Дело № 12-968/23/2011
РЕШЕНИЕ
гор. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода Пырьев Е.М.,
с участием представителя заявителя – Ф.И.О.3, (по доверенности)
с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, (по доверенности)
рассмотрев жалобу директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 на постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.4 ст. 15.27 КоАП
УСТАНОВИЛ:
Постановлением [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.15.27 КоАП РФ и наложено взыскание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, Ф.И.О.1 обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой.
В обоснование доводов жалобы указал, что в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ им, как директором ООО «Лизинговая компания «АФ», обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган выполнена в полном объеме, поэтому событие административного правонарушения отсутствует.
Заявитель полагает, что зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 при рассмотрении протокола об административном правонарушении необоснованно не были применены положения ст.2.9 КоАП РФ.
Просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его.
Материал из МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступил в суд [ 00.00.0000 ]
В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, рассматривает жалобу в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя – Ф.И.О.3, в судебном заседании доводы жалобы Ф.И.О.1, поддержал в полном объеме.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, возражала против удовлетворения жалобы, полностью поддержав доводы письменных возражений, представленных в суд. Просит постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] оставить без изменения.
Суд, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В результате проведения выездной плановой проверки деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая компания «Активные финансы» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от [ 00.00.0000 ] № 72 установлено, что ООО «Лизинговая компания «АФ» осуществляет лизинговую деятельность, что подтверждается представленными в ходе проверки договорами лизинга, а также документами, подтверждающими их исполнение.
Кроме того согласно п.2 Устава ООО «Лизинговая компания «АФ», утвержденного решением единственного участника от [ 00.00.0000 ] № 1, основным видом деятельности Общества является финансовый лизинг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] [ № ] основным видом деятельности заявлен 65.21 – финансовый лизинг.
Таким образом, Общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая компания «Активные финансы» обязано исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Директором ООО «Лизинговая компания Ф.И.О.5, нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю.
[ 00.00.0000 ] в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.15.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] о назначении Ф.И.О.1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ лизинговые организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, иные меры принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма.
В соответствии со ст.3 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации обязаны предпринимать внутренние организационные меры в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, направленные на выявление операций подлежащих обязательному контролю и сомнительных сделок.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами либо имуществом, подлежащим обязательному контрою, указанным в статье 6 Федерального закона.
Кроме того, согласно п.1.1 и.1 ст.6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей или превышает ее.
В соответствии со ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В ходе проверки установлено, что ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы», выступая в качестве покупателя, заключило договор купли-продажи нежилого помещения от [ 00.00.0000 ] №1 с ОАО Научно-производственное предприятие «Полигон» на сумму 16 000 000 рублей.
Согласно ГК РФ и Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, таким образом, в целях исполнения норм Федерального закона датой заключения договори купли-продажи нежилого недвижимого имущества является дата его подписания, как установлено ч.1 ст.433 ГК РФ.
Таким образом, сведения по указанной сделке, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее [ 00.00.0000 ] .
В ходе проверки установлено, что сведений по указанной операции, подлежащей обязательному контролю в установленный срок в уполномоченный орган, представлены не были.
Согласно объяснениям СДЛ - Ф.И.О.6, Общество направило объединенные данные о совершении договора лизинга и купли-продажи в одной форме 4 СПД от [ 00.00.0000 ] .
Порядок представления сведения в Росфинмониторинг и заполнения сообщений установлен приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] №245, согласно которому, на каждую отдельную сделку заполняется отдельное сообщение.
В данных правонарушениях Росфинмониторингом верно установлена вина директора «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1, который в соответствии с Уставом Общества, являясь единоличным исполнительным органом общества и осуществляющим текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечить исполнение законодательства РФ возглавляемой организацией, но не предпринял достаточных внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ООО «Лизинговая компания «АФ».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 9.1 ст.9 Устава ООО «Лизинговая компания «АФ» и иных документов исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директо[ адрес ] имеющимся материалам дела (приказ ООО «Лизинговая компания «АФ» от [ 00.00.0000 ] №1) директором ООО «Лизинговая компания «АФ» является Ф.И.О.1
Таким образом, директором ООО «Лизинговая компания Ф.И.О.5, нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ.
В постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю, установлена и объективно подтверждается материалами дела.
Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган Обществом выполнена в полном объеме, основан на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Федерального закона лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным предпринимать меры в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно п.п. 1.1. ст.6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
Согласно п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона лизинговая компания обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом:
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя.
ООО «Лизинговая компания «АФ» совершено 2 сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю:
1) Договор купли-продажи недвижимого имущества с ОАО НПП «Полигон» от [ 00.00.0000 ] №1 на сумму 16 000 000 рублей.
2) Договор финансовой аренды (лизинга) недвижимого имущества от [ № ] с ОАО НПП «Полигон», стоимость имущества по которому составила 16 000 000 рублей.
Статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц. направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, при заключении договора купли-продажи от [ 00.00.0000 ] №1 ООО «Лизинговая компания «АФ» и ОАО НПП «Полигон» совершали действия, направленные на установление и прекращение гражданских прав, а при заключении договора лизинга совершали действия, направленные на изменение гражданских прав, что свидетельствует о том, что совершение купли-продажи недвижимого имущества и передача его в лизинг являют собой 2 различные сделки, подлежащие обязательному контролю, о которых необходимо было представить сведения в Росфинмониторинг.
ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы», выступая в качестве покупателя, заключило договор купли-продажи нежилого помещения от [ 00.00.0000 ] №1 с ОАО Научно-производственное предприятие «Полигон» [ № ]) на сумму 16 000 000 рублей.
Согласно ГК РФ и Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, таким образом, в целях исполнения норм Федерального закона датой заключения договора купли-продажи нежилого недвижимого имущества является дата его подписания, как установлено ст. ст.433 ГК РФ.
Таким образом, сведения по указанной сделке, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее [ 00.00.0000 ] .
Однако, сведения по указанной операции, подлежащей обязательному контролю, в установленный срок в уполномоченный орган представлены не были.
Согласно объяснениям СДЛ - Ф.И.О.6, Общество направило объединенные данные о совершении договора лизинга и купли-продажи в одной форме 4-СПД от [ 00.00.0000 ] .
Вместе с тем, указанная форма [ № ] от [ 00.00.0000 ] в поле «основание совершения операции» отражено «договор лизинга [ № ]» листы 3 и 4 формы сообщения содержат данные о лизингодателе (поле 312) и лизингополучателе (поле 412), в сведениях о дате совершения сделки указано [ 00.00.0000 ] , таким образом, информация о том, что Обществом представлено сообщение по сделке с недвижимостью противоречит фактам, полученным в ходе проверки Росфинмониторингом Общества.
Порядок представления информации в уполномоченный орган на момент проведения проверки регламентирован приказом Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] №245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившим в законную силу с [ 00.00.0000 ] (далее - Приказ Росфинмониторинга № 245),
В соответствии с п.4 Приказа Росфинмониторинга от [ 00.00.0000 ] №245, организации документально фиксируют и представляют в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, т.е. на каждую отдельную операцию следует заполнять отдельное сообщение.
Таким образом, факт нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части непредставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю, установлен и подтвержден материалами дела.
Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела необоснованно не приняты во внимание положения ст.2.9 КоАП РФ, не может учитываться судом, поскольку пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Под характером правонарушения следует понимать характер и роль его общественной опасности. Характер общественной опасности определяется объектом посягательства.
Административные правонарушения посягают на порядок государственного управления, в данном конкретном случае создают угрозу исполнения цели Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ - защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ, не могут быть признаны малозначительными, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов. Безразличное отношение юридических лиц, их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам, может создавать угрозу экономической деятельности региона, государства в целом.
При вынесении постановления о назначении наказания директору ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 МРУ Росфинмониторинга по ПФО руководствовалось принципами индивидуализации наказания и соразмерности его тяжести, степени общественной опасности деяния, в результате чего было назначено наказание в виде административного штрафа в его минимальном размере 10 000 рублей и с учетом того факта, что ранее директор ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 к административной ответственности по данной статье не привлекался.
Вид и размер наказания Ф.И.О.1 назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в размерах, предусмотренных санкцией ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
Оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ] не имеется.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л
Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М.Пырьев