№ 12-736/23/2011
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода Пырьев Е.М.,
с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, рассмотрев жалобу директора ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.2, на постановление зам. руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу [ № ] от [ 00.00.0000 ] , по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением [ № ] заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.3 от [ 00.00.0000 ] директор ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.2 КоАП РФ и на нее наложено административное наказание в виде штрафа в размере 15.000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, Ф.И.О.1 обратилась в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой. В обоснование доводов жалобы указала, что причиной отсутствия приведения правил внутреннего контроля в соответствии с действующим законодательством, а также прохождения обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Далее ПОД/ФД) явилось нахождение руководителя организации в отпуске по уходу за ребенком, в указанных действиях отсутствует событие административного правонарушения.
Кроме того, заявитель полагает, что целевой инструктаж не мог быть проведен по причине отсутствия специализированной организации его проводящей в [ адрес ] Эл. Заявитель считает, что ей неправомерно вменяется отсутствие предоставления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
По мнению заявителя в проверяемом периоде на Общество не распространялась обязанность по идентификации своих клиентов с Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности.
Просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.
В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ст.25.1 КоАП РФ.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, возражала против удовлетворения жалобы, полностью поддержав доводы письменных возражений, представленных в суд.
Суд, изучив доводы жалобы, доводы возражений административного органа, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу Ф.И.О.1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела следует, что [ 00.00.0000 ] в 15 часов 30 минут старшим специалистом 2 разряда отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.5 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.1. Директор ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.1 (решение от [ 00.00.0000 ] [ № ]) уведомлена надлежащим образом о времени и месте составления протокола, однако в назначенное время не явилась.
В результате рассмотрения акта выездной проверки от [ 00.00.0000 ] [ № ] и материалов проверки было установлено следующее:
ООО «Жилищный капитал» относится к организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается: 1) п.2.3 Устава Общества 2) выпиской из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] 3) актами оказанных риэлтерских услуг,
Таким образом в соответствии со статьей 5 Федерального закона ООО «Жилищный капитал» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, облазанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию( доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию установленных программ.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего постановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Директором в ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.1 внутренний контроль не организован, что подтверждается материалами проверки.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, директором ООО «Жилищный капитал» были нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в части отсутствия в течение длительного времени соответствующих законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ правил внутреннего контроля, отсутствии прохождения обучения, в порядке, предусмотренном законодательством в сфере ПОД/ФТ, отсутствии установления идентификационных данных клиентов в нарушение требований пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона, а также отсутствие идентификации клиентом с Перечнем организаций и лиц, о которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля и программ его осуществления.
Директор ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.1 не исполнила требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.
Статьей 15.27 ч.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с Уставом ООО «Жилищный капитал» и иных учредительных документов единоличным исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор. Согласно имеющимся материалам дела директором ООО «Жилищный капитал» является Ф.И.О.1
Таким образом, Ф.И.О.1, осуществляя текущее руководство деятельностью ООО «Жилищный капитал» в силу действующего законодательства и учредительных документов должна была обеспечить соблюдение возглавляемой организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, но не предпринял все необходимые организационные меры по соблюдению требований законодательства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 ч.2 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 в несоблюдении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля, установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом. Назначено наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Довод заявителя, что причиной отсутствия приведения правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством, а также отсутствием прохождения обучения в сфере ПОД/ФТ явилось нахождение руководителя организации в отпуске по уходу за ребенком, в указанных действиях отсутствует событие административного правонарушении, суд находит несостоятельным, поскольку:
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административное правонарушение- этопротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическоголица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РоссийскойФедерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Событие административного правонарушения - это то, как проявляется правонарушение в объективной реальности. В самом общем виде событие административного правонарушения - это совершенное в определенном месте, в определенное время и определенным образом и т.п. действие либо бездействие (невыполнение обязанности), приведшее к наступлению ущерба или угрозе возникновения такового.
Элементами события административного правонарушения признаются место, время, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения.
Событие административного правонарушения выразилось в отсутствии принятия внутренних организационных мер, направленных на приведение правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством РФ, что прямо предусмотрено п.2 ст. 7 Федерального закона, а также отсутствии исполнения требований по идентификации клиентов и подготовке и обучению кадров, что также предусмотрено ст. 7 Федерального закона, отсутствии работы по идентификации клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Место, время и способ совершения административного правонарушения отражены в протоколе об административном правонарушении [ № ], таким образом, довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения необоснован.
Состав административного правонарушения рассматривается как совокупность следующих признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Согласно ст.29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом, а также имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
П 4.2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля и/или осуществления внутреннего контроля, которые не повлекли за собой нарушение сроков представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Субъектами правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в ст. 5 Федерального закона, и должностные лица этих организаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Проверкой, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что согласно представленным в ходе проверки документам установлено, что ООО «Жилищный капитал» относится к организациям, оказывающих посреднические
услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается: 1) п.2.3 Устава Общества, согласно которому основным видом деятельности ООО «Жилищный капитал» является риэлтерская деятельность; 2) выпиской из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] , где основным кодом вида экономической деятельности заявлен 70.31.11 - предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества; 3) актами оказанных риэлтерских услуг; 4) сведениями о движении денежных средств по счетам и кассе организации.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с той же статьей совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с уставом Общества и решением учредителя от [ 00.00.0000 ] [ № ] руководителем организации является Ф.И.О.1, таким образом, Ф.И.О.1 является должностным лицом ООО «Жилищный капитал», а, следовательно, субъектом применения положений ст. 15.27 КоАП РФ.
