решение по протесту прокурора



Дело № 12-504/10/23

РЕШЕНИЕ

г.Нижний Новгород                                                                                                                                                               «30» июня 2010 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Пырьев Е.М.,

при секретаре Прокофьевой В.П.,

рассмотрев протест прокурора Воскресенского района Нижегородской области на постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное 19.05.2010 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К., в отношении директора ЗАО «В» Катышева А.Б., 00.00.0000 года рождения, уроженца с.Н. Краснобаковский район Горьковской области, работающего директором ЗАО «В»», проживающего по адресу: Нижегородская область, Краснобаковский район, р.п.А.Б., улица,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. от 19.05.2010 г. производство по делу об административном правонарушении по ст.5.27 ч.1 КоАП РФ в отношении Катышева А.Б. прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Считая постановление незаконным, прокурор Воскресенского района Нижегородской области обратился в суд с протестом, в котором просит постановление №№ от 19.05.2010 г. государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, в отношении директора ЗАО «В» Катышева А.Б. направить на новое рассмотрение.

В обоснование доводов протеста, прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что директором ЗАО «В» Катышевым А.Б. в нарушение требований ст. 22 ТК РФ, ст. 15 Федерального Закона от 18.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» не были своевременно (до 15 апреля 2010 г.) перечислены в Пенсионный фонд РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (авансовые платежи на финансирование страховой части) работающих у него граждан за 1 квартал 2010 года. Кроме того, директором ЗАО «В» Катышевым А.Б., в нарушение указанных требований Закона, не были своевременно (до 15 апреля 2010 года) перечислены в Пенсионный фонд РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (авансовые платежи на финансирование страховой части, накопительной части) работающих у него граждан за первый квартал 2010 года.

Действительно, данные действия образуют налоговое правонарушение в соответствии со ст.27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Вместе с тем, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. не дала оценку тому, что одновременно неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в Пенсионный Фонд РФ директор ЗАО «В» Катышев А.Б. существенно затрагивает трудовые права работников, в связи с чем, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

Таким образом, неисполнение работодателем - директором ЗАО «В» Катышевым А.Б. обязанности по уплате обязательных взносов в Пенсионный Фонд РФ является невыполнением обязанности работодателя, возложенной на него ст. 22 Трудового Кодекса РФ, образуя тем самым состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде.

Прокурор Воскресенского района Нижегородской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не прибыл, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протеста, Катышев А.Б. в судебное заседание не явился, ходатайств о рассмотрении дела с его участием суду не представил.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, признавая извещение Катышева А.Б. надлежащим, а причины его неявки неуважительными, суд рассматривает протест прокурора в его отсутствие.

Представитель Государственной инспекции труда в Нижегородской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения протеста, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки суду не сообщил.

Административное дело в отношении директора ЗАО «В» Катышева А.Б. из Государственной инспекции труда в Нижегородской области поступило в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода 04.06.2010 г.

Суд, изучив доводы протеста прокурора, исследовав представленные материалы, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит протест прокурора неподлежащим удовлетворению, а постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. от 19.05.2010 г. законным и обоснованным, не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, прокуратурой Воскресенского района проведена проверка исполнения трудового и пенсионного законодательства в части соблюдения работодателем обязанности по обязательному социальному страхованию работников в порядке, установленном федеральными законами, в том числе по уплате страховых взносов в ГУ УПФР по Воскресенскому району Нижегородской области.

В ходе проверки установлено, что в ГУ УПФР по Воскресенскому району Нижегородской области в качестве страхователя состоит ЗАО «В», зарегистрированное по адресу: Нижегородская область, Воскресенский район, р.п.Воскресенское, улица. В нарушение требований трудового законодательства в части осуществления обязательного социального страхования, директор ЗАО «В» Катышев А.Б. не производит уплату страховых взносов в Пенсионный фонд и имеет задолженность перед ГУ УПФР по Воскресенскому району Нижегородской области по выплате страховых взносов за первый квартал 2010 года в общей сумме 229 881 рублей.

04 мая 2010 года прокурором Воскресенского района вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении директора ЗАО «В» Катышева А.Б. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ.

19 мая 2010 г. постановлением № государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 ТК РФ, трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

На основании статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно статье 22 ТК РФ, работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

В постановлении прокурора Воскресенского района Нижегородской области о возбуждении производства об административном правонарушении от 04.05.2010 г. указано, что в ГУ УПФР по Воскресенскому району Нижегородской области в качестве страхователя состоит ЗАО «В».

В постановлении прокурора указано о том, что в нарушение требований трудового законодательства в части осуществления обязательного социального страхования, директор ЗАО «В» Катышев А.Б. не производит уплату страховых взносов в Пенсионный фонд и имеет задолженность перед ГУ УПФР по Воскресенскому району Нижегородской области по выплате страховых взносов за первый квартал 2010 года в общей сумме 229 881 рублей.

Таким образом, социальное страхование работников ЗАО «В» производится, однако, как это указано в постановлении прокурора, имеет место задолженность по выплате страховых взносов за первый квартал 2010 года.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Из содержания статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно п.2 ч.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Из содержания статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» следует, что, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение). Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

В соответствии с ч.3 ст.40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Из приведенных выше норм административного, трудового права и законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, суд приходит к выводу о том, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, не регулируются нормами трудового законодательства, а, поэтому, лицо, осуществившее несвоевременную уплату обязательного платежа на обязательное пенсионное страхование или имеющее задолженность по таким платежам не может нести административную ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, согласно которой ответственность по данной правовой норме предусмотрена за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Учитывая изложенное, вывод государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К. о том, что в действиях директора ЗАО «В» Катышева А.Б. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является правильным.

Таким образом, постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное 19.05.2010 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К., в отношении директора ЗАО «В» Катышева А.Б. является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.7, ч.4 ст.30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, вынесенное 19.05.2010 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области К., в отношении директора ЗАО «В» Катышева А.Б. - оставить без изменения, протест прокурора Воскресенского района - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья:                                                                                                                                                                                                 Е.М. Пырьев