Дело № 12-820/2010/9 Р Е Ш Е Н И Е г. Нижний Новгород 29 сентября 2010 года Судья Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Дякина М.В. с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Кабанова С.В., рассмотрев жалобу директора ООО «С» Севостьянова В.Р. на постановление зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 03 июня 2010 года о привлечении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ. УСТАНОВИЛ: 26 августа 2010 года в Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода поступила жалоба директора ООО «С» Севостьянова В.Р. на постановление зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 03 июня 2010 года о привлечении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ. Материал из МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступил в суд 06 сентября 2010 года (л.д. 34) 21 мая 2010 года в отношении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. 03 июня 2010 года постановлением зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. директор ООО «С» Севостьянов В.Р. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за то, что на 21 мая 2010 года директором ООО «С» Севостьяновым В.Р. не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, а именно: · ООО «С» не было поставлено на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в сроки, установленные Положением о постановке на учет в федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года № 28; · правила внутреннего контроля не разработаны и не утверждены в сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 08 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Считая постановление не законным, Севостьянов В.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания от 03 июня 2010 года № в отношении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности. В обоснование своей жалобы заявитель указывает, что ООО «С» было зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № по Самарской области 23 октября 2009 года, основным видом деятельности общества является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. 01 февраля 2010 года им как директором ООО «С» были разработаны и утверждены правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также было назначено ответственное лицо за соблюдением правил. Правила внутреннего контроля были согласованы 02 марта 2010 года, а ООО «С» было поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО 16 февраля 2010 года. Вместе с этим заявитель указывает на то обстоятельство, что вести финансово-хозяйственную деятельность в ООО «С» он начал только после постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, что подтверждается справкой по счету ООО «П» за период с 23 ноября 2009 года по 21 мая 2010 года, приказами о приеме на работу, реестром договоров ООО «С». Также заявитель указывает, что правонарушение им совершено впервые. В связи с изложенным Севостьянов В.Р. полагает, что умысла в его действиях не было, на момент возбуждения дела об административном правонарушении выявленные нарушения им были устранены, вредных последствий не наступило, поэтому просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 30.3 ч. 1,2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Заявитель Севостьянов В.Р. просит восстановить ему срок обжалования, поскольку первоначально с жалобой на постановление от 03 июня 2010 года он обратился в Арбитражный суд г. Самары, в котором производству по делу было прекращено, поскольку данная жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. После этого он обратился в районный суд г. Тольятти, который передал жалобу по подведомственности в Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода. Из предоставленных суду материалов следует, что копия постановления № была получена Севостьяновым В.Р. 18 июня 2010 года (л.а.м. 122) 07 июля 2010 года жалоба Севостьянова В.Р. была принята к производству арбитражным судом Самарской области (л.д. 6) 28 июля 2010 года производство по жалобе Севостьянова В.Р. определением арбитражного суда Самарской области было прекращено (л.д. 5) 10 августа 2010 года жалоба Севостьянова В.Р. поступила в Комсомольский районный суд г. Тольятти (л.д. 2) 12 августа 2010 года определением Комсомольского районного суда г. Тольятти жалоба Севостьянова В.Р. направлена по подведомственности в Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода (л.д. 29). На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что срок обжалования постановления от 03 июня 2010 года Севостьяновым В.Р. пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению, в связи с этим суд рассматривает жалобу по существу. В судебное заседание Севостьянов В.Р. не явился, о времени, месте судебного заседания по жалобе извещен надлежащим образом (л.д.49), предоставил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие и заявление о применении ст. 2.9 КоАП Рф, поскольку в его действиях отсутствовала существенная угроза охраняемым общественным интересам, и не наступило вредных последствий. В связи с этим суд в соответствии со ст. 25.1 ч. 2, ст. 30.6 п.4 КоАП РФ рассматривает жалобу в отсутствие заявителя. Представитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу, прибывший в судебное заседание, с доводами жалобы Севостьянова не согласился. Просит в удовлетворении жалобы отказать. Полагает, что обжалуемое постановление законно и обоснованно по основаниям, приведенным в отзыве. Суд, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «С» Севостьянова В.Р., доводы Росфинмониторинга, изложенные в отзыве, полагавшую жалобу Севостьянова В.Р. не подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление законным и обоснованным, находит постановление, вынесенное зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. 03 июня 2010 года в отношении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. подлежащим отмене по следующим основаниям: В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Из материалов административного дела следует, что 21 мая 2010 года в отношении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ. При рассмотрении дела установлено, что ООО «С» оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о чем свидетельствуют: 1) п.5 решения участника о создании ООО «С» от 14 октября 2009 года №1; 2) ст.2 устава ООО «С», согласно которому основным видом деятельности Общества является риэлторская деятельность; 3) договор на оказание посреднических услуг по поиску недвижимого имущества от 05 марта 2010 №, а также иные документы и информация, содержащиеся в материалах дела. Руководство ООО «С» осуществляет директор Севостьянов В.