решение по делу об административном правонарушении



Дело № 12-29/11/6

РЕШЕНИЕ

г. Н.Новгород                                               18 января 2011 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Денисова Л.С., рассмотрев жалобу Тямкиной О.В. на постановление № от 16.09.2010г., вынесенное зам. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении зам. начальника "О" УФПС Оренбургской области – филиал ФГУП Почта России ТЯМКИНОЙ О.В., 00.00.0000 года рождения, уроженки с. О. О. района Оренбургской области, зарегистрированного и проживающего по адресу: Оренбургская область, с. О., улица и на решение № от 16.11.2010г. по жалобе на постановление № от 16.09.2010г. вынесенное зам. руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу С.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № зам. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 16.09.2010 г. Тямкина О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ и на неё наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, Тямкина О.В. обратилась в Федеральную службу по финансовому мониторингу с жалобой.

Решением № от 16.11.2010г. зам. руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу С. постановление № зам. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. от 16.09.2010 г. оставлено без изменения, а жалоба Тямкиной О.В. без удовлетворения.

Считая вынесенные постановление и решение незаконными и необоснованными, Тямкина О.В. обратилась в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой.

В обоснование доводов жалобы указала, что сделанный МРУ Росфинмониторинга по ПФО вывод о том, что в почтамте не осуществляется идентификация клиентов юридических лиц в нарушение п. 1. ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ-115), не соответствует действительности.

Обслуживание клиентов юридических лиц осуществляется организациями федеральной почтовой связи на основании заключенных договоров.

В случае с федеральными клиентами договоры со всеми перечисленными данными в отношении клиента юридического лица находятся в ФГУП «П» и введены в соответствующую базу

данных, в случае с региональными клиентами договоры хранятся в УФПС -филиалах предприятия.

Таким    образом,    идентификация    клиента юридического    лица осуществляется в полном соответствии с законодательством.

Указывает, что прямого указания в ФЗ-115 на необходимость анкетирования нет. Таким образом, требования п. 1 ст. 7 ФЗ-115 не нарушались.

Кроме того, по мнению Тямкиной, в постановлении МРУ Росфинмониторинга по ПФО говорится, что в ходе проверки Роскомнадзором установлен факт непроведения проверки знаний и навыков работников почтамта в целях ПОД/ФТ, на основании чего делается вывод о нарушении с моей стороны порядка организации внутреннего контроля.

В действующей редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ-115) нет определения «организация внутреннего контроля».

ФГУП «П» утверждены и согласованы надзорным органом Правила внутреннего контроля и программы его осуществления, на Предприятии, его филиалах и почтамтах назначены специальные должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Что касается «иных внутренних организационных мер», то в законе нет их определения.

Таким образом, внутренний контроль в ФГУП «П», его филиалах и почтамтах организован.

Кроме того, в ФЗ-115 не содержится конкретных требований к организации обучения кадров. Согласно п. 2 ст. ст. 7 ФЗ-115, «Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом».

Подготовка и обучение специальных должностных лиц Аппарата управления ФГУП «П», филиалов Предприятия и почтамтов, а также других почтовых работников, подлежащих обучению в соответствии с «Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 № 256 (далее - Положение), организуется и проводится централизованно в соответствии с Планом-графиком реализации программы обучения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на текущий год, утверждаемым генеральным директором Предприятия.

В соответствии с п. 3.7. Правил внутреннего контроля, утвержденных приказом ФГУП «П» от 04.12.2009 № 461-п и согласованных с Роскомнадзором 18.12.2009 № КА-16390, программа обучения разработана Предприятием и является приложением к Правилам внутреннего контроля (Приложение № 1, программа № 6).

Филиалы составляют свои планы-графики проведения обучения по указанной программе.

Руководящими документами по обучению в области ПОД/ФТ не установлены конкретные сроки проведения обучающих мероприятий. Они могут проводиться на протяжении всего календарного года по плану Предприятия, и руководитель Предприятия при необходимости может вносить соответствующие изменения и дополнения в план - график.

Согласно п. 18 Положения, проверка знаний и навыков работников организаций в области ПОД/ФТ, проводится регулярно, но не реже одного раза в год.

Таким образом, указанная проверка могла быть проведена до конца текущего года.

Тямкина указывает, что её вина в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля при рассмотрении дела об административном правонарушении не доказана, и статьями Кодекса не установлена, что в соответствии с требованиями ч.1 п.1 ст.25.1 Кодекса является основанием исключающим производство по делу об административном правонарушении

В судебное заседание заявитель Тямкина О.В. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. О чем имеется телеграмма..

Учитывая положения ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу Тямкиной О.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2010г. по 07.07.2010г. управлением Роскомнадзора по Оренбургской области проведена выездная плановая проверка деятельности в области связи ФГУП «П», в том числе "О" УФПС Оренбургской области – филиала почта России с целью осуществления государственного контроляи надзора за соблюдением ФГУП «П» требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В ходе проверки установлено следующее:

"О" осуществляет деятельность в области оказания услуг почтовой связи, о чем свидетельствует Устав ФГУП «П», утвержденный Министром РФ по связи и информатизации 11.02.2003 № и согласованный распоряжением Министерства имущественных отношений РФ 11.01.2003 №, Положение об УФПС Оренбургской области - филиале ФГУП «П», утвержденное генеральным директором ФГУП «П» 31.12.2009, и иные документы, имеющиеся в материалах дела.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон №И5-ФЗ) организации федеральной почтовой связи относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.2 ст.6 и п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в казанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

Согласно ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ процедуры внутреннего контроля являются обязательными для организаций, поименованных в ст.5 Федерального закона №115-ФЗ. В соответствии с пп.1 п.1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, организации, - осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Согласно п.п. 1.8 п.1 Программы осуществления внутреннего контроля, утвержденной приказом ФГУП «П» от 04.12.2009 №, сведения о клиенте (юридическом лице) фиксируются в анкете клиента. Сведения, включаемые в Анкету клиента (юридического лица) установлены п.п. 1.9 п.1 указанной Программы.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Оренбургской области в ходе проверочных мероприятий установлено, что анкеты клиентов (юридических лиц), представленные "О" содержат неполные сведения о юридическом лице, установленные п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ.

Следовательно, идентификация клиентов (юридических лиц) в Октябрьском почтамте УФПС Оренбургской области - филиала ФГУП «П» в соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ не осуществляется.

В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 утверждено Положение «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средства или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которым установлены формы, программы и периодичность обучения. Указанный приказ вступил в законную силу с 17.02.2009 года.

Согласно п. 11 данного Положения, целью обучения является получение работниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

Одной из программ обучения, установленных п. 12 Положения является проверка знаний и навыков работников организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно п. 18 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256, проверка знаний и навыков работников организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, но не реже одного раза в год.

Первичная проверка знаний и навыков работников организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится по истечении одного месяца с даты вводного инструктажа в организации.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Оренбургской области в ходе проверочных мероприятий установлено, что проверка знаний и навыков работников организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в "О" не проводилась.

Данный факт подтверждается объяснительной Тямкиной О.В. от 02.09.2010 №, представленной к моменту составления протокола, согласно которой проверка знаний и навыков работы работников в области ПОД/ФТ в "О" проведена только 06.08.2010 и 18.08.2010, т.е. только после проведения проверочных мероприятий надзорным органом.

Неисполнение в "О" требований Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256, а также отсутствие установления всех необходимых данных о клиенте в нарушение п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, свидетельствует о том, что в "О" УФПС Оренбургской области - филиале ФГУП «П» не было предпринято внутренних организационных мер, направленных на организацию системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, в "О" УФПС Оренбургской области - филиале ФГУП «П» внутренний контроль не организован.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с Правилами внутреннего контроля, утвержденными приказом ФГУП «П» от 04.12.2009 № и приказом директора УФПС Оренбургской области - филиала ФГУП «П» от 30.12.2009 №, обязанности непосредственного исполнения установленного порядка по осуществлению работы за реализацией положений Правил внутреннего контроля и программ его осуществления возложены на специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления -заместителя начальника "О" УФПС Оренбургской области — филиала ФГУП «П» Тямкину О.В.

Таким образом, Тямкина О.В., являясь лицом, ответственным за соблюдение Правил внутреннего контроля и программ его осуществления в "О", обязана была обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма.

Исходя из вышеизложенного, специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в "О" - зам. начальника "О" УФПС Оренбургского края - филиала ФГУП «П» Тямкиной О.В. нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 КоАП РФ.

В постановлении по делу об административном правонарушении от 16.09.2010 г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Тямкиной О.В. в несоблюдении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу. Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

    Доводы жалобы заявителя о том, что сделанный МРУ Росфинмониторинга по ПФО вывод о том, что в почтамте не осуществляется идентификация клиентов юридических лиц, не соответствует действительности, что обслуживание клиентов юридических лиц осуществляется организациями федеральной почтовой связи на основании заключенных договоров в полном соответствии с законодательством, а также о том, что прямого указания в ФЗ-115 на необходимость анкетирования нет, суд находит не обоснованным, поскольку в соответствии с п. 1.8 Программы идентификации и изучения клиентов предприятия, установления и идентификации выгодоприобретателей, сведения о клиенте (юридическом лице) и/или выгодоприобретателей фиксируются в анкете клиента. Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа. Анкета, составленная в виде электронного документа при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного работника организации. Заполнение анкеты возлагается на работника Предприятия (филиала, почтамта), ответственного за идентификацию клиента (юридического лица) и/ или выгодоприобретателя..

Довод жалобы о том, что в действующей редакции Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ-115) не содержится конкретных требований к организации обучения кадров, не обоснован.

Доводы жалобы о том, что руководящими документами по обучению в области ПОД/ФТ не установлены конкретные сроки проведения обучающих мероприятий, что согласно п. 18 Положения, проверка знаний и навыков работников организаций в области ПОД/ФТ, проводится регулярно, но не реже одного раза в год, таким образом, данная проверка могла быть проведена до конца текущего года, суд находит не обоснованными по следующим основаниям:

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008г. № 256 утверждено Положение «О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которым установлены формы программы и периодичность обучения.

В соответствии с п. 12 указанного Положения одной из программ обучения является проверка знаний навыков работников организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно п.18 Положения проверка знаний и навыков работников организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проводится регулярно, но не реже одного раза в год.

Первичная проверка знаний и навыков работников организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма проводится по истечению одного месяца с вводного инструктажа в организации.

С учетом изложенного, постановление № от 16.09.2010г., вынесенное зам. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. о привлечении к административной ответственности зам. начальника "О" УФПС Оренбургской области – филиал ФГУП "П" Тямкиной О.В. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ и решение № от 16.11.2010г. по жалобе на постановление № от 16.09.2010г. вынесенное зам. руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу С., является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу Тямкиной О.В. оставить без удовлетворения.

Постановление № от 16.09.2010г., вынесенное зам. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 КоАП РФ в отношении зам. начальника "О" УФПС Оренбургской области – филиал ФГУП Почта России ТЯМКИНОЙ О.В.- оставить без изменения,

Решение № от 16.11.2010г. по жалобе Тямкиной О.В. на постановление № от 16.09.2010г. вынесенное зам. руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу С., - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                Л.С.Денисова