Дело № 12-318/23/2012
РЕШЕНИЕ
гор. Нижний Новгород 28 мая 2012 года
Судья Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода Пырьев Е.М.,
с участием представителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Кабановой А.В., (по доверенности)
рассмотрев жалобу директора Заббаровой Г.И. на постановление о назначении административного наказания [ № ] от 20.03.2012 года вынесенное заместителем руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ)
УСТАНОВИЛ
Постановлением [ № ] от 20.03.2012 г. директор Заббарова Г.И. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) и на нее наложено взыскание в виде штрафа в размере 20 000 рублей за то, что директором нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло за собою непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Считая вынесенное постановление незаконным, Заббарова Г.И. обратилась в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с жалобой, в которой просит постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу по делу об административном правонарушении, от 20.03.2012 года [ № ] – отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы Заббарова Г.И. указала, что с постановлением она не согласна в связи с пропуском срока давности привлечения ее к административной ответственности:
- она была назначена директором с момента ее регистрации 03.09.2010 и должна была представить необходимые документы для постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу в срок до 04.10.2010. Соответственно, годичный срок привлечения ее к административной ответственности за нарушение срока постановки на учет в уполномоченном органе, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек 04.10.2011.
- постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 установлен срок разработки и утверждения правил внутреннего контроля в течение месяца со дня регистрации вновь созданного юридического лица, срок представления данных правил в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 дней. Соответственно, она должна была разработать, утвердить и передать правил внутреннего контроля в срок до 09.10.2010. Следовательно, годичный срок привлечения ее к административной ответственности за неисполнение требований законодательства об утверждении и предоставлении на согласование Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек 09.10.2011.
- как следует из постановления руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО, выборочной проверкой было установлено, что не представило в уполномоченный орган сведения о 8 договорах финансовой аренды с ОАО «Элекон», подлежащих обязательному контролю: от 22.59.2010 [ № ], 23.09.2010 [ № ], 23.09.2010 [ № ], 30.09.2010 [ № ], 25.10.2010 [ № ], 01.11.2010 [ № ], 17.12.2010 [ № ], 23.12.2010 [ № ]. Решение о привлечении к административной ответственности принято 20.03.2012 года, то есть за пределами срока давности, установленного в ст.4.5. КоАП РФ.
Полагает, что дело об административном правонарушении в отношении нее могло быть прекращено МРУ Росфинмониторинга по ПФО по ст.2.9 КоАП РФ за малозначительностью.
Согласно ст. 30.3 ч. 1,2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из административного материала следует, что копия постановления от 20.03.2012 года получена Заббаровой Г.И. по почте, жалоба на постановление от 20.03.2011 года была ей направлена в адрес Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода 16.04.2012 года (согласно штампа на конверте).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок обжалования заявителем не пропущен, а жалоба подлежит рассмотрению по существу.
В судебное заседание заявитель Заббарова Г.И. не явилась. О месте и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. С целью уведомления заявителя о месте и времени рассмотрения дела по адресу места регистрации Заббаровой Г.И., направлена телеграмма, которая была вручена ее отцу Заббарову. Ходатайств об отложении слушания по делу заявителем не заявлено.
Суд, в соответствии со ст. 25.1, ст. 30.6 ч.2 п.4 КоАП РФ признавая извещение Заббаровой Г.И. надлежащим, а причины неявки неуважительными, рассматривает дело в отсутствие заявителя.
Представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Кабанова А.В., просит в жалобе Заббаровой Г.И., отказать, а постановление оставить без изменения. Поддерживает доводы изложенные в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Суд, изучив доводы жалобы, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении директора КОМПАНИЯ Заббаровой Г.И. приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с положениями ст.30.7 КоАП РФ основанием отмены постановления являются наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а так же существенное нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года.. .(в ред. федерального закона от 23.07.2010 N176-03).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее- Федеральный Закон № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученные преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннею контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 [ № ]) установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В силу абз. 2 п. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организаций подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по ПФО «О проведении выездной проверки» от 08.02.2012 [ № ] должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО в период с 13.02.2012 года по 20.02.2012 года была проведена проверка деятельности КОМПАНИЯ по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, по результатам которой составлен акт от 20 февраля 2012 года [ № ] (л. 6-15 административного материала Том 1)
На момент проверочных мероприятий было установлено, что зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.2010 года (Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации - л. 41 административного материала том 1) и осуществляет лизинговую деятельность, что подтверждается представленными в ходе проверки договорами лизинга, а также документами, подтверждающими их исполнение.
В соответствии с п.2.2. ст. Устава , утвержденного решением единственного учредителя № 1 от 24 августа 2010 года, предметом деятельности Общества является приобретение за счет собственных и привлеченных средств имущества, в том числе относящегося, в соответствии с действующим законодательствам к основным средствам, с целью последующей передачи указанного имущества за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (л. 16 административного материала Том 1).
В ходе выездной проверки в период с 13.02.2012 г. по 20.02.2012 г. МРУ Росфинмониторинга по ПФО установило, что в течение длительного периода с 03.09.2010 года по 12.05.2011 года отсутствовали действия со стороны Заббаровой Г.И., замещающей в период с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года, направленные на постановку ООО на учет в уполномоченный орган, что привело к отсутствию возможности выявления операций в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ и их последующего приостановления в случаях, указанных в п.10 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ; в течение длительного периода времени в период руководства Заббаровой Г.И., а именно, в период с 03.09.2010 года по 05.06.2011 года осуществляется деятельность в отсутствие организованной системы внутреннего контроля и в отсутствие программ осуществления внутреннего контроля, что выражается в отсутствии разработанных и согласованных с уполномоченным органом правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; в течение делительного периода с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года осуществлялась деятельность в отсутствии специального должностного лица, ответственного за их соблюдение; в период руководства организацией с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года Заббаровой Г.И. дополнительный инструктаж при вступлении в силу 22.07.2011 года приказа Росфинмониторинга от 17.02.009 года № 59 не проводился; идентификация клиентов организации проводится в соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона, обучение сотрудников в сфере ПОД/ФТ не проводилось, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, в период руководства Заббаровой Г.И. с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года в уполномоченный орган не представлены (л. 14 административного материала Том 1).
В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным тем, и финансированию терроризма, а также по представлению информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно имеющимся материалам дела (решение единственного учредителя от 24.08.2010 года № 1, от 04.08.2011 года № б/н) в период c 03.09.2010 года по 03.08.2011 года руководство организацией осуществлялось директором Заббаровой Г.И. которому, как указывает МРУ Росфинмониторинга по ПФО, надлежало обеспечить соблюдение возглавляемой организацией законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования террористов.
Уполномоченное лицо МРУ Росфинмониторинга по ПФО составило в отношении директора Заббаровой Г.И. протокол об административном правонарушении № 04-12/73/3 от 29.02.2011 г., усмотрев в его действиях признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) (л. 36-43 административного материала Том 1).
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынес постановление от 20.03.2012 № 04-12/73/3 о привлечении директора КОМПАНИЯ Заббаровой Г.И. к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАп РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно указанному Постановлению от 20.03.2012 [ № ] о привлечении к административной ответственности Заббаровой Г.И., она привлечена к административной ответственности, поскольку в период замещение ей должности директора с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года ей не было исполнено законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло за собою непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что выразилось в следующем:
- осуществление в течение длительного времени, а именно в период 03.09.2010 г. по 12 мая 2011 года, деятельности в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, чем нарушен пункт 9 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;
- отсутствие в в течение длительного времени, а именно с 03.09.2010 г. по 05.06.2011 г., Правил внутреннего контроля, чем нарушен пункт 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ;- отсутствие в в течение длительного времени, а именно с 03.09.2010 года по 11.05.2011 года специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, чем нарушен пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;
- несоблюдение в в течение длительного времени, в период руководства Заббаровой Г.И. порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля, чем нарушены приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 [ № ];
- непредставление сведений в уполномоченный орган по ряду операций, подлежащих обязательному контролю с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года, чем нарушен п.п. 4 п.1 ст. 7 федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ), п.1 ст.7 Федерального закона № 155-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 года № 308-ФЗ)
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества и лизинговые компании), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за
соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», в редакции действующей на момент совершения правонарушения, установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления.
Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 года [ № ] установлен срок предоставления данных правил в Федеральную службу по Финансовому мониторингу в течение 5 дней.
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что руководитель был обязан разработать правила внутреннего контроля в течение одного месяца со дня государственной регистрации Общества, предоставить данные правила в Федеральную службу по Финансовому мониторингу в течение 5 дней.
Поскольку государственная регистрация осуществлена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы [ № ] по [ адрес ] 03.09.2010 года, то Заббаровой Г.И., являясь генеральным директором должна был представить карту постановки на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 04.10.2010 года, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 04.10.2010 года и направить данные правила на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 09.10.2010 года.
В части 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности, привлечения яйца к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части: - осуществление в течение длительного времени, а именно в период 03.09.2010 г. по 12 мая 2011 года, деятельности в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО;
- отсутствие в в течение длительного времени, а именно с 03.09.2010 г. по 05.06.2011 г., Правил внутреннего контроля;
- отсутствие в в течение длительного времени, а именно с 03.09.2010 года по 11.05.2011 года специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
не являются длящимися, поскольку соответствующие обязанности подлежали исполнению директором в следующие сроки - постановка на учет не позднее 04.10.2010 года, утверждение правила внутреннего контроля не позднее 04.10.2010 года, направление данных правил на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу и назначение специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления не позднее 09.10.2011 года.
То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уполномоченные органы обязаны своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
Таким образом, постановление о привлечении директора к административной ответственности за указанные правонарушения могло быть вынесено не позднее соответственно 04.04.2011 года и 09.10.2011 года.
Также в протоколе об административном правонарушении в постановлении о привлечении директора к административной ответственности указано, что их основанием является - несоблюдение в в течение длительного времени, в период руководства Заббаровой Г.И. порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля, чем нарушены приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 [ № ];
Согласно части 2 ст.28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются.. . место, время совершения л событие административного правонарушения.
Вместе с тем в постановлении отсутствуют сведения об обстоятельствах совершения административного правонарушения, а именно данные о конкретном периоде времени, в течение которого не соблюдался порядок подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля, есть указание лишь на то, что в период руководства организацией Заббаровой Г.И. дополнительные инструктажи не проводились.
Сведения в постановлении об административном правонарушении о том, что данное правонарушение происходило в период руководства организацией Заббаровой Г.И., не указывает на то когда именно, в какой период времени это происходило, не устанавливает время совершения административного правонарушения.
Поскольку в постановлении о привлечении генерального директора КОМПАНИЯ Заббаровой Г.И. к административной ответственности, не указано время совершения административного правонарушения, то суд, пересматривающий решение по жалобе, приходит к выводу, что генеральный, директор ЗАО «Нафта-Лизинг» незаконно привлечен к административной ответственности за несоблюдение в ООО «Лизинговая компания «Промлизинг» в течение длительного времени, порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля.
Также в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении генерального директора к административной ответственности указано, что их основаниями являются отсутствие в организованной системы внутреннего контроля, выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
Как установлено в ходе проверки, заключило ряд договоров финансовой аренды с ОАО «Завод Элекон» (ИНН 1657032272), по условиям которых Общество являлось лизингодателем, а клиенты получали имущество в лизинг, сумма которых превышала 600 000 рублей, сведения по которым не представлены в Росфинмониторинг, а именно:
1. Договор лизинга от 22.09.2010 [ № ] на сумму 4402650, 02 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 10.12.2010.
2. Договор лизинга от 23.09.2010 [ № ] на сумму 1 874335, 98 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 04.03.2011.
3. Договор лизинга от 23.09.2010 [ № ] на сумму 656071, 78 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 12.11.2010.
4. Договор лизинга от 30.09.2010 [ № ] на сумму 1 702 118,98 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 22.11.2010.
5. Договор лизинга от 25.10.2010 [ № ] на сумму 1 799 119, 06 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 22.04.2011.
6. Договор лизинга от 01.11.2010 [ № ] на сумму 2352076,26 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 22.04.2011.
7. Договор лизинга от 17.12.2010 [ № ] на сумму 16961 173,77 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 18.03.2011.
8. Договор лизинга от 23.12.2010 [ № ] на сумму 5577193,94 рублей. Имущество передано по акту приема-передачи от 22.04.2011.
Сведения по вышеуказанным операциям, подлежащих обязательному контролю, в период руководства организацией с 03.09.2010 по 03.08.2011 Заббаровой Г.И. в Росфинмониторинг не представлены.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
В частности, обязательному контролю подлежат операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга); предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа; переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ (в редакции. действующей до 21.11.2011) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 названного закона.
Доводы представителя Росфинмонтиронга, изложенные в отзыве к жалобе, о том, что датой заключения договоров будет являться дата передачи имущества и ссылка на ст. 433 ГК РФ - если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества, не может быть принят судом во внимание, поскольку для заключения договора лизинга нет необходимости в передаче имущества, договор будет считаться заключенным в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Кроме того, п.11.4 вышеуказанных договоров установлено, что настоящий договор вступает в законную силу с даты его подписания сторонами и действует до момента надлежащего исполнения сторонами.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных- законом обязанностей.
Нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части выявления операции, подлежащих и обязательному контролю, а также непредставление сведений в уполномоченный орган о таких операциях, не являются длящимися, поскольку соответствующие обязанности подлежали исполнению директором в установленные законодательством сроки.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ, считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля и предоставления сведений об операциях в уполномоченный орган.
Поскольку с момента заключения вышеуказанных договоров и наступления обязанности по предоставлению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, до даты составления протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности прошло более 1 года, то в отношении указанных операций директор незаконно привлечен к административной ответственности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что директор КОМПАНИЯ незаконно привлечен к ответственности за:
- осуществление КОМПАНИЯ в течение длительного времени, а именно в период 03.09.2010 г. по 12 мая 2011 года, деятельности в отсутствие постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО;
- отсутствие в КОМПАНИЯ в течение длительного времени, а именно с 03.09.2010 г. по 05.06.2011 г., Правил внутреннего контроля;
- отсутствие в КОМПАНИЯ в течение длительного времени, а именно с 03.09.2010 года по 11.05.2011 года специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;
- несоблюдение в КОМПАНИЯ в течение длительного времени, в период руководства Заббаровой Г.И. порядка подготовки и обучения кадров в целях осуществления внутреннего контроля;
- непредставление сведений в уполномоченный орган по ряду операций, подлежащих обязательному контролю с 03.09.2010 года по 03.08.2011 года поскольку истек предусмотренный статьей 4.5. КоАП РФ срок по каждому из эпизодов на момент вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания [ № ] от 20.03.2012 г. вынесенное заместителем руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Шалюгиным М.С. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) директора КОМПАНИЯ Заббаровой Г.И., не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В связи с тем, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению, судом не рассматриваются доводы заявителя о примение ст. 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л
Постановление о назначении административного наказания [ № ] от 20 марта 2012 года вынесенное заместителем руководителем МРУ Росфинмониторинга по ПФО Ф.И.О.2 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ) директора КОМПАНИЯ Заббаровой Гульнары Ибрагимовны - отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М.Пырьев