Р. (решение участника о создании ООО «С» от 14 октября 2010 года № 1). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в редакции Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами. Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган. В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ). Директором ООО «С» Севостьяновым В.Р. внутренний контроль в возглавляемом им Обществе не организован, что подтверждается материалами, полученными в ходе административного расследования. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее -Положение). В соответствии с подпунктом Д пункта 2 Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Согласно п. 3 Положения постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Государственная регистрация ООО «С» осуществлена 23 октября 2009 года Межрайонной ИФНС России № по Самарской области (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия № - л.д. 7), таким образом, Обществу надлежало осуществить постановку на учет не позднее 21 ноября 2009 года. В нарушение вышеуказанного срока документы, необходимые для постановки на учет ООО «С» (заявление о постановке на учет и карта постановки на учет (форма 2-КПУ) представлены организацией 08 февраля 2010 года, то есть с нарушением сроков, установленных Постановлением Правительства РФ №28 от 18 января 2003 года. По результатам рассмотрения документов Общество поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО 16 февраля 2010 года (уведомление о постановке на учет от 16.02.2010 №дсп - л.д. 15). Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Согласно п.2 ст.7 Федерального закона правила внутреннего контроля организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течении 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Государственная регистрация OOO «С» осуществлена 23 октября 2009года Межрайонной ИФНС России № по Самарской области (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия №). Следовательно, правила внутреннего контроля OOO «С» следовало разработать и утвердить руководителем не позднее 23 ноября 2009 года и направить на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Правила внутреннего контроля ООО «С» разработаны и утверждены директором Севостьяновым В.Р. 01 февраля 2010 года, то есть с нарушением срока установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6. В постановлении должностного лица указано, что при рассмотрении дела данные факты подтверждены материалами дела - протоколом об административном правонарушении, уведомлением о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Нарушение требований ст.7 Федерального закона №115-ФЗ привело к тому, что, как установлено протоколом об административном правонарушении ООО «С» осуществляло деятельность без постановки на учет в уполномоченном органе и не разработав правила внутреннего контроля.. В постановлении по делу об административном правонарушении от 03 июня 2010 года должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, должностное лицо обоснованно пришло к выводу, что указанные выше нарушения образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим текущее руководство деятельностью организации, является директор в соответствии со ст. 7 Устава OOO «С» и иных учредительных документов. Согласно решению участника о создании OOO «С» от 14 октября 2009 года №1 в проверяемом периоде директором являлся Севостьянов В.Р. Таким образом, Севостьянов В.Р., осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, поэтому обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма. Вместе с тем, в соответствии с п.21 постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Суд, соглашается с выводом должностного лица - зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. о наличии в действиях Севостьянова В.Р. признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. Оценивая сведения содержащиеся в справке по счету за период с 23 ноября 2009 года (момент регистрации ООО «С») по 21 мая 2010 года, реестр договоров и приказы о приеме работников на работу, согласно которых фактическую деятельность ООО «С» стало осуществлять после фактической постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО и утверждения уполномоченным органом правил внутреннего контроля, суд на основании анализа исследованных доказательств по делу приходит к выводу, что совершение Севостьяновым В.Р. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, не повлекло негативных последствий, нарушений общественно охраняемых правоотношений, не причинило ущерба государству и гражданам, выявленные нарушения на момент возбуждения дела об административном правонарушении Севостьяновым В.Р. были устранены, Севостьянов В.Р. совершил административное правонарушение впервые, вину свою полностью признал. Оценив все обстоятельства совершенного Севостьяновым В.Р. деяния, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что выявленное нарушение является малозначительным, в связи с чем, учитывая нормы статьи 2.9 КоАП РФ, считает возможным освободить Севостьянова В.Р. от административной ответственности, объявив ему устное замечание. При квалификации правонарушения, инкриминируемого Севостьянову В.Р. в качестве малозначительного, суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения и отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельства, предусмотренного ст. 2.9 КоАП РФ В соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. С учетом вышеизложенного, постановлениезам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 03 июня 2010 года о привлечении директора ООО «С» Севостьянова В. к административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, ст.2.9 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Жалобу Севостьянова В.С. удовлетворить Постановление зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 03 июня 2010 года о привлечении директора ООО «С» Севостьянова В.Р. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ отменить Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Севостьянова В.Р. прекратить. Объявить Севостьянову В.Р. устное замечание Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья: М.В. Дякина