По своей структуре состав административного правонарушения состоит из четырех составляющих: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом правонарушения по ст. 15.27 КоАП РФ является установленный законом порядок организации и осуществления внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, т.е. неисполнении организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и/или осуществления внутреннего контроля.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, директором ООО «Жилищный капитал» были нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в части отсутствия в течение длительного времени соответствующих законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ правил внутреннего контроля, отсутствии прохождения обучения, в порядке, предусмотренном законодательством в сфере ПОД/ФТ, отсутствии установления идентификационных данных клиентов в нарушение требований пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона, а также отсутствие идентификации клиентом с Перечнем организаций и лиц, о которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля и программ его осуществления.
Довод заявителя о том, что вышепоименованные требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ не исполнялись ввиду нахождения руководителя Общества Ф.И.О.1 в отпуске по уходу за ребенком, начиная с [ 00.00.0000 ] не может быть судом принят во внимание по следующим причинам.
В соответствии со ст.256 ТК РФ по заявлению женщин и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Заявителем не оспаривается, что находясь в отпуске по уходу за ребенком директор Ф.И.О.1 работала в организации в соответствии с положениями ст. 25б ТК РФ, таким образом, являлась действующим сотрудником организации и исполняла функции единоличного исполнительного органа и специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в соответствии с приказом от [ 00.00.0000 ] [ № ].
Действующее законодательство РФ, в том числе Трудовой Кодекс РФ и Федеральный закон от [ 00.00.0000 ] №115-ФЗ не содержит каких-либо исключений по выполнению возложенных законодательством РФ обязанностей на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, но исполняющим в указанный период свои трудовые функции.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Обществом в период нахождения Ф.И.О.1 в отпуске по уходу за ребенком заключались различные сделки и проводились финансовые операции, что подтверждается материалами административного дела.
Таким образом, возможность исполнения требований по идентификации лиц, обучению в сфере ПОД/ФТ, а также приведению правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством РФ в Ф.И.О.1 присутствовала.
Довод Ф.И.О.1 о невозможности прохождения целевого инструктажа по причине отсутствия специализированной организации, его проводящей в [ адрес ] Эл, не состоятелен, поскольку приказ Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] [ № ] не содержит прямого указания на прохождении указанного обучения только путем фактического выезда в организацию, ее проводящую, указанный инструктаж возможно проходить путем удаленного доступа в режиме он-лайн. Данный факт подтверждает Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (далее - МУМЦФМ) в своем письме исх.от [ 00.00.0000 ] [ № ]
По мнению заявителя, ей неправомерно вменяется отсутствие представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Указанный довод не соответствует действительности и противоречит фактическим обстоятельствам дела, что подтверждается актом проверки, в котором указано, что операций, подлежащих обязательному контролю в Обществе не выявлено, и соответственно протоколом об административном правонарушении, в котором какие-либо ссылки на возможное непредставление сведений по операциям, подлежащим контролю, отсутствует.
Таким образом, непредставление информации по сделкам, подлежащим обязательному контролю, заявителю не вменялось.
По мнению заявителя, в проверяемом периоде на Общество не распространялась обязанность по идентификации своих клиентов с Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности.
Указанная позиция заявителя основана на неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона - внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст.6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Федеральный закон от [ 00.00.0000 ] №115-ФЗ не содержит изъятий либо исключений по исполнению обязанности организациями, оказывающими посреднические услуги в сфере купли-продажи недвижимого имущества по установлению и хранению идентификационных данных всех клиентов организации, а также идентификации их с указанным Перечнем не зависимо от суммы, вида и характера совершаемой сделки.
Довод Ф.И.О.1 о том, что клиенты не совершают юридически значимых действий и поэтому не подвергались процедуре идентификации не состоятелен, поскольку в материалах административного дела имеются акты исполненных риэлтерских работ, принятых клиентами и за которые они уплатили денежное вознаграждение, то есть имеет место совершение обеими сторонами юридически значимых действий и финансовых операций, таким образом, ООО «Жилищный капитал» надлежало исполнить обязанность по надлежащей идентификации своих клиентов как с Перечнем лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, в целях выявления возможных операций, подлежащих обязательному контролю, так и установлению всех необходимых данных клиентов в соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, т.е. неисполнении возглавляемой организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в не принятии мер по выполнению требований законодательства по подготовке и обучению кадров, т.е. в неорганизации и неосуществлении внутреннего контроля; состав правонарушения является формальным, и для квалификации действий по указанной статье КоАП РФ не требуется наступления последствий, связанных с нарушением охраняемых общественных правоотношений. Федеральный закон № 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, а предусмотренные ст.15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данный объект посягательства является одним из наиболее значимых, поэтому признание правонарушения в качестве малозначительного в данном случае недопустимо.
Исходя из вышеизложенного оснований для отмены постановления зам. руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.3 [ № ] от [ 00.00.0000 ] судом не усматривается.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы директора ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.1 следует отказать.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] , вынесенное заместителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу Ф.И.О.3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Жилищный капитал» Ф.И.О.2, - оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Пырьев Е.М.