решение по делу о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма



№ 2-1510/11

                                   Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

     [ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Н. Новгорода в составе: председательствующего Голубевой О.Н., при секретаре Ткаче А.В., с участием прокурора Ф.И.О.3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Н. Новгороде гражданское дело по иску прокурора Автозаводского района города Н. Новгорода в интересах Ф.И.О.1 к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», Министерству социальной политики Нижегородской области о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

                    у с т а н о в и л:

     Прокурор обратилась в суд с иском в интересах Ф.И.О.1, являющегося инвалидом с детства, к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации Автозаводского района города Н. Новгорода.

     В обоснование иска прокурор указывает, что Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] рождения относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета Автозаводского районного Совета народных депутатов от [ 00.00.0000 ] [ № ] он был направлен в дом ребенка, поскольку мать отказалась от его воспитания. В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 находился на воспитании в ГУЗ «Специализированный дом ребенка», с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – в ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом [ № ]», после чего в [ 00.00.0000 ] году Ф.И.О.1 был переведен в ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат [ № ] для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», где находился до [ 00.00.0000 ] . На основании путевки Департамента по труду и социальной защиты населения [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 был включен в списки воспитанников Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», где находился до [ 00.00.0000 ] . Из Арзамасского детского дома-интерната Ф.И.О.1 был переведен в ГУ «Варнавинский психоневрологический интернат», где находился до [ 00.00.0000 ] , согласно путевке [ № ] от [ 00.00.0000 ] он был переведен в Борский психоневрологический интернат.

     В настоящее время Ф.И.О.1 не имеет постоянного места жительства, не имеет закрепленного жилого помещения.

     В соответствии с ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» Ф.И.О.1 имеет право на получение жилого помещения

по договору социального найма. То обстоятельство, что Ф.И.О.1 не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является нарушением законодательства Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей». Прокурор просит признать бездействие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по защите прав и законных интересов Ф.И.О.1 незаконным; обязать администрацию Автозаводского района города Н. Новгорода включить Ф.И.О.1 в районный список лиц, нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту первичного выявления и устройства ребенка; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить Ф.И.О.1 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств бюджета Нижегородской области на [ 00.00.0000 ]

     В порядке статьи 39 ГПК РФ прокурор изменил исковые требования, просит признать бездействие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по защите прав и законных интересов Ф.И.О.1 незаконным; обязать

Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Ф.И.О.1 жилое помещение в черте города Н. Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Каких-либо требований к ответчику администрации Автозаводского района города Н. Новгорода прокурором не предъявлено, однако отказа от иска к данному ответчику не заявлено

     В судебном заседании прокурор Ф.И.О.3 измененные исковые требования поддержала.

     Истец Ф.И.О.1 в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что в интернатах ему никто не разъяснял его право на получение квартиры, недееспособным он не является. Жилья у него нет. Он обращался в администрацию Автозаводского района, где ему обещали помочь, написать заявление, но так ничего и не сделали, потом он пошел в Кремль.

      Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.4 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что Ф.И.О.1 не стоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в органах местного самоуправления города Н. Новгорода, в настоящее время Ф.И.О.1 достиг 23 лет.

      Представитель ответчика администрации Автозаводского района города Н. Новгорода по доверенности Ф.И.О.5 пояснила, что администрация Автозаводского района является ненадлежащим ответчиком. Ф.И.О.1 не обращался в администрацию района по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.

     Представитель ответчика Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» в судебное заседание не явился, ответчик извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлено заявление о рассмотрении дела без представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело без представителя указанного ответчика.

     Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

     ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

     Судом установлено, что Ф.И.О.1 родился [ 00.00.0000 ] когда его мать отбывала наказание в учреждении [ № ] Сведения об отце в свидетельстве о рождении Ф.И.О.1 указаны со слов матери сведений об отце не имеется, мать от воспитания ребенка отказалась.

     Решением исполнительного комитета Автозаводского районного Совета народных депутатов от [ 00.00.0000 ] [ № ] Ф.И.О.1 был направлен в дом ребенка

     В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 находился на воспитании в ГУЗ «Специализированный дом ребенка», с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – в ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом [ № ]», после чего в [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 был переведен в ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат [ № ] для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», где находился до [ 00.00.0000 ] . На основании путевки Департамента по труду и социальной защиты населения [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 был включен в списки воспитанников Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», где находился до [ 00.00.0000 ] .

     Из Арзамасского детского дома-интерната Ф.И.О.1 был переведен в ГУ «Варнавинский психоневрологический интернат», где находился до [ 00.00.0000 ] , согласно путевке [ № ] от [ 00.00.0000 ] он был переведен в Борский психоневрологический интернат. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами

     Ф.И.О.1 является инвалидом с детства (психическое заболевание), ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно однако недееспособным истец Ф.И.О.1 не признан в установленном законом порядке.

     Таким образом, судом установлено, что истец Ф.И.О.1 имел статус ребенка оставшегося без попечения родителей, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 окончил Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей.

     В указанный период времени действовал Жилищный кодекс РСФСР. Статья 37 данного кодекса предусматривала, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам:

     «по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60)».

     Как следует из решения исполкома Автозаводского районного Совета народных депутатов от [ 00.00.0000 ] [ № ], за Ф.И.О.1 никакое жилье не закреплялось

     В силу статьи 4 ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

     Суд считает, что в [ 00.00.0000 ] году Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, где находился Ф.И.О.1, являющийся инвалидом с детства, должен был принять меры к тому, чтобы Ф.И.О.1, страдающий с детства психическим заболеванием, в силу умственного развития не в полной мере знающий и понимающий свои права, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, для получения в дальнейшем жилого помещения. Однако этого не было сделано, дом – интернат не указал помощи в данном вопросе Ф.И.О.1, поэтому суд считает, что именно в виду не выполнения обязанностей указанным учреждением, Ф.И.О.1 своевременно не был поставлен на учет для получения вне очереди жилого помещения.

     В связи с отсутствием жилого помещения истец Ф.И.О.1 в [ 00.00.0000 ] обратился в администрацию Автозаводского района города Н. Новгорода по вопросу предоставления жилого помещения. Данное обстоятельство подтверждается представленными письмами , представленным в суд письмом заместителя главы администрации Автозаводского района города Н. Новгорода Ф.И.О.9. Из названного письма следует, что в [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 обращался в администрацию района по вопросу постановки на очередь на получение жилого помещения. Однако на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений Ф.И.О.1 не был поставлен.

     С учетом указанных выше обстоятельств, а также с учетом состояния здоровья и того, что волеизъявление истца Ф.И.О.1 было направлено на осуществление своего права на получение вне очереди жилого помещения суд считает, что то, что истец не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении вне очереди жилого помещения, не может служить основанием для отказа истцу в иске.

      Не выполнение обязанностей по осуществлению постановки на учет не должно отрицательно сказываться на осуществлении права Ф.И.О.1, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, получить жилое помещение.

     В настоящее время Ф.И.О.1 имеет возраст более 23-х лет. Однако, данное обстоятельство также не может быть принято судом во внимание.

     Как следует из преамбулы Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] № 159-ФЗ, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

     Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

     Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

     Не постановка истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-х летнего возраста, произошедшая в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по разъяснению действующего законодательства, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

     В соответствии со статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от [ 00.00.0000 ] № 159-ФЗ детям-сиротам и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

      В статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФЗ № 122-ФЗ от [ 00.00.0000 ] были внесены изменения, согласно которым «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ».

     Таким образом, дополнительные гарантии истца на жилое помещение регулируются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

     В соответствии со ст. 15 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-З «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляемые по договорам социального найма, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

     Согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.

     Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети-сироты»), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

     Согласно ч.2 ст.5 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления (далее - «дети сироты»), обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

     В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], площадь приобретаемого за счет средств областного бюджета жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и не более чем на 50 процентов превышать норму предоставления площади жилого помещения, установленную для одиноко проживающих граждан статьей 12 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О жилищной политике в Нижегородской области».

     Согласно пункту 3 Методических рекомендаций жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенным в сводный список «детей-сирот» на соответствующий финансовый год.

     В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области» сводный список «детей-сирот» составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков «детей-сирот», формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

     Полномочия по обеспечению жильем «детей-сирот», нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и включенных в Сводный список «детей-сирот» по городскому округу город Нижний Новгород, с [ 00.00.0000 ] возлагаются на Министерство социальной политики Нижегородской области в связи с принятием Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».

     Таким образом, жилое помещение Ф.И.О.1 должно быть предоставлено Министерством социальной политики Нижегородской области.

     Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ «2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

      5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».

     В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

     Статьей 12 Закона Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-З предусмотрен размер предоставляемой площади жилого помещения не менее 33-х квадратных метров.

      Статьей 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение детям сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению.

     С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г. Нижнего Новгорода общей площадью не менее 33 кв. метров.

     Поскольку прокурора изменены исковые требования, к администрации Автозаводского района требования не заявляются, поэтому суд считает, что в иске к данному ответчику должно быть отказано.

     Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

                                             р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Арзамасский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по защите прав и законных интересов Ф.И.О.1.

     Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области вне очереди предоставить по договору социального найма Ф.И.О.1 жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

     В удовлетворении исковых требований к администрации Автозаводского района города Н. Новгорода отказать.

     Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

      Судья                                    О.Н. Голубева