ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    05 мая 2011 года Никулинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Кузнецовой Е.А. при секретаре Головановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1788/11 по иску Медведева Петра Валентиновича к Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая Компания СОГАЗ-ЖИЗНЬ», Открытому акционерному обществу «СК Ростра» о взыскании страховой выплаты и штрафа.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском и просит суд о взыскании в его пользу с соответчиков суммы страховой выплаты в размере 123 875 рублей и 1 % штрафа за просрочку основного обязательства, мотивируя свои требования тем, что с 1989 г. по 2009 год являлся сотрудником Управления внутренних дел по <адрес>. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» подлежит обязательному государственному страхованию. В рамках реализации данного закона на период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ УВД по <адрес> был заключен государственный контракт по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников с ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ». На 2010 год аналогичный контракт был заключен с ОАО «СК Ростра». ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена третья группа инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ истцу была выдана справка серии МСЭ-2007 об установлении инвалидности. В августе 2010 года истец написал заявление о выплате страховой суммы и направил в ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ». Однако, ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» ДД.ММ.ГГГГ возвратило документы и отказало в выплате страховой суммы, мотивируя свой отказ тем, что страховой случай с истцом произошел ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания действия государственного контракта и оснований для осуществления страховой выплаты отсутствуют. В связи с чем, Истец направил заявление о выплате страховой суммы в ОАО «СК Ростра». Но ОАО «СК Ростра» ДД.ММ.ГГГГ возвратило документы и отказало в выплате страховой суммы, мотивируя свой отказ тем, что Истец приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы и на момент заключения Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ не состоял в списочном составе УВД по <адрес>, а значит, не был застрахован в ОАО «СК «Ростра». Истец полагает, что у него возникло право на получение страховой выплаты в размере 25 окладов денежного содержания, то есть 123 875 рублей и штраф в размере 1 % за каждый день просрочки.

Представитель ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, в представленном отзыве выразили мнение о необходимости удовлетворить исковые требования к ОАО «СК Ростра», о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Представитель ответчика ОАО «СК Ростра» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков в порядке заочного судопроизводства.

Огласив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

-Как установлено в судебном заседании обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется, как следует из статей 2, 3 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее – Закон № 52-ФЗ) и статей 927 и 969 ГК Российской Федерации, на основании договоров страхования, заключаемых страхователями - федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы, и страховщиками, которыми могут быть выбираемые на конкурсной основе страховые организации, имеющие выданные федеральным органом по надзору за страховой деятельностью разрешения (лицензии) на осуществление данного вида страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона – ФЗ объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Данные объекты страхования являются объектами личного страхования, как это указано в п.п. 2 п.1 ст. 4 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон о страховании).

Согласно ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Учитывая то, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату (п. 2 ст. 9 Закона о страховании), можно сделать однозначный вывод, что по договорам личного страхования страховым случаем может являться только причинение вреда жизни и здоровью застрахованного лица. Именно события, которые произошли исключительно в жизни застрахованного лица, могут быть страховыми случаями по договору личного страхования. Поэтому в договоре личного страхование в качестве страхового риска, предполагаемого события, на случай наступления которого проводится страхование (п. 1 ст. 9 Закона о страховании), может быть указано только событие, которое может произойти в жизни застрахованного лица, например, смерть застрахованного лица, наступление в его жизни такого события, как установление застрахованному лицу инвалидности и т.п.

Данный вывод подтверждается также тем, что соглашение сторон о застрахованном лице и о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая), являются существенными условиями договора личного страхования (п.п. 1 и 2 п. 2 ст. 942 ГК РФ), в том числе и договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц (п. 3 ст. 6 Закона – ФЗ).

При этом, для того чтобы по договору личного страхования наступил страховой случай и, соответственно, возникла обязанность страховщика произвести страховую выплату (п. 2 ст. 9 Закона о страховании), недостаточно просто наступления в жизни застрахованного лица указанного в договоре личного страхования события в любой период его жизни, - необходимо, чтобы данное событие произошло в период времени начиная с момента вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

Поэтому другим существенным условием договора личного страхования, в том числе и договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, согласно п.п. 1 п. 2 ст. 942 ГК РФ и п. 2 и п. 3 ст. 6 Закона – ФЗ, является срок действия договора страхования.

Срок действия договора страхования, исходя из специфики страхового обязательства, - это период времени, до окончания которого свершившееся событие, на случай наступления которого производилось страхование, будет являться страховым случаем, в связи с чем у страховщика возникнет обязанность произвести страховую выплату.

Все события, хоть и подпадающие под описание страхового риска (в личном страховании причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица либо наступление в его жизни иного события), но произошедшие после окончания срока действия договора страхования, страховыми случаями являться не могут, соответственно у страховщика не может возникнуть обязанность произвести страховую выплату.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что по любому договору личного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату возникает только при наступлении до окончания срока действия этого договора страхования страхового случая, т.е. события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществлялось страхование и которое было указано в таком договоре страхования как страховой риск.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона – ФЗ срок действия договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц составляет один календарный год.

При этом никаких иных сроков для указания периода страхования, обусловленного таким договором в Законе – ФЗ не предусмотрено, следовательно, страхование, обусловленное таким договором, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу и до окончания срока его действия, т.е. на страховые случаи, произошедшие в течение календарного года действия данного договора страхования.

Перечень страховых случаев, при наступлении которых в течение срока действия договора страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц (календарного года) возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату дан в ст. 4 Закона – ФЗ. Помимо прочих, в данной статье названы следующие страховые случаи:

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

При толковании данных норм закона необходимо учитывать не только то, что согласно п. 3 ст. 2 Закона – ФЗ под словосочетанием «застрахованные лица» по тексту закона понимаются военнослужащие и приравненные к ним лица, но и понятие объекта обязательного государственного страхования, данное в п. 2 ст. 1 Закона – ФЗ, а также описание страховых случаев в ст. 4 Закона - ФЗ.

Следовательно, если дать понятие страховому обязательству, возникающему из договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц по страховому случаю, указанному в абзаце втором ст. 4 Закона – ФЗ, путем толкования словосочетания «застрахованные лица» с учетом смысла Закона – ФЗ в целом, то обязанность страховщика произвести страховую выплату, возникает в случае гибели (смерти) военнослужащего или приравненного лица в период прохождения военной службы и пр. либо в случае гибели (смерти) бывшего военнослужащего или приравненного лица до истечения одного года после увольнения со службы и пр. вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы и пр.

Учитывая то, что в соответствии со ст. 934 ГК РФ обязанность страховщика произвести страховую выплату возникает в результате наступления некоего события, произошедшего исключительно с застрахованным лицом (в данном случае – смерти застрахованного лица), при этом такое событие должно произойти в течение срока действия договора страхования, т.е. календарного года (п. 2 ст. 6 Закона – ФЗ), можно сделать вывод, что застрахованными лицами по данному страховому риску являются две категории лиц: непосредственно военнослужащие и приравненные к ним лица, проходящие службу и т.п., и бывшие военнослужащие и приравненные к ним лица, уволенные с военной и иной службы не позднее одного года, при условии, что наступление их смерти произошло в результате увечья или заболевания, полученных в период военной и иной службы.

В противном случае, если рассматривать в качестве застрахованных по указанному страховому риску только военнослужащих и приравненных к ним лиц, проходящих службу в период действия договора обязательного государственного страхования, возникает ситуация, что только военнослужащие и приравненные к ним лица, уволенные со службы в первый день действия договора, имеют страховую защиту в течение года, т.е. срока его действия, а уволившиеся в последний день его действия вообще не имеют страховой защиты, что явно противоречит требованиям Закона – ФЗ.

В Государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в п. 2.2. прямо указано, что «при наступлении страховых случаев, предусмотренных подпунктами 3.1.1. и 3.1.2. настоящего Государственного контракта, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются Застрахованными в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы».

Более того, в п.п. 3.1.1. и 3.1.2. Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ прямо установлено, что страховыми случаями по нему являются гибель (смерть) Застрахованного лица либо установление застрахованному лицу инвалидности как в период прохождения службы, так и до истечения одного года после увольнения.

Учитывая то, что в Федеральном законе №52-ФЗ и в Государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ застрахованные лица не идентифицированы персонально, а определены родовым признаком «сотрудники УВД по <адрес>», лица, уволенные со службы, автоматически выбывают из числа застрахованных лиц и какой бы вред их жизнью и здоровью причинен не был, страховой случай по договору наступить не может.

Если бы договор страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц содержал вышеназванное условие, то это бы полностью противоречило норме п. 2 ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ, устанавливающей, что «при наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имеющих место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов», которую следует толковать исключительно как включение в состав застрахованных лиц, жизнь и здоровье которых подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ, помимо военнослужащих и приравненных к ним лиц, также лиц, уволенных со службы, в течение одного года с момента увольнения по указанным в данном законе страховым случаям.

Следовательно, по Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Застрахованными лицами помимо сотрудников УВД по <адрес> состоящих на службе, являются также и лица, уволенные со службы в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.

Если страховой случай, указанный в п.п. 3.1.1. и 3.1.2. Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, произошел в 2010 году с лицом, уволенным со службы до вступления Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в силу в 2009 году, но не позже одного года после окончания им службы, то у страховщика по Государственному контракту 2010 года возникает обязанность произвести страховую выплату по такому страховому случаю.

Статьей 10 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ. Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» предусмотрены основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы.

Ответчиком ОАО «СК Ростра» не представлено суду доказательств, в силу закона являющихся основанием к освобождению страховщика ОАО «СК Ростра» от исполнения обязательств по государственному контракту и выплате ФИО1 страховой суммы.

В связи с изложенным, суд не может согласиться с обоснованностью отказа ответчика ОАО «СК Ростра» об отсутствии у них оснований к осуществлению выплаты ФИО1 страховой суммы, исходя из того, что то Истец приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы и на момент заключения Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ не состоял в списочном составе УВД по <адрес>, а значит, не был застрахован в ОАО «СК «Ростра».

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ОАО «СК Ростра» в его пользу страховой суммы в размере 123 875 рублей.

Кроме этого, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «СК Ростра» отказала Истцу в выплате страховой суммы.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной темы» выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

В связи с тем, что, страховая выплата не была произведена ответчик ОАО «СК Ростра» несет перед истцом ответственность по выплате штрафа с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд считает, что размер штрафа, подлежащий уплате (338 178 руб.), явно не соответствует последствиям неисполнения денежного обязательства и снижает сумму штрафа до 20 000 руб., учитывая размер страховой выплаты, период просрочки и конкретные обстоятельства дела.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ООО «Страховая компания СОГАЗ-ЖИЗНЬ», ОАО «СК Ростра» о взыскании страховой выплаты и штрафа удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «СК Ростра» в пользу ФИО1 страховую сумму в размере 123 875 рублей.

Взыскать с ОАО «СК Ростра» в пользу ФИО1 штраф в размере 20 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.

Ответчики вправе подать заявление об отмене заочного решения в Никулинский районный суд <адрес> в течение 7 дней со дня его получения.

Судья:                    Кузнецова Е.А.