ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ



               ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2011 года Никулинский районный суд г.Москвы в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Е.А., при секретаре Головановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3057\11 по иску Жерзделяева Валерия Александровича к ООО «Страховая компания «Согаз-Жизнь» о взыскании суммы страховых выплат,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании суммы страховых выплат, мотивируя свои требования тем, что истец являлся сотрудником управления ФСИН России по <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ был уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «з» ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), В соответствии с решением комиссии ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена 3-я группа инвалидности по заболеванию, полученному в период военной службы.. ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной службой исполнения наказаний и Обществом с ограниченной ответственностью «Страховая компания «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» был заключен государственный контракт по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.3.1.2 государственного контракта и ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы. После установления группы инвалидности истец, собрав необходимые документы, обратился к ответчику с заявлением о выплате страховой суммы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил ответ за , в котором, признавая факт наступления страхового случая, отказывал в выплате страховых сумм, полагая, что обязанность по выплате этих сумм лежит на страховой компании, осуществлявшей страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. истец был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ. По мнению ответчика, на момент заключения контракта с ООО «СК СОГ АЗ-ЖИЗНЬ» я не состоял в списочном составе Федеральной службы исполнения наказаний, а значит, не был застрахован по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Истец полагает, что отказ ответчика в выплате страховых сумм является незаконным. Несмотря на то, что истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ, страховой случай (наступление инвалидности) наступил в феврале 2010 г., т.е. когда действовал контракт, заключенный с ответчиком, в связи с чем считает, что страховые суммы должно выплатить именно ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ». Просит суд взыскать с ответчика сумму страхового возмещения в размере 184.225 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9.781 руб. 59 коп., штраф в размере 420.033 руб. 00 коп. -штрафные санкции

Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался судом.

Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Огласив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

-Как установлено в судебном заседании обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется, как следует из статей 2, 3 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – Закон № 52-ФЗ) и статей 927 и 969 ГК Российской Федерации, на основании договоров страхования, заключаемых страхователями - федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы, и страховщиками, которыми могут быть выбираемые на конкурсной основе страховые организации, имеющие выданные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью разрешения (лицензии) на осуществление данного вида страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона – ФЗ объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Данные объекты страхования являются объектами личного страхования, как это указано в п.п. 2 п.1 ст. 4 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании).

Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Учитывая то, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату (п. 2 ст. 9 Закона о страховании), можно сделать однозначный вывод, что по договорам личного страхования страховым случаем может являться только причинение вреда жизни и здоровью застрахованного лица. Именно события, которые произошли исключительно в жизни застрахованного лица, могут быть страховыми случаями по договору личного страхования. Поэтому в договоре личного страхование в качестве страхового риска, предполагаемого события, на случай наступления которого проводится страхование (п. 1 ст. 9 Закона о страховании), может быть указано только событие, которое может произойти в жизни застрахованного лица, например, установление застрахованному лицу инвалидности и т.п.

Данный вывод подтверждается также тем, что соглашение сторон о застрахованном лице и о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), являются существенными условиями договора личного страхования (п.п. 1 и 2 п. 2 ст. 942 ГК РФ), в том числе и договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц (п. 3 ст. 6 Закона – ФЗ).

При этом, для того чтобы по договору личного страхования наступил страховой случай и, соответственно, возникла обязанность страховщика произвести страховую выплату (п. 2 ст. 9 Закона о страховании), недостаточно просто наступления в жизни застрахованного лица указанного в договоре личного страхования события в любой период его жизни, - необходимо, чтобы данное событие произошло в период времени начиная с момента вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

Поэтому другим существенным условием договора личного страхования, в том числе и договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, согласно п.п. 1 п. 2 ст. 942 ГК РФ и п. 2 и п. 3 ст. 6 Закона – ФЗ, является срок действия договора страхования.

Срок действия договора страхования, исходя из специфики страхового обязательства, - это период времени, до окончания которого свершившееся событие, на случай наступления которого производилось страхование, будет являться страховым случаем, в связи с чем у страховщика возникнет обязанность произвести страховую выплату.

