решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении



Дело № 12-970/23/2011

РЕШЕНИЕ

гор. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Судья Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода Пырьев Е.М.,

с участием представителя заявителя – Ф.И.О.3, (по доверенности)

с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, (по доверенности)

рассмотрев жалобу директора Ф.И.О.8 Ф.И.О.1 на постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением [ № ] от [ 00.00.0000 ] Ф.И.О.1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, Ф.И.О.1 обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой.

В обоснование доводов жалобы указал, что в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ им, как директором ООО «Лизинговая компания «АФ», которое являясь согласно своим учредительным документам организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, должны были, до момента фактического осуществления организацией своей деятельности, но с одновременным соблюдением установленных законом сроков, предприняты меры по постановке на учет в уполномоченный орган и согласованию правил внутреннего контроля. Договор лизинга № 1 был заключен [ 00.00.0000 ] , данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [ адрес ] [ 00.00.0000 ] за регистрационным номером [ № ]. Следовательно, датой заключения данного договора лизинга является дата регистрации – [ 00.00.0000 ] . Рассматриваемый договор лизинга является первым договором лизинга, заключенным Обществом, и связи с этим началом фактического осуществления Обществом лизинговой деятельности является дата заключения указанного договора лизинга. Таким образом, им были предприняты меры по постановке Общества на учет в Росфинмониторинге и направления в уполномоченный орган на согласование правил внутреннего контроля [ 00.00.0000 ] до начала осуществления Обществом фактической лизинговой деятельности.

Заявитель полагает, что зам.руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 при рассмотрении протокола об административном правонарушении необоснованно не были применены положения ст.2.9 КоАП РФ.

Просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его.

Материал из МРУ Росфинмониторинга по ПФО поступил в суд [ 00.00.0000 ]

В судебное заседание заявитель Ф.И.О.1 не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

    Суд в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ рассматривает жалобу в отсутствие заявителя.

    Представитель заявителя – Ф.И.О.3, в судебном заседании доводы жалобы Ф.И.О.1, поддержал в полном объеме.

     Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.4, возражала против удовлетворения жалобы, полностью поддержав доводы письменных возражений, представленных в суд. Просит постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] оставить без изменения.

Суд, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В результате проведения выездной плановой проверки деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Лизинговая компания «Активные финансы» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от [ 00.00.0000 ] № 72 установлено, что ООО «Лизинговая компания «АФ» осуществляет лизинговую деятельность, что подтверждается представленными в ходе проверки договорами лизинга, а также документами, подтверждающими их исполнение.

Кроме того согласно п.2 Устава ООО «Лизинговая компания «АФ», утвержденного решением единственного участника от [ 00.00.0000 ] № 1, основным видом деятельности Общества является финансовый лизинг.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от [ 00.00.0000 ] [ № ] основным видом деятельности заявлен 65.21 – финансовый лизинг.

ООО «Лизинговая компания «АФ» было известно о необходимости совершения действий, направленных на постановку на учет в уполномоченный орган, вместе с тем ООО «Лизинговая компания «АФ» в нарушение требований п.9 ст.7 115-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от [ 00.00.0000 ] в установленный срок не предприняло мер по постановке на учет и нарушило сроки направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган.

[ 00.00.0000 ] в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] о назначении Ф.И.О.1 административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст.5 Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» лизинговые компании относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе но финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение)

В соответствии с подпунктом А пункта 2 Положения лизинговые компании относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

В соответствии с настоящим постановлением постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

ООО "Лизинговая компания «АФ» зарегистрировано МРИ ФНС № 40 по [ адрес ] [ 00.00.0000 ] , таким образом, директору Общества Ф.И.О.1 надлежало осуществить постановку возглавляемой организации на учет не позднее [ 00.00.0000 ] .

В нарушение п.9 ст.7 Федерального закона, а также норм Постановления Правительства РФ от 18.01.2003 №28 директор ООО "Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 в установленный срок не предпринял мер по постановке на учет.

Впервые необходимые документы по постановке на учет были направлены в Росфинмониторинг [ 00.00.0000 ] , то есть с нарушением срока, установленного Постановлением Правительства.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях,

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежным или иным имуществом» правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца, для вновь создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступлению в силу настоящего Постановления, и представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

ООО «Лизинговая компания «АФ» зарегистрировано МРИ ФНС №40 по [ адрес ] [ 00.00.0000 ] , таким образом, директору Общества Ф.И.О.1 надлежало разработать и направить на согласование правила внутреннего контроля не позднее [ 00.00.0000 ] .

Проверкой установлено, что в нарушение ст.ст.3 и 7 Федерального закона, а также норм Постановления Правительства РФ от [ 00.00.0000 ] №6 директор ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 в установленный срок не предпринял мер по представлению правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган.

Впервые правила внутреннего контроля представлены на согласование [ 00.00.0000 ] , то есть с нарушением срока, установленного Постановлением Правительства РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, нарушения, допущенные директором ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1, образуют объективную сторону административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с п. 9.1 ст.9 Устава ООО «Лизинговая компания «АФ» и иных документов исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор. Согласно имеющимся материалам дела (приказ ООО «Лизинговая компания «АФ» от [ 00.00.0000 ] №1) директором ООО «Лизинговая компания «АФ» является Ф.И.О.1

Таким образом, действия (бездействия) директора ООО «Лизинговая компания Ф.И.О.5, выразившиеся в отсутствии принятия совокупных мер, направленных на соблюдение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привели к нарушению срока подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и срока направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В постановлении по делу об административном правонарушении от [ 00.00.0000 ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Ф.И.О.1 в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и срока направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, установлена, и объективно подтверждается материалами дела.

Обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ после исследования всех доказательств, имеющихся в материалах дела, которые полно и всесторонне сопоставлены и оценены в совокупности, что соответствует положениям ст.26.11 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что им были предприняты меры по постановке Общества на учет в Росфинмониторинге и направления в уполномоченный орган на согласование правил внутреннего контроля до начала осуществления Обществом фактической лизинговой деятельности, так как первый договор лизинга зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [ адрес ] [ 00.00.0000 ] , основан на неправильном толковании закона.

По смыслу закона Федерального закона № 115-ФЗ, создаваемые организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны встать на учет в уполномоченном органе не позднее 30 дней с даты государственной регистрации организации и разработать и утвердить правила внутреннего контроля в течение 1 месяца со дня их государственной регистрации, т.е. указанные сроки являются императивными и ставятся в косвенную зависимость от даты государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, к началу фактического осуществления организацией деятельности должны быть созданы все условия для работы по линии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, из анализа правового и буквального содержания указанных выше норм усматривается, что обязанность по разработке, согласованию правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, а также по принятию внутренних организационных мер не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией деятельности.

Законодатель обязывает организации, поименованные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, предпринимать меры по организации внутреннего контроля до начала фактического осуществления организацией деятельности.

Следовательно, в отсутствие организованное системы внутреннего контроля до начала осуществления фактической деятельности, Общество не сможет реализовывать требования действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, так как критерии выявления и признаки необычных сделок в Обществе не будут установлены;

Довод заявителя о том, что при рассмотрении дела необоснованно не приняты во внимание положения ст.2.9 КоАП РФ, не может учитываться судом, поскольку пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Под характером правонарушения следует понимать характер и роль его общественной опасности. Характер общественной опасности определяется объектом посягательства.

Данные административные правонарушения посягают на порядок государственного управления, в данном конкретном случае создают угрозу исполнения цели Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ - защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ, не могут быть признаны малозначительными, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов. Безразличное отношение юридических лиц, их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам, может создавать угрозу экономической деятельности региона, государства в целом.

При вынесении постановления о назначении наказания директору ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 МРУ Росфинмониторинга по ПФО руководствовалось принципами индивидуализации наказания, и соразмерности его тяжести, степени общественной опасности деяния, в результате чего было назначено наказание в виде административного штрафа в его минимальном размере 10 000 рублей и с учетом того факта, что ранее директор ООО «Лизинговая компания «АФ» Ф.И.О.1 к административной ответственности по данной статье не привлекался.

Вид и размер наказания Ф.И.О.1 назначены в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ в размерах, предусмотренных санкцией ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Оснований для отмены постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от [ 00.00.0000 ] не имеется.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении жалобы директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л

Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Лизинговая компания «Активные Финансы» Ф.И.О.1 оставить без изменения, жалобу Ф.И.О.1 без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                         Е.М.Пырьев