решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении



Дело № 12-979/2011/9

Р Е Ш Е Н И Е

г.Н.Новгород     15 ноября 2011 года

Судья Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода, расположенного по адресу: г. Н. Новгород пер. Плотничный д. 38, Дякина Марина Викторовна, с участием

представителя МРУ Росфиномонитринга по ПФО Ф.И.О.5, действующей на основании доверенности [ № ] от [ 00.00.0000 ]

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ф.И.О.3 на постановление [ № ], вынесенное [ 00.00.0000 ] заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального района [ адрес ] Республики Башкортостан Ф.И.О.3, [ 00.00.0000 ]

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением [ № ] заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4 от [ 00.00.0000 ] директор МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального района [ адрес ] Ф.И.О.3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей

Считая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, Ф.И.О.3 обратился в суд с жалобой. В обоснование доводов жалобы указал, что при вынесении обжалуемого постановления не приняты во внимание следующие факты: административное правонарушение совершено впервые по незнанию законодательства, заявитель является первым руководителем данного муниципального предприятия, и это его первая руководящая должность; правонарушение не повлекло существенных отрицательных последствий – заявление о постановке на учет в уполномоченном органе и правила внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган были отправлены в день проверки Учалинской прокуратуры [ 00.00.0000 ] Заявитель считает, что в нарушение положений ст. 4.2 КоАП РФ мера наказания применена без учета признания вины, а также без учета того, что на иждивении заявителя находятся два несовершеннолетних ребенка, супруга является работником бюджетной сферы, а также наличие задолженности по кредитным договорам, и наказание в виде штрафа является существенным ударом по бюджету семьи. Ф.И.О.3 полагает, что МРУ Росфинмониторинга по ПФО не оценены имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, а также не учтены положения Европейской конвенции от [ 00.00.0000 ] считает, что применение в качестве меры ответственности штрафа в сумме 10.000 рублей нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.

Также заявителем отмечено, что в мотивировочной части постановления указано, что дело было возбуждено [ 00.00.0000 ] прокуратурой [ адрес ], тогда как проверка была проведена прокуратурой Чувашской республики. Просит отменить вынесенное [ 00.00.0000 ] постановление и прекратить производство по делу.

В судебное заседание заявитель Ф.И.О.3 не явился. О месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания по делу заявителем не заявлено. Суд, в соответствии со ст. 25.1, ст. 30.6 ч.2 п.4 КоАП РФ признавая извещение Ф.И.О.3 надлежащим, рассматривает дело в отсутствие заявителя.

Прокурор учалинской межрайонной прокуратуры [ адрес ] не явился. О месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания по делу заявителем не заявлено. Суд, в соответствии со ст. 25.1, ст. 30.6 ч.2 п.4 КоАП РФ признавая извещение прокурора учалинской межрайонной прокуратуры [ адрес ] надлежащим, рассматривает дело в отсутствие прокурора.

Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.5 с доводами жалобы нее согласна, считает постановление законным и обоснованным

Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав представителя МРУ Росфиномониторинга по ПФО, суд находит жалобу заявителя подлежащей частичному удовлетворению, а постановление заместителя руководителя МРУ Росфиномониторинга по ПФО Ф.И.О.4 от [ 00.00.0000 ] подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Изучением материалов дела об административном правонарушении установлено:

Учалинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения муниципальным унитарным предприятием «Расчетно-кассовый центр» муниципального района [ адрес ] (Далее – МУП «РКЦ») жилищного законодательства, в ходе которой установлено:

Постановлением Ф.И.О.2 муниципального района [ адрес ] [ № ] от [ 00.00.0000 ] «О создании муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр» муниципального района [ адрес ] РБ» создано МУП «Расчетно-касовый центр».

Управляющей организацией многоквартирных жилых домов [ адрес ] является ООО «Служба заказчика», которое осуществляло начисление платы населению за оказанные жилищно-коммунальные услуги, начисление и сбор платежей от населения.

[ 00.00.0000 ] между МУП «РКЦ» и ООО «Служба заказчика» заключен договор, предметом которого является предоставление услуг МУП «РКЦ» по расчету и начислению, перерасчету, сбору платежей, обработке оплаченных документов и поступивших платежей за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые ООО «Служба заказчика» населению [ адрес ]. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений, нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда ежемесячно вносится на расчетный счет МУП «РКЦ» на основании счетов-квитанций, выставляемых МУП «РКЦ» муниципального района [ адрес ]. Далее МУП «РКЦ» производит перечисление денежных средств, поступивших от населения ООО «Служба заказчика» в течение трех банковских дней с момента поступления их на счет МУП «РКЦ» за минусом оплаты представляемых МУП «РКЦ» услуг и денежных средств, перечисленных путем расщепления платежей поставщикам жилищно-коммунальных услуг.

Согласно ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, которой в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.

В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Федеральный закон №115-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 установлено, что операторы по приему платежей относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (подпункт Г пункт 2 Положения)

Согласно п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Разработка правил внутреннего контроля регламентирована Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 967-р «Об утверждении рекомендаций по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителем организации в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации в установленном порядке.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае его отсутствия - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Государственная регистрация МУП «РКЦ» осуществлена в установленном порядке Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 20 по [ адрес ] [ 00.00.0000 ] (свидетельство о постановке не учет в налоговом органе серия [ № ]), таким образом, правила внутреннего контроля МУП «РКЦ» должны были быть утверждены и направлены на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не позднее [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] соответственно.

