решение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело №2-333/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Полякова Е.С., при секретаре Пичужкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рындина Л.Н. к Министерству социальной политики Нижегородской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Рындина Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения, в обоснование исковых требований указала следующее.

Постановлением Администрации Ленинского района г.Н.Новгород [ № ] от [ 00.00.0000 ] Рындина Л.Н. включена в список очередности на получение жилой площади душевнобольных, что подтверждается справкой от [ 00.00.0000 ] [ № ]. [ 00.00.0000 ] при повторном освидетельствовании во ВТЭК Рындина Л.Н. установлена первая группа инвалидности бессрочно с заключением о необходимости постоянного ухода и надзора, что подтверждается справкой сер. [ № ]. Согласно письменному сообщению отдела по учету и распределению жилой площади Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] Рындина Л.Н. состояла в списках очередности душевнобольных на получение жилой площади за [ № ]. [ 00.00.0000 ] на запрос отдела по учету и распределению жилой площади Администрации Ленинского района Г.Н.Новгорода заместителем главного врача психиатрической больницей № 2 было направлено сообщение, согласно которому в соответствии с приказом [ № ] от [ 00.00.0000 ] Минздрава СССР Рындина Л.Н. имеет право на первоочередное получение жилья. С [ 00.00.0000 ] Рындина Л.Н. проживает в 2-х комнатной квартире с частичными удобствами (отсутствует горячая вода, ванна, душ) совместно с матерью Ф.И.О.3 1939 г.р. и отцом - Ф.И.О.4 1938 г.р. инвалидом 2 группы. Данные обстоятельства подтверждаются справкой ВТЭК и выпиской из лицевого счета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 г. и Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний» Рындина Л.Н. страдает заболеванием, при котором, совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. [ 00.00.0000 ] психиатрической больницей № 2 г.Н.Новгорода был направлен повторный ответ на запрос отела по учету и распределения жилья Администрации Ленинского района согласно которому Рындина Л.Н. проживающая по адресу: [ адрес ] имеет тяжелую форму хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. [ 00.00.0000 ] отделом по учету и распределения жилья Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода сообщено Рындина Л.Н. о том, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и ее номер в единой очереди на 2011 год – 1149. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма во внеочередном порядке. В связи с чем, предоставление жилья Рындина Л.Н. не может быть поставлено в зависимость от наличия очередей, финансовых средств и иных планов органов местного самоуправления, так как тяжелая форма хронического заболевания препятствует ее совместному проживанию в одной квартире с родителями. Аналогичное разъяснение дается Верховным судом РФ (Обзор судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2010 г., Бюллетень № 9, 2010 г.) согласно которому, граждане являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. В соответствии со ст. 12 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. № 123-3 (в редакции от 08.11.2010 г.) «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются гражданам по договорам социального найма (далее также - жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма) в виде отдельных квартир, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: не менее 33 кв. метров - для одиноко проживающих граждан. Истец просит обязать Администрацию г.Нижнего Новгорода предоставить Рындина Л.Н. [ 00.00.0000 ] года рождения во внеочередном порядке, по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 33 кв. метров в соответствии с жилищными и санитарными требованиями.

В ходе рассмотрения дела истцом неоднократно изменялись исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ.

В процессе судебного разбирательства представителем истца, действующей на основании доверенности, Ф.И.О.7, заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика (Администрации г.Н.Новгорода) надлежащим – Правительством Нижегородской области в лице Министерства социальной политики Нижегородской области.

На момент рассмотрения дела истец просит обязать Правительство Нижегородской области в лице Министерства социальной политики Нижегородской области предоставить Рындина Л.Н. из жилищного фонда Нижегородской области на основании договора социального найма, изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 33 квадратных метров, приобретенное за счет средств федерального бюджета, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца Ф.И.О.7 исковые требования поддержала с учетом их изменения, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации города Нижнего Новгорода Ф.И.О.18, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала возражения на иск. Пояснила, что в соответствии со ст. 6 Закона Нижегородской области от 07.07.2006г. № 68-3 предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области. Администрация города Нижнего Новгорода является органом местного самоуправления, а не органом исполнительной власти. Органом исполнительной власти на территории Нижегородской области является Правительство Нижегородской области. Уполномоченным органом является Министерство социальной политики Нижегородской области. Следовательно, какие-либо законные основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Рындина Л.Н., а именно на администрацию города Нижнего Новгорода отсутствуют.

Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Ф.И.О.8 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. Согласно справке ВТЭК от [ 00.00.0000 ] серии ВТЭ-277 [ № ] Рындина Л.Н. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378. Вместе с тем, в материалах представленных министерству, отсутствуют сведения о коде заболевания истицы, что приводит к отсутствию возможности определить право истицы на обеспечение жильем.

