Дело № 12-969/23/2011
РЕШЕНИЕ
гор. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода Пырьев Е.М.,
с участием представителя заявителя – Ф.И.О.3 (по доверенности)
с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, (по доверенности)
рассмотрев жалобу директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 на постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.15.27 КоАП РФ и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, Ф.И.О.1 обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой.
В обоснование доводов жалобы указал, что с момента назначения приказом Общества специального должностного лица и до прохождения им целевого инструктажа в Обществе был организован и осуществлялся внутренний контроль, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поэтому событие административного правонарушения отсутствует.
Заявитель полагает, что зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 при рассмотрении протокола об административном правонарушении необоснованно не были применены положения ст.2.9 КоАП РФ.
Просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его.
Материал из МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступил в суд [ 00.00.0000 ]
В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, рассматривает жалобу в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя – Ф.И.О.3, в судебном заседании доводы жалобы Ф.И.О.1, поддержал в полном объеме.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, возражала против удовлетворения жалобы, полностью поддержав доводы письменных возражений, представленных в суд. Просит постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] оставить без изменения.
Суд, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В результате проведения выездной плановой проверки деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая компания «Активные финансы» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от [ 00.00.0000 ] № [ № ] установлено, что ООО «Лизинговая компания «АФ» осуществляет лизинговую деятельность, что подтверждается представленными в ходе проверки договорами лизинга, а также документами, подтверждающими их исполнение.
Кроме того согласно п.2 Устава ООО «Лизинговая компания «АФ», утвержденного решением единственного участника от [ 00.00.0000 ] № 1, основным видом деятельности Общества является финансовый лизинг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] [ № ] основным видом деятельности заявлен 65.21 – финансовый лизинг.
Таким образом, Общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая компания «Активные финансы» обязано исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Директор ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 обязан был обеспечить исполнение законодательства РФ возглавляемой организацией, но не предпринял достаточных внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
[ 00.00.0000 ] в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] о назначении Ф.И.О.1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ лизинговые организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗК мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.
Под осуществлением внутреннего контроля следует понимать, согласно ст.3 Федерального закона №115-ФЗ, реализацию организациями» осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии со ст.7 Федеральною закона № 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании и организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных дин, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального законы №115-ФЗ).
В ООО «Лизинговая компания «АФ» в проверяемом Росфинмониторингом периоде допущено несоблюдение требований законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении:
1. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных, должностных лиц, ответственных и) соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимай, иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Лизинговая компания «ЛФ» в проверяемом периоде являлся Ф.И.О.5 (приказ от [ 00.00.0000 ] [ № ]).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности ''Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанною образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
б) прохождение обучения и целях противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему 1 Постановлению.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ о г 05.12.2005 года № 715 требования к подготовке и обучению кадров организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] [ № ] (далее но тексту Приказ) утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Приказ вступил в законную силу с [ 00.00.0000 ] .
В соответствие с п.10 указанного Приказа Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Проверкой установлено, Ф.И.О.5 имеет высшее специальное основание по специальности «юриспруденция», но в нарушение установленных требований к подготовке и обучению кадров, целевой инструктаж по состоянию на [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.5 не был пройден, что свидетельствует о несоблюдении требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ по подготовке и обучению кадров, а также несоответствии СДЛ - Ф.И.О.5 до [ 00.00.0000 ] предъявляемым квалификационным требованиям, а, следовательно, об отсутствии организации и осуществления внутреннего контроля в организации.
В данных правонарушениях верно установлено вина директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1, который в соответствии с Устном Общества, являясь единоличным исполнительным органом общества и осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечить исполнение законодательства РФ возглавляемой организацией, но не предпринял достаточных внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и ООО «Лизинговая компания «ЛФ».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 9.1 ст.9 Устава ООО «Лизинговая компания «АФ» и иных документов исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор. Согласно имеющимся материалам дела (приказ ООО «Лизинговая компания «АФ» от [ 00.00.0000 ] [ № ]) директором ООО «Лизинговая компания «АФ» является Ф.И.О.1
Таким образом, директором ООО «Лизинговая компания Ф.И.О.6, нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлена и объективно подтверждается материалами дела.
Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, основан на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
Установлено, что в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение требований внутреннего контроля ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.7 не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства от 05.12.2005 №715 и Приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] [ № ]
Заявитель не отрицает и не оспаривает факт несоответствия в течении длительного периода времени специального должностного лица квалификационным требования, предъявляемым Постановлением Правительства №715.
Довод заявителя о том, что с момента назначения специального должностного лица и до прохождения им целевого инструктажа в Обществе был организован и осуществлялся внутренний контроль, поскольку в ООО «Лизинговая компания «АФ» разработан ряд внутренних документов, не может быть принят судом во внимание, поскольку объективная сторона выявленного МРУ Росфинмониторинга по ПФО правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии), которое является противоправным, а именно, несоответствии специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля, Ф.И.О.5 до [ 00.00.0000 ] предъявляемым квалификационным требованиям, а, следовательно, об отсутствии организации и осуществления внутреннего контроля в организации и влечет административную ответственность по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ (стр.4 Протокола об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] [ № ]).
Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела необоснованно не приняты во внимание положения ст.2.9 КоАП РФ, не может учитываться судом, поскольку пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Под характером правонарушения следует понимать характер и роль его общественной опасности. Характер общественной опасности определяется объектом посягательства.
Административные правонарушения посягают на порядок государственного управления, в данном конкретном случае создают угрозу исполнения цели Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ - защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ, не могут быть признаны малозначительными, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов. Безразличное отношение юридических лиц, их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам, может создавать угрозу экономической деятельности региона, государства в целом.
При вынесении постановления о назначении наказания директору ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 МРУ Росфинмониторинга по ПФО руководствовалось принципами индивидуализации наказания, и соразмерности его тяжести, степени общественной опасности деяния, в результате чего было назначено наказание в виде административного штрафа в его минимальном размере 10 000 рублей и с учетом того факта, что ранее директор ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 к административной ответственности по данной статье не привлекался.
Вид и размер наказания Ф.И.О.1 назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в размерах, предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ] не имеется.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л
Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М.Пырьев