Дело № 12-581/15/2010 РЕШЕНИЕ г.Нижний Новгород 08 июля 2010 года Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Шутов А.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Володарского района Нижегородской области Калоша Д.А. на постановление №от 25.05.2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова И.Е., 00.00.0000 года рождения, уроженца Володарского района, проживающего по адресу: Володарский район, город, улица УСТАНОВИЛ: 26 апреля 2010 года в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова И.Е. прокурором Володарского района было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку в ходе проверки прокуратурой района было установлено, что Харитонов И.Е. нарушил законодательство о труде - ст. 22 ТК РФ в части осуществления обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральном законе, а именно у ИП «Харитонов И.Е.» имелась задолженность по уплате страховых взносов в отношении своих работников, которая по состоянию на 23.04.2010 года составляет 7275 рублей. Постановлением государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. от 25.05.2010 г. производство по делу по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова И.Е. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование данного решения в постановлении указано, что если работодатель в нарушение своих обязательств не уплачивает страховые взносы, Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» имеет право взыскивать недоимки по страховым взносам, налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством РФ. Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, в случае неперечисления работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников отсутствует. Считая постановление незаконным, прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с протестом, в котором просит постановление от 25.05.2010г. государственного инспектора труда по правовым вопросам в Нижегородской области К.отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение. В обоснование своих доводов прокурор указал, что «Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. Работодатель является страхователем, а страхователь это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). Согласно ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 г, № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», для страхователей, поименованных в п.п. 1 ч. 1 ст.6 данного Федерального Закона установлена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд. В соответствии с п.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Форд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 г. №212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. В соответствии со ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление может быть опротестовано прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1-30.3 КоАП РФ. Согласно ст. 30.3 ч. 1,2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Поскольку копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 25.05.2010 г. поступила в прокуратуру Володарского района Нижегородской области лишь 28.05.2010 г., суд приходит к выводу, что срок обжалования им пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению. В суд прокурор Володарского района Нижегородской области не явился, о времени и месте рассмотрения протеста извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении протеста в его отсутствие. Харитонов И.Е., будучи надлежащим образом уведомленным о рассмотрении протеста прокурора, в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода не явился, ходатайств о рассмотрении протеста с его участием не заявил. Суд, в соответствии со ст. 25.1, 25.11, 29.7 п.4 КоАП РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц - прокурора и привлекаемого лица. Изучив материалы дела об административном правонарушении в отношении Харитонова И.Е., поступившие в суд 22.06.2010 г., нахожу протест обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ обязанностью работодателя является осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 16.07.1999 г.№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются организации, физические лица и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам. В соответствии со ст. 14 ч.1 п. 1 данного закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Согласно пп.6 п.1 ст.7 Федерального закона от 16.07.1999 г.№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», одним из видов социальных рисков является наступление старости. Часть 1 ст.8 этого закона предусматривает, что каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, которым в данном случае является пенсия по старости. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством РФ о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. В соответствии с п.1 ст.9 ФЗ от 16.07.1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. В соответствии с п.1,2 ч.2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 г.№165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязанностью работодателя является зарегистрироваться у страховщика и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы. Таким образом, осуществление обязательного страхования заключается для работодателя в комплексе его обязанностей: в регистрации у страховщика и в уплате страховых взносов в установленные сроки. Работодатель, осуществляя обязательное пенсионное страхование на основании Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях» и Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании», обязан не только зарегистрироваться у страховщика в территориальном органе Пенсионного Фонда, но и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы. Не выполняя данные обязанности или хотя бы одну из них, работодатель не осуществляет в полном объеме социальное страхование, чем нарушает требования ст.22 Трудового кодекса РФ об обязанности работодателя осуществлять обязательное социальное страхование. Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. не учла, что дело в отношении Харитонова И.Е. было возбуждено не за несвоевременное перечисление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а за нарушение трудового законодательства - невыполнение требований ст. 22 Трудового кодекса РФ об обязательном социальном страховании, которое выражается с объективной стороны в невыполнении работодателем (страховщиком) его обязанности при осуществлении обязательного социального страхования как работодателя (страховщика) по уплате страховых взносов, закрепленной в п. 2 ч.2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 г.№165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Поэтому выводы государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. об отсутствии события административного правонарушения не соответствуют закону и материалам дела. В соответствии с ч.1 ст.353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Основными полномочиями органов федеральной инспекции труда, согласно ч.1 ст.356 ТК РФ, являются осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом». Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Поскольку обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в нарушение ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. 25.05.2010 г., является незаконным и необоснованным и подлежит отмене. С учетом вышеизложенного, постановление № от 25.05.2010 года государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова И.Е. по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ полежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области для устранения допущенных нарушений. Руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п. 6, ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, ч.4 ст.30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ: Протест заместителя прокурора Володарского района Нижегородской области удовлетворить. Постановление № от 25.05.2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова И.Е., отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 5.27 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Харитонова И.Е. вернуть в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области на новое рассмотрение. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через данный суд. Судья А.А. Шутов