Дело № 12-862/2010год РЕШЕНИЕ гор. Нижний Новгород 13 октября 2010 года Судья Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода Коловерова О.А., рассмотрев жалобу Габдрахманова И.О. на постановление № от 19.08.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица Габдрахманова И.О., 00.00.0000 года рождения, замещающего должность генерального директора ОАО «С» в период с 07 июля 2008 года по 19 марта 2010 года, УСТАНОВИЛ: Постановлением МРУ Росфинмониторинга по ПФО № от 19.08.2010 года Габдрахманов И.О., замещающий должность генерального директора ОАО «С» в период с 07 июля 2008 года по 19 марта 2010 года, привлечен к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. 13 сентября 2010 года в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода поступила жалоба Габдрахманова И.О. на указанное постановление, в которой он просит постановление МРУ Росфинмониторинга отменить, производство по делу прекратить. В обосновании своей жалобы заявитель указал, что им как руководителем ОАО «С», замещающего должность генерального директора ОАО «С» в период с 07.07.2008 г. по 19.03.2010 г. были предприняты все необходимые меры по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с требованиями действующего законодательства. Руководствуясь Информационным письмом от 04.06.2009 г. №, ОАО «С» 25.06.2009 г. была разработана программа обучения сотрудников и в 5-тидневный срок направлена в адрес Федеральной службы страхового надзора. От ФССН было получено письмо № от 03.06.2010 г., на которое был направлен ответ, содержащий Правила внутреннего контроля в новой редакции от 18.06.2010 г. (исх.№ от 18.06.2010 г.). Далее в адрес ФССН 22.07.2010 г. было направлено еще одно письмо, содержащие Правила внутреннего контроля в новой редакции от 19.08.2010 г. (исх. № от 20.08.2010 г.). В постановлении о назначении административного наказания указано, что обучение сотрудников ОАО «С» в период с 01.01.2009 г. по 01.03.2010 г. не производилось. Однако эти обстоятельства не соответствуют действительности. Вводные, плановые и внеплановые инструктажи в ОАО «С» проводилось. Доказательством проведения мероприятий по проведению планового и внепланового инструктажа в период замещения им должности генерального директора ОАО «С» служит распоряжение № от 23.07.209 г. Текст распоряжения № от 23.07.2010г. содержит оговорку, что плановый инструктаж проводится с целью изучения нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом изменений, вносимых в ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ. Поскольку в соответствии с п.8 Приказа Росфинмониторинга № внеплановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом для работников, указанных в п.4 и 4 Положения, в случае изменения действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, следовательно, по мнению заявителя, необходимость в проведении внепланового инструктажа как таковая отпадает, поскольку проведение последнего вида инструктажа реализуется в рамках проведения планового инструктажа. Документы, подтверждающие прохождение работником организации обучения приобщаются к личному делу и были представлены в административный орган. Приказом генерального директора ОАО «С» от 16.02.2009 г. был утвержден порядок учета прохождения работниками организации обучения в форме распоряжений и отчетов. Каких-либо подписей работников в данных распоряжениях и отчетах не предполагается. Федеральный Закон № 115-ФЗ не содержит нормы, касающейся формы фиксации доказательства прохождения обучения сотрудников организации. Следовательно, факт отсутствия подписей лиц, прошедших обучение в представленных приказах и распоряжениях, не может являться доказательством не прохождения обучения сотрудниками и не может вменяться в вину. Заявитель просит постановление № от 19.08.2010 года отменить, производство по делу прекратить. Согласно ст. 30.3 ч. 1,2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Поскольку обжалуемое постановление Габдрахманов И.О. получил 27.08.2010 года, срок обжалования им пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению. В судебное заседание заявитель Габдрахманов И.О. не явился, представил ходатайство о рассмотрение жалобы в его отсутствии. Суд находит возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствии заявителя. Суд, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Габдрахманова И.О., замещающего должность генерального директора ОАО «С» в период с 07 июля 2008 года по 19 марта 2010 года, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Материал из МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступил в суд 23.09.2010 г. Из представленных материалов следует, что постановлением МРУ Росфинмониторинга по ПФО № от 19 августа 2010 года Габдрахманов И.О. привлечен к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 рублей. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. В соответствии со статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица. Согласно вышеназванной норме права субъектом данного правонарушения может быть должностное лицо организации, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом и не исполняющая законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе и нормы Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ. Статья 5 указанного Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относит страховые организации. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основанием привлечения к административной ответственности Габдрахманова И.О. послужило выявленное в ходе проверки, проведенной Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу, что правила внутреннего контроля ОАО «С», утвержденные руководителем организации 28.08.2008, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как не учитывают внесенных в него изменений и дополнений в 2009 г. Так, в частности, программа по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров не соответствует требованиям Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (вступил в силу с 17.02.2009). Таким образом, ОАО «С» нарушен п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ в части требований, предъявляемых к содержанию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Кроме того, п.3 Информационного письма Федеральной службы страхового надзора от 04.06.2009 № «О внесении страховыми организациями изменений в правила внутреннего контроля в связи с вступлением в силу Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлено, что Страховым организациям необходимо привести правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила) в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (с учетом Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256). Данное письмо размещено в информационно-правовой системе «Консультант Плюс». Данное требование надзорного органа ОАО «С» было проигнорировано. Таким образом, Габдрахмановым И.О., замещающим должность генерального директора ОАО «С» в период с 07.07.2008 по 19.03.2010, п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ не соблюден. Внутренний контроль Габдрахмановым И.О., замещающим должность генерального директора ОАО «С» в период с 07.07.2008 по 19.03.2010, в возглавляемой им организации в период с 07.07.2008 по 19.03.2010 не организован. Кроме того, в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что обучение сотрудников ОАО «С», в период с 07.07.2008 по 19.03.2010, в соответствии с требованиями действующего законодательства не производилось. Кроме того, в соответствии с п.20, 22 Положения, организации ведут учет прохождения ее работниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение работником организации обучения, приобщаются к личному делу работника. Документов, подтверждающих прохождение сотрудниками организации какого-либо обучения, кроме целевого инструктажа, в личных делах сотрудников не содержится, что свидетельствует о не прохождении сотрудниками ОАО «С» обучения в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствие с требования Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256. Согласно п.2 ст.7 Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Габдрахманов И.О. привлечен к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ за то, что, не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в возглавляемой им организации, что подтверждается представленными материалами административного дела. Суд апелляционной инстанции находит выводы административного органа о доказанности вины и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в деяниях Габдрахманова И.О. правильными и обоснованными. Доводы заявителя, изложенные им в жалобе, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, анализ которых содержится в постановлении административного органа. Кроме того, доводам заявителя, изложенным в жалобе, дана надлежащая оценка в постановлении административного органа. В постановлении по делу об административном правонарушении от 19.08.2010 г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Габдрахманова И.О. за неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ. Наказание определено в пределах санкции ст. 4.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л Постановление № от 19.08.2010 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица Габдрахманова И.О., 15.07.1959 года рождения, замещающего должность генерального директора ОАО «С» в период с 07 июля 2008 года по 19 марта 2010 года, оставить без изменения, жалобу Габдрахманова И.О. без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья О.А. Коловерова