В нарушение вышеизложенных положений нормативно-правовых актов, МУП «РКЦ» на учете в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не состоит, правила внутреннего контроля МУП «РКЦ» не разработаны, руководителем не утверждены, на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не направлены.

Ответственность за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган предусмотрена частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании Ф.И.О.2 муниципального района [ адрес ] РБ от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.3 является директором МУП «Расчетно-кассовый центр» МР [ адрес ] РБ», и в соответствии с п.5.1 Устава МУП «РКЦ», утвержденного постановлением Ф.И.О.2 МР [ адрес ] РБ от [ 00.00.0000 ] № 1-4 УД, является единоличным исполнительным органом МУП «РКЦ».

Таким образом, директор МУП «РКЦ» Ф.И.О.3, являясь единоличным исполнительным органом и осуществляя текущее руководство деятельностью Общества в силу действующего законодательства и учредительных документов, не предпринял все необходимые организационные меры по соблюдению возглавляемой им организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Следовательно, вина директора МУП «РКЦ» Ф.И.О.3 в выявленном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, установлена и подтверждается материалами дела:

- постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] ;

- справкой помощника Учалинского межрайонного прокурора по результатам проведенной проверки от [ 00.00.0000 ] ;

- объяснением Ф.И.О.3 от [ 00.00.0000 ] , согласно которым МУП «РКЦ» готовит документы на регистрацию в уполномоченный орган; правила внутреннего контроля в стадии разработки;

- Справкой МУП «РКЦ» от [ 00.00.0000 ] ,

- Постановлением Ф.И.О.2 МП [ адрес ] Республики Башкортостан от [ 00.00.0000 ] [ № ] УД О создании МУП «РКЦ»;

- Ф.И.О.2 от [ 00.00.0000 ] о назначении руководителя МУП «РКЦ» МР [ адрес ] РБ;

- свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия [ № ] от [ 00.00.0000 ] ;

- свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серия [ № ] от [ 00.00.0000 ] ;

- договором № 1 от [ 00.00.0000 ] на оказание услуг по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и сбору денежных средств от населения;

- Уставом МУП «РКЦ» МП [ адрес ] РБ, утвержденным постановлением Ф.И.О.2 МР [ адрес ] РБ от [ 00.00.0000 ] № 1-4 УД;

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения Ф.И.О.3 не оспариваются.

В постановлении по делу об административном правонарушении [ № ] от [ 00.00.0000 ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.3 в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма установлена и объективно подтверждается материалами дела. Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу.

Указание в описательной части постановления стр. 2 абз 4, что проверка проведена учалинской межрайонной прокуратурой Чувашской республики по мнению суда является опиской и не является существенным нарушением процессуальных норм КоАп РФ. Иных процессуальных нарушений со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ПФО, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмонииторинга по ПФО Ф.И.О.4 от [ 00.00.0000 ] не имеется.

Оценивая доводы заявителя о несправедливости назначенного ему наказания суд учитывает следующее.

Согласно ч.1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

За совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Ф.И.О.3 назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей. При назначении размера наказания должностным лицом, вынесшим постановление, учитывалось, что административное правонарушение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, совершено Ф.И.О.3 впервые. При этом документы характеризующие личность Ф.И.О.3 и его имущественное положение в МРУ Росфиномониторинга по ПФО заявителем представлены не были, в связи с чем таковые сведения при вынесении обжалуемого постановления во внимание не приняты.

В суд, пересматривающий дело по жалобе, Ф.И.О.3 заявлено о наличии у него на иждивении двоих несовершеннолетних детей [ 00.00.0000 ] , а также о наличии задолженностей по кредитным договорам; кроме того, заявителем указано, что его супруга является работником бюджетной сферы с низкой заработной платой. В подтверждение заявленных доводов заявителем представлены копии свидетельств о рождении детей ; копии кредитных договоров [ № ] от [ 00.00.0000 ] и [ № ] от [ 00.00.0000 ] с графиками платежей по кредитам , а также ксерокопии трудовых книжек Ф.И.О.3 и его супруги Ф.И.О.6

С учетом того, что сведений о личности и имущественном положении лица, привлекаемого к административной ответственности, на момент вынесения обжалуемого постановления в Ф.И.О.2 органа, рассматривающего дело по существу, не имелось, о чем прямо указано в обжалуемом постановлении, суд, пересматривающий дело по жалобе, на основании требований ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ, а также с учетом признания вины и устранения нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, считает возможным изменить постановление зам руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4 от [ 00.00.0000 ] в части вида назначенного наказания, изменив наказание за совершенное административное правонарушение со штрафа на предупреждение.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

На момент принятия решения установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Ф.И.О.3 к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не истек.

    Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,                

П О С Т А Н О В И Л:

Жалобу Ф.И.О.3 удовлетворить частично.

Постановление [ № ], вынесенное [ 00.00.0000 ] заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МУП «Расчетно-кассовый центр» муниципального района [ адрес ] Ф.И.О.3 изменить:

Изменить в сторону смягчения вид наказания назначенного Ф.И.О.3 по ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ со штрафа на предупреждение.

Считать Ф.И.О.3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ подвергнутым административному наказанию в виде предупреждения.

В остальной части постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.3 без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                             Дякина М.В.