Постановлением администрации Ленинского района г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] Рындина Л.Н. включена в список очередности на получение жилого помещения. Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Таким образом, для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 57 Кодекса, необходимо выполнение у гражданина следующих непременных условий: -наличие заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; -нуждаемость в улучшении жилищных условий; -проживание в квартире, занятой несколькими семьями. Из выписки из лицевого счета [ № ] следует, что в жилом помещении по адресу: [ адрес ], проживают и зарегистрированы по месту жительства Ф.И.О.3, Ф.И.О.4, Рындина Л.Н. Собственником жилого помещения является Ф.И.О.3, мать истицы. Таким образом, все указанные граждане объединены признаками членов одной семьи в том смысле, который придает данному понятию статья 31 Кодекса, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Вышеуказанное жилое помещение занято одной семьей, что исключает возможность обеспечения Рындина Л.Н. жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке согласно статье 57 Кодекса как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Также представитель Министерства социальной политики Нижегородской области считает необходимым отметить, что распоряжением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] Рындина Л.Н. включена в список граждан-получателей социальных выплат на приобретение жилых помещений в соответствии с абзацем 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, Рындина Л.Н. обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с имеющимся у нее, как у инвалида 1 группы, правом на обеспечение жильем.

Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в судебном заседании Ф.И.О.10, действующая на основании доверенности, иск Рындина Л.Н. не признала, дала пояснения по отзыву на исковое заявление, представленному в материалы дела

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

Рындина Л.Н. относится к категории инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно п.З «Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, что подтверждается справкой ВК [ № ].

Данное обстоятельство подтверждается справками, выданными Психиатрической больницей №2 г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , а в силу п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, т.е. Рындина Л.Н. должно быть предоставлено жилое помещение, а не субсидия, и вне очереди.

Согласно ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до [ 00.00.0000 ] в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма.

Подпункт «б» п.1 ч.1 ст.13 Закона НО от 07.09.2007 г. №123-3 «О жилищной политики в Нижегородской области» устанавливает, что жилые помещения жилищного фонда на территории Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии со ст.51 ЖК РФ.

Таким образом, к данной категории граждан должны применяться непосредственно положения ЖК РФ, а не нормы, предусмотренные для обеспечения жильем инвалидов, т.к. категория инвалидов является более широкой, в то время как категория граждан, проживание которых невозможно в одной квартире ограничена перечнем заболеваний, установленных Правительством РФ.

Верховным судом РФ в обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010 года указано, что жилые помещения по договорам социального найма лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предоставляются в порядке, предусмотренном п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ.

На основании положений ст.31 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Рындина Л.Н. выбрана форма реализации права, предоставленная ей п.З ч.2 ст.57 ЖК РФ, а именно путем требования предоставления ей жилого помещения в натуре и вне очереди.

В указанном выше «Обзоре...» Верховный суд РФ указал, что предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании положений ЖК РФ.

Федеральным законодательством для категории граждан, к которой относится Рындина Л.Н., предусмотрен более высокий уровень социальной защиты, что также указывает на необходимость применения в данном случае федерального законодательства, а именно ст.57 ЖК РФ.

Кроме того, ВС РФ в обзоре законодательства и судебной практики за 3 квартал 2007 года, утвержденном постановлением президиума ВС РФ от 07.11.2007 года указал, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает внесение гражданина в какую-либо очередь.

В соответствии с пп.З п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пп. 4 п.1 ст.51 ЖК РФ перечне, т.е. при которых проживание с ними в одной квартире невозможно при отсутствии иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п.2 ст.6 ФЗ РФ «О введении в действие ЖК РФ» от 22.12.2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Судом установлено, что Рындина Л.Н. проживает по месту регистрации в двухкомнатной квартире [ адрес ] общей площадью 46,8 кв.м., жилой площадью 30,3 кв.м, собственником данной квартиры является мать Рындина Л.Н.Ф.И.О.3

Вместе с Рындина Л.Н. в указанной квартире постоянно проживает ее мать, Ф.И.О.3, и отец, Ф.И.О.4.

Рындина Л.Н., [ 00.00.0000 ] года рождения, инвалид 1 группы бессрочно по психо МЭК, состоит на ДДН с 1992 года с диагнозом: [диагноз]

Рындина Л.Н. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с [ 00.00.0000 ] .

Рындина Л.Н. относится к категории инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, согласно п.З Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378, что подтверждается справкой, выданной ГБУЗ Нижегородской области «Психиатрическая больница № 2 г.Н.Новгорода» от [ 00.00.0000 ] .

В соответствии со ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды и семьи имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, осуществляется соответствии со ст.28.2 указанного закона.

Согласно абз.1 ст.28.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года. Этой же статьей определено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Согласно Закону Нижегородской области от № 68-3 от 07.07.2006 года О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по збеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» (ст.2) указанные меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям ветеранов, инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, в форме однократного предоставления безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилого помещения (в т.ч. жилого дома).

В соответствии с ппп.1 п.1 ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-3 «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма, проживающим на территории Нижегородской области признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен Правительством РФ, в соответствии со ст.51 ЖК РФ.

В п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Рындина Л.Н. относится к указанной выше категории граждан и ее право состоять на данном учете ответчиком не оспаривается.

Оснований для снятия ее с указанного учета не имеется.

В силу положения ст.31 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», из которого следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору и предусмотренный в субъекте РФ порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует указанной категории граждан требовать им предоставления жилого помещения на основании ст.51, 57 ЖК РФ.

При этом предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения.

При указанных обстоятельствах, суд считает исковые требовании Рындина Л.Н. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Рындина Л.Н. удовлетворить.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Рындина Л.Н. на основании договора социального найма изолированное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Е.С. Поляков