Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород05 апреля 2011 года
Судья Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода Коловерова О.А., с участием заявителя Слесарь Н.Г., с участием представителя Слесарь Н.Г. по доверенности Волковой Н.Э., представителя ФАС по доверенности Клевцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Слесарь Н.Г. на постановление от 27.01.2011 г., вынесенное заместителем руководителя УФАС по Нижегородской области С. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ в отношении должностного лица – председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 27.01.2011 г. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области С. должностное лицо – председатель Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 15.000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, 10.02.11 г. Слесарь Н.Г. направил в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода жалобу.
В обоснование доводов жалобы Слесарь Н.Г. указал, что с 24 марта 2010 г. он состоит на выборной должности Главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области и в соответствии с Уставом Гаганиского муниципального района исполняет полномочия председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района.
В соответствии с ч.9 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ –депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Кроме того, руководствуясь ст.35 п.13 вышеуказанного закона нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Заявитель указывает, что он не исполнял полномочия главы местной администрации и соответственно не имел права отклонить принятый депутатами Земского собрания Гагинского муниципального района правовой акт, его действия по подписанию решения № от 27.04.2010 г. соответствовали статусу выборного должностного лица местного самоуправления.
Считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ст.14.9 КоАП РФ. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя Волкова доводы жалобы изменила, просит Постановление № от 27.01.2011 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области С., вынесенное в отношении должностного лица – председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. отменить. Освободить Слесарь Н.Г. от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись в отношении него устным замечанием.
Представитель УФАС по Нижегородской области в судебном заседании просила суд в удовлетворении жалобы Слесарь Н.Г. отказать.
Суд, выслушав заявителя, его представителя, представителя УФАС, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Усматривая в действиях председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ, 14.01.2011 г. ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов государственной власти УФАС по Нижегородской области Ж. был составлен протокол №. 27.01.2011 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области С. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.9 ч. 1 КоАП Председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района нижегородской области Слесарь Н.Г. и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15.000 рублей.
Из представленных материалов дела следует, что 20 декабря 2010 года комиссией Нижегородского УФАС России рассмотрено дело № в отношении Земского Собрания Гагинского района Нижегородской области о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) выразившегося в совершении действий по принятию Решения № от 27.04.2010 г. о передаче имущества в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия Земского Собрания Гагинского муниципального района по принятию решения № от 27.04.2010 г. о передаче имущества в безвозмездное пользование без проведения торгов в форме аукциона или конкура нарушают требования ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции могли привести к ограничению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела, согласно решения по делу от 22 декабря 2010 года, Земское Собрание Гагинского муниципального района Нижегородской области признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, производство по делу прекращено в виду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и материалы переданы уполномоченному должностному лицу УФАС по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, по ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ.
За правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц.
В соответствии со ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ «действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей». (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
В соответствии с Положением о Земском Собрании Гагинского района должностные лица Земского Собрания несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с законодательством.
Уставом Гагинского района Нижегородской области определено, что полномочия председателя Земского Собрания исполняет глава местного самоуправления.
В соответствии с Решением Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области № от 24.03.2010 г. главой местного самоуправления назначен Слесарь Н.Г. который, исполняет обязанности председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области.
На основании изложенного, заместителем руководителя УФС по Нижегородской области председатель Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. привлечен к ответственности как должностное лицо за нарушение, допущенное Земским собранием Гагинского муниципального района Нижегородской области по рассматриваемому факту.
Данные выводы суд, пересматривающий дела находит обоснованными и мотивированными. Доводы заявителя о неправомерности привлечения его к административной ответственности, суд находит несостоятельными, они опровергаются материалами дела. Председатель Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. совершил действия, которые могли привести к ограничению конкуренции
Таким образом, суд считает, что заместителем руководителя УФАС по Нижегородской области сделан правильный вывод о наличии в действиях должностного лица – председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г., состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.9 ч. 1 КоАП РФ.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 27 января 2011 года должностным лицом УФАС по Нижегородской области верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Слесарь Н.Г. объективно подтверждается материалами дела.
Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу. Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц УФАС по Нижегородской области, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Однако, административный орган, установив факт правонарушения, в данной конкретной ситуации, по мнению суда, неправомерно не применил понятие малозначительности к рассмотренному правонарушению.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении № 5 от 24.03.2005 г. (в ред. от 11.11.2008 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил судам, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размере вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части кодекса.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Оценив совершенное правонарушение, суд учитывает, что действия Слесарь Н.Г., хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.
В рассматриваемом случае заявителя нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так незаконное решение им было отменено.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принимая во внимание степень вины заявителя, и учитывая, что совершенное им правонарушение не создало с существенной угрозой охраняемым законом прав и интересов граждан и государства, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд считает необходимым освободить заявителя от административной ответственности по ч.1 ст. 2.9 КоАП РФ.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 2.9, п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № от 27.01.2011 г. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области С., вынесенное в отношении должностного лица – председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. отменить.
Освободить должностное лицо – председателя Земского Собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области Слесарь Н.Г. от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись в отношении него устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья:подписьО.А. Коловерова