дело № 12-567/10/23 РЕШЕНИЕ г.Нижний Новгород 30 июля 2010 года Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Пырьев Е.М., представителя Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникина П.М., (по доверенности) при секретаре Прокофьевой В.П. рассмотрев в открытом судебном заседании протест И.о.прокурора Володарского района на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное 21.04.2010 года главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникиным П.М., в отношении директора ООО «б» Брюквина Э.Б., 00.00.0000 года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: Нижегородская область, Володарский район, п.Р., улица УСТАНОВИЛ: Постановлением главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникина П.М. от 21.04.2010 года административное производство по делу в отношении директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Считая постановление незаконным и необоснованным, И.о.прокурора Володарского района обратился в суд с протестом, в котором просит постановление от 21.04.2010 года главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникина П.М. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста, прокурор указал, что в нарушении трудового законодательства, законодательства, регулирующего порядок уплаты обязательных платежей в пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, главным государственным инспектором труда по правовым вопросам ГИТ в Нижегородской области Аникиным П.М. при решении вопроса о виновности Брюквина Э.Б. необоснованно установлено отсутствие в его действиях нарушения законодательства о труде и об охране труда. Дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. из Государственной инспекции труда в Нижегородской области поступило в суд 09.07.2010 года. Прокурор Володарского района, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не прибыл, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд принимает решение о рассмотрении дела в их отсутствие. Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протеста, Брюквин Э.Б. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникин П.М., просит в протесте прокурора Володарского района Нижегородской области отказать. Суд, изучив доводы протеста прокурора, выслушав Аникина П.М., исследовав представленные материалы, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит протест прокурора неподлежащим удовлетворению, а постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникина П.М. от 21.04.2010 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Должностным лицом ГИТ в Нижегородской области вывод об отсутствии в действиях Брюквина Э.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, сделан на основании материалов административного дела. Согласно материалам дела об административном правонарушении, прокуратурой Володарского района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, законодательства, регулирующего порядок уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что по информации Управления Пенсионного Фонда РФ по Володарскому району за ООО «Б» имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работников сумма которой, по состоянию на 20.03.2010 г., составила 8654 руб., кроме того, по информации ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 9 текущая задолженность ООО «Б» по страховым взносам по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 77,65 руб., просроченная задолженность по страховым взносам составляет 25,18 руб. 30 марта 2010 года прокурором Володарского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Брюквина Э.Б. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ. 21 апреля 2010 г. постановлением главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникина П.М. административное производство по делу в отношении директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 ТК РФ, трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. На основании статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Согласно статье 22 ТК РФ, работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами. В постановлении прокурора Володарского района указано о том, что в нарушение требований трудового законодательства в части осуществления обязательного социального страхования, ООО «Б» по страховым взносам имеет задолженность перед Управлением Пенсионного Фонда РФ по Володарскому району и ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал № 9 по выплате страховых взносов. Таким образом, социальное страхование работников ООО «Б» производится, однако, как это указано в постановлении прокурора, имеет место задолженность по выплате страховых взносов. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. В соответствии с п.4 ч.2 ст.11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страховщик обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Из содержания статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно п.2 ч.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд. В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Из содержания статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» следует, что, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение). Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов. Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). В соответствии с ч.3 ст.40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг. Кроме того, согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Из приведенных выше норм административного, трудового права и законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, суд приходит к выводу о том, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей, не регулируются нормами трудового законодательства, а, поэтому, лицо, осуществившее несвоевременную уплату обязательного платежа на обязательное социальное страхование или имеющее задолженность по таким платежам не может нести административную ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, согласно которой ответственность по данной правовой норме предусмотрена за нарушение законодательства о труде и охране труда. Учитывая изложенное, вывод главного государственного инспектора труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникина П.М. о том, что в действиях директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является правильным. Таким образом, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное 21.04.2010 г. главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникиным П.М., в отношении директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.7, ч.4 ст.30.9 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное 21.04.2010 г. главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Государственной инспекции труда в Нижегородской области Аникиным П.М., в отношении директора ООО «Б» Брюквина Э.Б. - оставить без изменения, протест И.о.прокурора Володарского района - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода. Судья: Е.М. Пырьев