Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении



дело № 12-683/10/23

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород 30 июля 2010 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Пырьев Е.М.,

С участием представителя УФАС по Нижегородской области К.,(по доверенности)

с участием представителя заявителя К., (по доверенности)

при секретаре Прокофьевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Искендерова А.И.о. на постановление № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 по делу об административном правонарушении от 11.06.2010 года, вынесенное Исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г., по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И., 00.00.0000 года рождения, проживающего по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, улица,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 Исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г. от 11.06.2010 года должностное лицо - директор Закрытого акционерного общества «К» Искендеров А.И.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, Искендеров А.И.о. обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой. В обоснование доводов жалобы указал, что не доказанными являются события административного правонарушения и виновность (умысел) лица в совершении административного правонарушения. События нарушения законодательства УФАС изложены в решении комиссии антимонопольного органа, которое на дату вынесения постановления об административном правонарушении не вступило в законную силу и в настоящее время находится на обжаловании в производстве Арбитражного суда Нижегородской области. Правонарушение вменено ЗАО «К» без надлежащего установления административным органом объективной и субъективной стороны состава административного правонарушения.

Просит постановление № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 по делу об административном правонарушении от 11.06.2010 года, вынесенное Исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г., по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Дело об административном правонарушении № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 в отношении директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И.о. из Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило в суд 14.07.2010 года.

Жалоба Искендерова А.И.о. рассмотрена в его отсутствие. В судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель К., доводы жалобы поддержал, просит постановление № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 по делу об административном правонарушении от 11.06.2010 года в отношении Искандерова А.И., отменить и производство по делу прекратить.

Представитель Управления ФАС по Нижегородской области К., просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Суд, выслушав представителя заявителя и представителя УФАС, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Должностным лицом Управления федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области вывод о доказанности вины директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И.о. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, сделан на основании материалов административного дела.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, приказом от 23.11.2009 г. № 537 Нижегородское УФАС России возбудило в отношении ООО «Л», ООО «К», ЗАО «К» и ИП Ф. дело о нарушении антимонопольного законодательства № 986-ФАС52-ТР-10-02/11-09.

Основанием для возбуждения дела послужили признаки совершения хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива в Городецком муниципальном районе Нижегородской области, антиконкурентных согласованных действий, запрещенных частью 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Товарный рынок, на котором выявлено нарушение антимонопольного законодательства, представляет собой сферу розничной реализации моторного топлива (автомобильных бензинов марок А-76, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива) владельцам автотранспортных средств через автозаправочные станции общего пользования. В географических границах исследуемого товарного рынка (территория Городецкого муниципального района Нижегородской области) действуют 4 хозяйствующих субъекта: ООО «Л», ООО «К», ЗАО «К» и ИП Ф.

Установлено, что розничные цены на моторное топливо утверждаются внутренними локальными документами (протоколами, приказами) упомянутых хозяйствующих субъектов.

Анализ таких документов за 2008-2009 годы позволил заключить, что ценовая политика, осуществляемая ООО «К», ЗАО «К», представляет собой следование ценовой политике ООО «Л». На протяжении всего временного интервала ООО «К» и ЗАО «К» изменяли свои цены вслед за изменением цен на АЗС ООО «Л» (разница между датами изменения не превышала двух дней), и при этом цены указанных участников рынка менялись, как правило, на одинаковую величину.

Решением комиссии Нижегородского УФАС России по делу № 986-ФАС52-ТР-10-02/11-09 от 03.03.2010 года действия ООО «К» и ЗАО «К» по установлению розничных цен на автомобильные бензины марок А-76, АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо признаны согласованными и нарушающими ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции»; рассмотрение дела в отношении ООО «Л» и в отношении индивидуального предпринимателя Ф. прекращено, в связи с отсутствием в их действиях нарушения антимонопольного законодательства; ООО «К» и ЗАО «К» выдать предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию согласованных действий и предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства и ограничению, устранению конкуренции на рынках розничной реализации автомобильных бензинов марок А-76, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в Городецком муниципальном районе Нижегородской области.

04 мая 2010 года главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области К. в отношении директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И.о. был составлен протокол № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 об административном правонарушении.

Постановлением Исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г. № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 от 11 июня 2010 года директор Закрытого акционерного общества «К» Искендеров А.И.о. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Часть 1 ст.14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ) предусматривает ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения представляет собой одно из наиболее грубых и опасных нарушений антимонопольного законодательства.

Под соглашением в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений и согласованных действий содержится в ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции".

Субъектом административного правонарушения может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которыми обусловлено совершение административного правонарушения.

Совершается административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, умышленно.

В соответствии с ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ (часть первая.2 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ), поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции», комиссия принимает определения, решения, предписания.

По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.

В соответствии с ч.2 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции», решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции», решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Судом установлено, что решение комиссии Нижегородского УФАС России по делу № 986-ФАС52-ТР-10-02/11-09 принято 03.03.2010 года.

Не согласившись с данным решением комиссии, Закрытое акционерное общество «К» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным Решение от 03.03.2010 г. по делу № 986-ФАС52-ТР-10-02/11-09 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Предписание от 03.03.2010 года по делу № 986-ФАС52-ТР-10-02/11-09 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в части признания ЗАО «К» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11 ФЗ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определения об отложении предварительного судебного разбирательства дела № А43-11757/2010 по заявлению ЗАО «К», вынесенного судьей Арбитражного суда Нижегородской области 22.06.2010 года, рассмотрение дела отложено на 25.08.2010 года.

Таким образом, решение комиссии Нижегородского УФАС России по делу № 986-ФАС52-ТР-10-02/11-09, принятое 03.03.2010 года, является не вступившим в законную силу.

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с положениями ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ, повод к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, в отношении директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И.о., отсутствовал, вследствие этого, постановление № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 по делу об административном правонарушении от 11.06.2010 года, вынесенное Исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г., по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И.о. не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом вышеизложенного, постановление № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 по делу об административном правонарушении от 11.06.2010 года, вынесенное Исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г., по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И.о. подлежит отмене, производство по делу - прекращению.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление № 629-ФАС52-АД-14.32-02/05-10 по делу об административном правонарушении от 11.06.2010 года, вынесенное Исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Г., по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Закрытого акционерного общества «К» Искендерова А.И. прекратить, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                                                                                                                                                          Е.М. Пырьев