Все события, хоть и подпадающие под описание страхового риска (в личном страховании причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица либо наступление в его жизни иного события), но произошедшие после окончания срока действия договора страхования, страховыми случаями являться не могут, соответственно у страховщика не может возникнуть обязанность произвести страховую выплату.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что по любому договору личного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату возникает только при наступлении до окончания срока действия этого договора страхования страхового случая, т.е. события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществлялось страхование и которое было указано в таком договоре страхования как страховой риск.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона – ФЗ срок действия договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц составляет один календарный год.

При этом никаких иных сроков для указания периода страхования, обусловленного таким договором в Законе – ФЗ не предусмотрено, следовательно, страхование, обусловленное таким договором, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу и до окончания срока его действия, т.е. на страховые случаи, произошедшие в течение календарного года действия данного договора страхования.

Учитывая то, что в соответствии со ст. 934 ГК РФ обязанность страховщика произвести страховую выплату возникает в результате наступления некоего события, произошедшего исключительно с застрахованным лицом, при этом такое событие должно произойти в течение срока действия договора страхования, т.е. календарного года (п. 2 ст. 6 Закона – ФЗ), можно сделать вывод, что застрахованными лицами по данному страховому риску являются две категории лиц: непосредственно военнослужащие и приравненные к ним лица, проходящие службу и т.п., и бывшие военнослужащие и приравненные к ним лица, уволенные с военной и иной службы не позднее одного года.

Статьей 10 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» предусмотрены основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы.

Как установлено в судебном заседании истец являлся сотрудником управления ФСИН России по <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ был уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «з» ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с решением комиссии ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена 3-я группа инвалидности по заболеванию, полученному в период военной службы..

ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной службой исполнения наказаний и Обществом с ограниченной ответственностью «Страховая компания «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» был заключен государственный контракт по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ

На обращение истца о выплате страховой суммы ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил ответ за , в котором, признавая факт наступления страхового случая, отказывал в выплате страховых сумм, полагая, что обязанность по выплате этих сумм лежит на страховой компании, осуществлявшей страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. истец был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ, по мнению ответчика, на момент заключения контракта с ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» истец не состоял в списочном составе Федеральной службы исполнения наказаний, а значит, не был застрахован по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ

Суд соглашается с доводами истца о том, что отказ ответчика является необоснованным, поскольку, страховой случай (наступление инвалидности) наступил в феврале 2010 г., т.е. когда действовал контракт, заключенный с ответчиком, в связи с чем суд приходит к выводу, что страховые суммы должно выплатить именно ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ».

В силу ст. 5 вышеуказанного закона, размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.

При исчислении размера страховой суммы учитывается оклад, установленный на день выплаты страховой суммы.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

- в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов инвалиду III группы - 25 окладов.

    В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФБУ МРУИИ УФСИН России, оклады месячного содержания на день оформления справки составляют: - оклад по штатной должности - 4521,00 рубль; -оклад по специальному званию - 2848,00 рублей. Таким образом, страховая сумма должна исчисляться из 7369 (4521 + 2848) рублей и равняется 184.225 рублей (7369 руб. х 25 окладов).

Кроме этого, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» отказал Истцу в выплате страховой суммы.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной темы» выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

В связи с тем, что, страховая выплата не была произведена ответчик несет перед истцом ответственность по выплате штрафа.

Вместе с тем, суд считает, что размер штрафа, подлежащий уплате (420.033 руб. 00 коп.), явно не соответствует последствиям неисполнения денежного обязательства и в соответствии со ст. 333 ГК РФ снижает сумму штрафа до 50 000 руб., учитывая размер страховой выплаты, период просрочки и конкретные обстоятельства дела.

Также истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9.781 руб. 59 коп.

Согласно ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате процентов на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Суд полагает, что исковые требования в указанной части обоснованы и подлежат удовлетворению, представленный истцом расчет взыскиваемых сумм суд находит правильным.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Взыскать с ООО «Страховая компания «Согаз-Жизнь» в пользу ФИО1 сумму страхового возмещения в размере 184.225 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами, в размере 9.781 руб. 59 коп., штраф в размере 50.000 рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

        Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Никулинский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня его получения.

    Судья: