отказ в иске о возмещении убытков



Дело №2-6362/12                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2012 г.

Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода

В составе председательствующего судьи Железнова Д.С.

При секретаре Советникове А.Г.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степкина НД к Приволжскому территориальному управлению Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд.

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивирует их тем, что является собственником земельного участка, право зарегистрировано [ 00.00.0000 ] , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации [ № ]. Указывает, что спорным земельным участком она пользовалась до августа 2010 года. Затем, без предварительного уведомления, на земельный участок прибыли сотрудники пограничной службы и запретили истице пользоваться спорным участком. Были поставлены пограничные знаки.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения убытков, причиненных вследствие изъятия земельного участка для государственных нуж[ адрес ] рублей.

В судебное заседание истица, извещенная надлежащим образом не явилась.

Представитель ответчика Ф.И.О.1 (по доверенности в деле) заявленные требования не признал, просил отказать истице в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица является собственником земельного участка, право зарегистрировано [ 00.00.0000 ] , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации [ № ]. Как следует из материалов дела спорным земельным участком она пользовалась до [ 00.00.0000 ] . Затем, без предварительного уведомления, на земельный участок прибыли сотрудники пограничной службы и запретили истице пользоваться спорным участком. Были поставлены пограничные знаки.

Согласно уточненным требованиям истца в первом абзаце уточнения к исковому заявлению написано, что «в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 01.11.2007 пункта 5.6.2.2. - решает вопросы об изъятии земельных участков для федеральных государственных нужд по обустройству государственной границы РФ».

Пункт 1 Положения, устанавливает общие вопросы компетенции федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, которые раскрываются (детализируются) далее по тексту Положения.

Пункт 5.6.2.2 Положения говорит о полномочии Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, но осуществлению подготовки предложений об изъятии в установленном законодательством Российской Федерации порядке для федеральных государственных нужд земельных участков, зданий, помещений и сооружений, необходимых для обустройства государственной границы Российской Федерации, пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации.

Из содержания указанных пунктов не следует, что Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации принимает решение об изъятии для федеральных государственных нужд земельных участков. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации осуществляет свою компетенцию исключительно в соответствии с Положением.

Полномочие федерального органа исполнительной власти о принятии решения об изъятии земельных участков для государственных нужд должно быть прямо прописано в Положении о данном органе, как например это установлено в пункте 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 «принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей» или пункте5.4.10 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371 «принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и расширения морских портов, а также о резервировании земель для указанных целей» и т.д.

Таким образом, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд в сфере обустройства государственной границы. Согласно пункта 5.6.2.2. Положения, в компетенцию Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации входит внесение предложений об изъятии.

В соответствии с пунктом 7.2.4. Положения о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденным Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 06 ноября 2008 г. № 115, Приволжское территориальное управление Росграницы готовит и представляет в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации предложения об изъятии в установленном законодательством Российской Федерации порядке для федеральных государственных нужд земельных участков, зданий, помещений и сооружений, необходимых для обустройства государственной границы Российской Федерации, пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации.

Следовательно, к полномочиям территориального органа Росграницы также не относится принятие решений об изъятии, а лишь подготовка указанных предложений.

Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).

В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные Гражданским процессуальным кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

В нарушение вышеуказанных положений ст.ст.56-57 ГПК РФ истицей каких-либо доказательств, опровергающих доводы ответчика, не представлено.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования истца к Приволжскому территориальному управлению Росграницы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

                    Р е ш и л:

Отказать Степкина НД в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд.

Судья: