Дело № 2- 10807/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Сокуровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. Новгороде гражданское дело по иску Медведева Л.И. к ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода об обязании включить периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УТАНОВИЛ:
Истец Медведева Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода об обязании включить периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в обоснование которого указала следующее.
Медведева Л.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как лицо, осуществляющее педагогическую деятельность.
Решением от [ 00.00.0000 ] № 9 ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода отказало истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку специальный стаж Медведева Л.И. составил 12 лет 03 месяца 27 дней при требуемом 25 лет.
Истец не согласна с тем, что ответчик не включил в ее специальный стаж следующие периоды: с [ 00.00.0000 ] – музыкальный руководитель в Детском комбинате № 95 (в т.ч. отпуск по уходу за ребенком после [ 00.00.0000 ] ); с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – музыкальный работник детского комбината Комаровского завода складской техники; с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – преподаватель учреждения дополнительного образования Детской музыкальной школы г. Богородска; с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – учебный отпуск и просит включить их в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с [ 00.00.0000 ] .
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщила. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Ф.И.О.3 исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, установив значимые по делу обстоятельства, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.., и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
В силу ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» «Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 указанного выше ФЗ - право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] истец Медведева Л.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода от [ 00.00.0000 ] № 9 Медведева Л.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Судом установлено, что ответчиком не включен в специальный стаж истца периоды с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – музыкальный руководитель в детском комбинате № 95 (в т.ч. отпуск по уходу за ребенком после [ 00.00.0000 ] ), с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] – музыкальный работник Детского комбината Комаровского завода складской техники, так как наименование учреждений не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Суд не может согласиться с решением ответчика в указанной части по ниже приведенным основаниям.
На основании п.п. 1, 2 ст. 31 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» вступает в силу с 1 января 2002 года. Со дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы 29.10.2002г. было принято Постановление Правительства РФ № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Правила)».
Вышеназванным Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г. был утвержден перечень утративших силу постановлений Правительства РФ, в который включены: Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Таким образом, и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и Постановление Правительства № 781 от 29.10.2002 г. распространяют свое действие на отношения, возникшие до момента вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - 01.01.2002 г.
Однако, 03.06.2004 г. Конституционный Суд РФ Постановлением № 11-П признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 и п. 1, 2 ст. 31 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Кроме того, трудовая пенсия назначается досрочно в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста лицами, осуществлявшими определенные виды общественно-полезной деятельности, сопряженной с длительным и неустранимым психологическим, физическим и другим неблагоприятным воздействием на организм человека. Следовательно, критерием для определения права на досрочную пенсию является осуществление определенных видов общественно-полезной деятельности, а не организационно-правовая форма такой деятельности или наименование должности, поскольку данные обстоятельства не зависят от воли конкретного работника.
Таким образом, наличие иного наименования должности и учреждения, не должно ущемлять права истца на пенсионное обеспечение, т.к. согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Иное толкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции РФ (определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 81-О).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…», Конституционный Суд РФ указал, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Так же суд учитывает, что, несмотря на изменения пенсионного законодательства, толкование норм пенсионного права не должно меняться в сторону ущемления прав граждан, в связи с чем, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, должны включаться периоды, когда гражданин фактически занимался педагогической деятельностью.
Кроме того, в соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.
Судом установлено, что в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] истица находилась в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с п.7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет засчитывалось как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе и при назначении пенсий.
В соответствии с п.21 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29 (в редакции от 01.10.1999 года) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года.
Таким образом, согласно действовавшему до 06.10.1992 года законодательству в специальный стаж засчитывался отпуск по уходу за ребенком до трёх лет.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что начало периода отпуска по уходу за ребенком имело место до 06.10.1992 года, суд считает возможным включить указанный спорный период в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В связи с изложенным, требования истца о включении ей в специальный стаж периодов работы с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 95 (в том числе отпуск по уходу за ребенком), с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности музыкального работника Детского комбината Комаровского завода складской техники подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для включения в специальный стаж истицы периода работы с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности музыкального работника в Комаровском детском саду на 0,25 ставки согласно акту ГУ-УПФ РФ по Богородскому району, так как не выработана полная ставка согласно п. 5 Правил.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
На 01 января 2001 года специальный педагогический стаж истицы, с учетом включения в него спорных периодов, приведенных выше в решении, составляет 13 лет 08 месяцев.
Требуемого законодательством специального педагогического стажа (16 лет 08 месяцев) на 01 января 2001 года у истца не имеется, в связи с чем, не может быть учтен в целях назначения досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж период работы истца с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ]
Так как необходимого специального стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, на момент обращения истца с заявлением в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода не было, следовательно, отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии является правомерным, а требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Медведева Л.И. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Медведева Л.И. периоды работы с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 95 (в том числе отпуск по уходу за ребенком), с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в должности музыкального работника Детского комбината Комаровского завода складской техники.
В остальной части исковых требований Медведева Л.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода.
Судья Ю.А.Сокурова