решение по делу об административном правонарушении



Дело № 12-356/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород                                   01 июня 2011 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Борейчук Л.Н.,

с участием представителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по ПФО Кабановой А.В. на основании доверенности от 11 января 2011 года № 2Д,

рассмотрев жалобу Гризоглазова К.Л. на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу № от 15.02.2011 г. о наложении на директора ОАО «П» Гризоглазова К.Л. административного наказания по ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому Федеральному округу от 15.02.2011 года директора ОАО «П» Гризоглазов К.Л. привлечен к административной ответственности по ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, Гризоглазов К.Л. обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой, в которой просит постановление от 15.02.2011 года отменить.

В обосновании доводов жалобы заявитель указал, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, поскольку истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Материал из МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступил в суд 07 апреля 2011 года.

Гризоглазовым К.Л. заявлено ходатайство о восстановлении срока апелляционного обжалования.

Из представленных материалов следует, что постановление о назначении административного наказания вынесено 15.02.2011 года; копия данного постановления вручена Гризоглазову К.Л. 24.02.2011 г., о чем свидетельствует подпись в уведомлении (т.2 л.д. 224). Жалоба направлена Гризоглазовым в суд 05.03.2010 г., согласно отметке почтового штемпеля на конверте, т.е. в течение десяти суток со дня получения им копии постановления. В связи с вышеизложенным, суд отказывает Гризоглазову К.Л. в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, и рассматривает ее по существу.

В судебное заседание заявитель Гризоглазов К.Л. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлено. Учитывая положения ст.25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО в судебном заседании Кабанова А.В. просила жалобу оставить без удовлетворения, представила письменный отзыв на жалобу.

Суд, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ОАО «П» Гризоглазова К.Л. приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с положениями ст.30.7 КоАП РФ основанием отмены постановления являются наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а так же существенное нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Наличие таковых не установлено.

Заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО К. вывод о доказанности вины директора ОАО «П» Гризоглазова К.Л. и о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ сделан на основании материалов административного дела.

Из материалов административного дела следует, что проверкой, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что ОАО «П») оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о чем свидетельствует: 1) п.2 Устава Общества, в соответствии с которым ОАО «П» осуществляет операции с недвижимым имуществом; 2) выписка из ЕГРЮЛ от 28.10.2010 №, где в качестве основного ОКВЭД зарегистрирован 70.3 - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имущество; 3) договоры ОАО «П» на оказание услуг, а также иные документы и информация, содержащиеся в материалах дела.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

    В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона№115-ФЗ).

Директором Гризоглазовым К.Л. внутренний контроль в ОАО «П» не организован.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом Д пункта 2 Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

    Установлено, что ОАО «П» в течение длительного времени на учете в Росфинмониторинге не состояло, документы, необходимые для постановки на учет в уполномоченный орган не представлялись.

Также в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого I перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Таким образом, в ОАО «Покровское Агентство Недвижимости» в течение длительного времени отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ, а также последующее приостановление таких операции в случаях указанных в п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, что ведет к повышенным рискам легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций и представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Таким образом, в течение длительного времени ОАО «П» осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, то есть в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 Федерального закона, в отсутствие установленных квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, а также в отсутствие установленного порядка документального фиксирования и хранения необходимой информации.

В нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, в ОАО «П» отсутствовало, что привело к отсутствию проведения обязательных процедур обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ и свидетельствует об отсутствии в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля и ведет к повышенным рискам легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В соответствии с п.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715, требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. №, действовавшим до 04.10.2010 г., а также приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. №, вступившим в законную силу с 05.10.2010 г. утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).

Указанными приказами Росфинмониторинга установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций).

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. №, приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. № в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится в следующих формах:

    а)    вводный инструктаж;

    б)    дополнительный инструктаж (плановый и внеплановый);

    в)    целевой инструктаж;

    г)    повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с указанными приказами Росфинмониторинга целью обучения является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Дополнительный (внеплановый и плановый) инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

    при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

    при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

        при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

            при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

            В ходе проведения проверки установлено, что обучение сотрудников ОАО «П» в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в проверяемом периоде не проводилось, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:

     в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Также в ходе проверки установлено, что ОАО «П» в нарушение п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ не устанавливает необходимых данных клиентов, находящихся на обслуживании.

Согласно ст. 15 Устава ОАО «П» и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим текущее руководство деятельностью Общества, является директор. Согласно имеющимся материалам дела (выписка из ЕГРЮЛ от 28.10.2010 №) директором ОАО «П» является Гризоглазов К.Л.. Таким образом, Гризоглазов К.Л., осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечивать соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма, но им не было предпринято в установленных целях необходимых организационных мер.

В постановлении о назначении административного наказания от 15.02.2011 г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, должностное лицо обоснованно пришло к выводу, что указанные выше нарушения образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ.

Должностное лицо, вынесшее постановление обоснованно пришло к выводу, что вина директора ОАО «П» Гризоглазов К.Л. в правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (с учетом вступления в силу Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" выявленные в ходе проверки факты нарушения свидетельствуют о нарушении требования законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля) установлена и подтверждается материалами дела.

Доводы Гризоглазова К.Л. об истечении срока давности привлечения его к административной ответственности за вменяемые правонарушения истек, суд находит несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Правонарушение, совершенное директором ООО «П» Гризоглазовым К.Л. выразилось в непринятии в течение длительного времени организационных мер, направленных на создание системы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и суд приходит к выводу, что должностным лицом Росфинмониторинг правонарушение обоснованно признано длящимся.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренных частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срок давности не истек. Поэтому доводы Гризоглазова К.Л. об истечении срока давности суд находит не основанными на законе.

Дело об административном правонарушении в отношении директора ОАО «П» Гризоглазов К.Л. было возбуждено и рассмотрено с соблюдением требований ст. 28.1, 29.6 -29.11 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ.

Наказание Гризоглазову К.Л. назначено в пределах санкции ст. 4.1 КоАП РФ.

Требования ст. 29.10 КоАП РФ соблюдены.

Оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмонииторинга по ПФО К. от 15.02.2011 г. не имеется.

Основания для прекращения производства по делу нет.

На момент принятия решения заместителем руководителя МРУ Росфинмонииторинга по ПФО срок давности привлечения Гризоглазова К.Л. к административной ответственности не истек.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы ОАО «П» Гризоглазова К.Л. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление № от 15.02.2011 г., вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинг по ПФО К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ОАО «П» Гризоглазова К.Л. оставить без изменения, жалобу Гризоглазова К.Л. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                     Л.Н. Борейчук