Дело № 12-861/2011
РЕШЕНИЕ
г. Н.Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Борейчук Л.Н.,
с участием представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.3 на основании доверенности [ № ]Д от [ 00.00.0000 ]
рассмотрев жалобу Ф.И.О.1 на постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] , вынесенное заместителем руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.2 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ директора ООО «Делфи»
Ф.И.О.1, [ 00.00.0000 ] года рождения, уроженца [ адрес ], зарегистрированного по адресу: [ адрес ] комсомола, [ адрес ], проживающего по адресу: [ адрес ],
УСТАНОВИЛ:
Постановлением [ № ] заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Ф.И.О.1 обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой. В обоснование доводов жалобы указал, что наложенное на него наказание является излишне строгим, поскольку основанием наложения административного наказания является тот факт, что на момент проверки им, как руководителем ООО «Делфи», не предпринято необходимых мер по соблюдению законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля (отсутствие постановки на учете в Росфинмониторинге ООО «Делфи», а так же отсутствие правил внутреннего контроля).
О необходимости соблюдения норм законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма регистрирующим органом не знал, считал, что данный закон применим только к организациям, осуществляющими свою деятельность за пределами РФ.
Сразу после рассмотрения административного дела Обществом подготовлены все соответствующие документы об устранении выявленных нарушений. Считает, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, возможно признание совершенного им административного правонарушения малозначительным. На настоящий момент ООО «Делфи» имеет крайне низкие доходы от своей деятельности, просит принять во внимание его трудное финансовое положение.
В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не прибыл, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая положения ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание прокурор Инзенского района Ульяновской области не прибыл. О дне и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы, отзыв не представил. Суд, признавая извещение прокурора надлежащим, а причины неявки неуважительными в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассматривает жалобу в отсутствие прокурора Инзенского района Ульяновской области.
Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.3 возражала против доводов жалобы.
Суд, изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу Ф.И.О.1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела следует, что ООО «Делфи» оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, деятельность в области права и деятельность в области бухгалтерского учета, что подтверждается ст. 3 Устава ООО «Делфи», утвержденного решением общего собранием частников [ № ] о [ 00.00.0000 ] , выпиской из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] [ № ].
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
(
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежками средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать, реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Исполнение организациями, перечень которых приведен в ст. 5 Федерального закона [ № ]-ФВ, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента перечисленные в ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ сделки или финансовые операции, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля предполагает разработку и утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации, а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Постановление Правительства РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ].
^
Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.
Проверкой, проведенной прокуратурой Инзенского района Ульяновской области установлено, что в ООО «Делфи» правила внутреннего контроля и программы его осуществления не разработаны, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не назначено.
Таким образом, отсутствие правил внутреннего контроля и лица, ответственного за соблюдение указанных правил в течение длительного времени свидетельствует об отсутствие в ООО «Делфи» организованной системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций -Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены Постановлением Правительства Российской Федераций от [ 00.00.0000 ] [ № ].
Согласно п. 3 Постановления требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в час-и указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона - осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] [ № ] утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).
Указанным приказом установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций).
В соответствии с п.6 Положения в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) дополнительный инструктаж;
в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
г) повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, получены преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).
Целью обучения является получение сотрудниками организаций знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения им законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, к финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.
[ адрес ] установлено, что на момент проверки директором ООО «Делфи» Ф.И.О.1 обучение в целях ПОД/ФТ не пройдено.
Отсутствие подготовки и обучения кадров ООО «Делфи», в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и. финансированию терроризма, в данном случае руководителя Общества, свидетельствует об отсутствии осуществления одной из обязательных программ внутреннего контроля.
На момент рассмотрения дела, документов и сведений, свидетельствующих об их устранении от ООО «Делфи» в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не поступило.
Таким образом, вывод заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4 об отсутствии организации в ООО «Делфи» внутреннего контроля обоснован.
Директор ООО «Делфи» Ф.И.О.1 не исполнил требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.
Статьей 15.27 ч.2 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с протоколом общего собрания участников от [ 00.00.0000 ] [ № ] руководство ООО «Делфи» осуществляет директор Ф.И.О.1
Таким образом, Ф.И.О.1, осуществляя текущее руководство деятельностью ООО «Делфи» в силу действующего законодательства и учредительных документов должен был обеспечить соблюдение возглавляемой организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, но не предпринял все необходимые организационные меры по соблюдению требований законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 ч.2 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 в несоблюдении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу. Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Оценивая довод заявителя о том, что наложенное на него наказание является излишне строгим, что сразу после рассмотрения административного дела Обществом подготовлены все соответствующие документы об устранении выявленных нарушений и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, возможно признание совершенного им административного правонарушения малозначительным, суд приходит к следующему.
Ф.И.О.1назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.27 ч. 2 КоАП РФ, на основании чего довод об излишне строгом наказании не соответствует действительности.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, т.е. неисполнении возглавляемой организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в не принятии мер по выполнению требований законодательства по подготовке и обучению кадров, т.е. в неорганизации и неосуществлении внутреннего контроля; состав правонарушения является формальным, и для квалификации действий по указанной статье КоАП РФ не требуется наступления последствий, связанных с нарушением охраняемых общественных правоотношений. Федеральный закон № 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, а предусмотренные ст.15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный объект посягательства является одним из наиболее значимых, поэтому признание правонарушения в качестве малозначительного в данном случае недопустимо.
Таким образом, в данном случае при обсуждении вопроса о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу, что оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Тот факт, что сразу после рассмотрения административного дела Обществом подготовлены все соответствующие документы об устранении выявленных нарушений, не является обстоятельством характеризующим малозначительность правонарушения. В силу ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания были учтены личность и имущественное положение Ф.И.О.1, отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств не установлено.
Исходя из вышеизложенного оснований для отмены постановления зам. руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.2 [ № ] от [ 00.00.0000 ] судом не усматривается.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы директора ООО «Делфи» Ф.И.О.1 следует отказать.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] , вынесенное заместителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 ч.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «Делфи» Ф.И.О.1 – оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись
Судья: Л.Н. Борейчук