевского района и получили свидетельства о государственной регистрации прав общей долевой собственности по 1\2 доли в праве общей долевой собственности на занимаемое помещение.

Одну жилую комнату размером 14.3 кв.м занимает Ф.И.О.3 и Ф.И.О.2, вторую жилую комнату размером 15, кв.м. занимает Ф.И.О.4, остальная площадь общая. Фактически получается два жилых обособленных (изолированных) помещения с местами общего пользования. Общей семьи не существует.

Решением Тоншаевского районного суда от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 было выделено в натуре из общего имущества доля в праве собственности на жилое помещение (жилая комната размером 14.3 кв.м, прихожая - 7.4 кв.м., ванная - 2.6 кв.м., туалет - 1.3. кв.м., всего 25.6 кв.м. общей площади квартиры.

Постановлением Земского собрания Тоншаевского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О внесении изменений в Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена 13. кв.м.

Таким образом, в настоящее время в выделенной Ф.И.О.3 в натуре из общего имущества доли в праве собственности на жилое помещение всего 25.6 кв.м. общей площади квартиры [ адрес ] фактически проживают 2 человека, соответственно, на каждого проживающего приходится площадь, менее учетной нормы, установленной в Тоншаевском районе.

Постановлением Тоншаевской поселковой администрации [ № ] от [ 00.00.0000 ] вдова участника Великой Отечественной войны Ф.И.О.2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

[ 00.00.0000 ] по итогам рассмотрения предоставленных учетных дел ветеранов Великой Отечественной войны признано необоснованным включение Ф.И.О.2 в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» в связи с тем, что площадь жилого помещения больше учетной нормы.

Поскольку данный отказ, по мнению прокурора, является незаконным, прокурор в силу ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Ф.И.О.2 с указанными выше исковыми требованиями

В судебное заседание прокурор не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие

Истец Ф.И.О.2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с невозможностью явиться в суд по состоянию здоровья

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.6 (по доверенности) исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск

Представитель Администрации Тоншаевского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, пр6едставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие

Суд посчитал возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя Министерства социальной политики, установив юридически значимые для разрешения правового конфликта обстоятельства, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Согласно ст. 7 Конституции РФ – «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В силу ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, прокурор в рамках предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Ф.И.О.2 с указанными выше исковыми требованиями.

Как закреплено в ст.8 ГК РФ «1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий»

Судом установлено, что Ф.И.О.2 [ 00.00.0000 ] года рождения является вдовой участника Великой Oтечественной войны

В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» «1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Федеральных законов от [ 00.00.0000 ] N 122-ФЗ, от [ 00.00.0000 ] N 135-ФЗ)

Изменения, внесенные Федеральным законом от [ 00.00.0000 ] N 79-ФЗ, в подпункт 4 пункта 1 данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с [ 00.00.0000 ] .

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до [ 00.00.0000 ] , которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после [ 00.00.0000 ] , обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

(в ред. Федеральных законов от [ 00.00.0000 ] N 135-ФЗ, от [ 00.00.0000 ] N 327-ФЗ, от [ 00.00.0000 ] N 79-ФЗ)

2. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

(в ред. Федерального закона от [ 00.00.0000 ] N 160-ФЗ)

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;»

Судом установлено, что Ф.И.О.2 зарегистрирована и проживает по адресу: [ адрес ]

В указанном жилом помещении зарегистрирована Ф.И.О.3 с [ 00.00.0000 ] как наниматель жилого помещения, [ 00.00.0000 ] в этом жилом помещении была зарегистрирована Ф.И.О.2 мать Ф.И.О.3, кроме того с [ 00.00.0000 ] там же зарегистрирован и сын Ф.И.О.3 - Ф.И.О.4

Судом также установлено, что [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 и Ф.И.О.4 заключили договор о безвозмездной передаче жилья в собственность с администрацией Тоншаевского района и получили свидетельства о государственной регистрации прав общей долевой собственности по 1\2 доли в праве общей долевой собственности на занимаемое помещение Ф.И.О.2 участия в приватизации занимаемого жилого помещения не принимала.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при обрести эти жилые помещения в собственность.

Согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо приобретает право пользования данным жилым помещением, имеющее бессрочный характер. Таким образом, Ф.И.О.2, на дату заключения данного договора безвозмездной передачи жилья в собственность, проживавшая в нем и имевшая равное с нанимателем право пользования жилым помещением, приобрела бессрочное право пользования вышеуказанным жилым помещением, которое не зависит от каких-либо сделок с жилым помещением.

С целью постановки Ф.И.О.2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Ф.И.О.3 обратилась в суд с заявлением о выделе своей доли в праве общей долевой собственности в натуре.

Решением Тоншаевского районного суда от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 было выделено в натуре из общего имущества доля в праве собственности на жилое помещение (жилая комната размером 14.3 кв.м, прихожая - 7.4 кв.м., ванная - 2.6 кв.м., туалет - 1.3. кв.м., всего 25.6 кв.м. общей площади квартиры, Ф.И.О.4 выделена жилая комната - 15,5 кв.м., кухня 8,2 кв.м., кладовка 0,6 кв.м., Т.е. 24,3 кв.м. общей площади соответственно.

Постановлением Земского собрания Тоншаевского района Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] №49 «О внесении изменений в Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена 13. кв.м.

Таким образом, в настоящее время в выделенной Ф.И.О.3 в натуре из общего имущества доли в праве собственности на жилое помещение всего 25.6 кв.м. общей площади квартиры [ адрес ] фактически проживают 2 человека, соответственно, на каждого проживающего, в том числе и Ф.И.О.2, приходится площадь, менее учетной нормы, установленной в Тоншаевском районе.

Согласно ст.52 ЖК РФ «1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

(в ред. Федерального закона от [ 00.00.0000 ] [ № ])

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет»

Судом установлено, что Постановлением Тоншаевской поселковой администрации [ № ] от [ 00.00.0000 ] вдова участника Великой Отечественной войны Ф.И.О.2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий

Пункт 6 ст. 23. 2 ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

По общему правилу, изложенному в ст. 2 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» - меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются отдельным категориям граждан, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", в форме предоставления жилого помещения по договорам социального найма.

Пункт 2 ст. 2 указанного выше Закона устанавливает, что по письменным заявлениям отдельных категорий граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение жильем может осуществляться в форме однократного предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома).

Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны изложен в статье 3 Закона Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области».

Статьей 6 Закона Нижегородской области № 68-З определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В пункте 2 указанной статьи указано, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии со ст. 3 Закона Нижегородской области [ № ] - на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

5. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.

Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.

Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] по итогам рассмотрения предоставленных учетных дел ветеранов Великой Отечественной войны признано необоснованным включение Ф.И.О.2 в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» в связи с тем, что площадь жилого помещения больше учетной нормы

Суд полагает, что данный     отказ в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению Ф.И.О.2 жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» является обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

Согласно статье 2 Федерального закона от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Доказательств, подтверждающих прекращение права равнодолевой собственности и регистрации права на жилое помещение в порядке, определенном вышеуказанным решением суда, в материалах дела не имеется, равно как и не имеется документов, подтверждающих, что на кадастровом учете имеются два объекта недвижимости с разными кадастровыми номерами, ранее по сумме площадей составлявшие квартиру, расположенную по адресу: [ адрес ]

Соответственно, доводы прокурора Тоншаевского района о том, что фактически получается два жилых обособленных (изолированных) помещения с местами общего пользования не основаны на действующем законодательстве и необоснованны, тем более, что выделенные жилые помещения не отвечают санитарным и иным требованиям, предъявляемым к данным помещениям законодателем.

Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 4 части 2 статьи 8 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что к действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относится, в частности, уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы.

Из мотивировочной части решения суда по иску Ф.И.О.3 к Ф.И.О.4 о выделе доли в натуре из общего имущества следует, что в обоснование своих требований Ф.И.О.3 указывала, что Тоншаевская поселковая администрация Тоншаевского района не признает Ф.И.О.2 нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине того, что уровень обеспеченности проживающих в жилом помещения превышает учетную норму, и может решить вопрос о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при наличии судебного решения о выделе долей в общей долевой собственности на жилое помещение

Исходя из изложенного, суд считает, что в данном случае имеет место искусственное изменение жилищных условий Ф.И.О.2, заведомое ухудшение ее жилищных условий с целью принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

В связи с чем Ф.И.О.2 неправомерно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не может быть обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями Федерального закона.

Таким образом, заявленные прокурором в интересах Ф.И.О.2 исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Тоншаевского района Нижегородской области в интересах Ф.И.О.2 к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий Министерства социальной политики НО, о возложении обязанности включения в списки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, предоставлении единовременной денежной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.

Судья И.В.Спирина