Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2012 года Никулинский районный суд г. Москвы в составе судьи Щугоревой А.В., при секретаре Чекалиной Л.А., при секретаре Арапиеве З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 883\12 по иску Никулинского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах Островской Раисы Алексеевны к Управлению социальной защиты населения района Раменки г. Москвы о признании действий незаконными, об обязании совершения действий
У С Т А Н О В И Л :
Никулинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в Никулинский районный суд г. Москвы в интересах Островской Раисы Алексеевны к Управлению социальной защиты населения района Раменки г. Москвы о признании действий незаконными, об обязании совершения действий.
Никулинский межрайонный прокурор г. Москвы и Островская Р.А. в суд явились, на исковых требованиях настаивали.
Ответчик УСЗН района Раменки г. Москвы, 3-и лица УСЗН ЗАО г. Москвы, ГУ г. Москвы Городской центр жилищных субсидий в суд не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащего» члены семей военнослужащих, погибших'(умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
В судебном заседании и в ходе прокурорской проверки установлено, что Островская Р.А. состоит на учете в Управлении социальной защиты населении района Раменки как получатель пенсии по случаю потери кормильца от в/ч 33949, региональной социальной доплаты к пенсии.
Островская Р.А. получает компенсационные выплаты как член семьи умершего военнослужащего в соответствии с Правилами предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг».
В соответствии с п. 4 Правил члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами:,
а) оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных
помещениях - жилой, площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений
(для собственников жилых помещении и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах);
б) оплата коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
в) внесение платы за пользование, услугами местной телефонной связи,
абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективной
антенной.
Порядок расчета соответствующих компенсационных выплат социальной
защиты определен пунктом 17 Правил, согласно которому расчет компенсационных
выплат в связи с ежемесячными расходами по оплате жилых помещений,
коммунальных и других видов услуг производится органами социальной защиты в
следующем порядке:
- в течение первых 6 месяцев - в размере, определенном исходя из размера
начисленных платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов
услуг;
- в течение каждых последующих 6-месячных периодов - в размере,
определенном после проведения перерасчета на основании оригиналов документов
об оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг за 6 прошедших
месяцев. При этом оригиналы платёжных; документов представляются в органы
социальной защиты населения непосредственно получателем компенсации либо
направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Для
получателей компенсационных выплат, не предъявивших оригиналы платежных
документов, перечисление компенсационных выплат приостанавливается до
предъявления оригиналов этих документов.
По информации Государственного учреждения города Москвы городского
центра жилищных субсидий (далее - ГЦЖС) до 1 января 2007 года порядок
предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг
регулировался постановлением Правительства Москвы от 30.01.2001 N 99-ПП «О
совершенствовании системы оформления субсидий на оплату жилищных и
коммунальных услуг» (вместе с «Порядком исчисления среднего совокупного дохода семьи при рассмотрении вопроса о выплате субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) в г. Москве», «Порядком предоставления гражданам (семьям); г субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий) вт. Москве»).
В соответствии с данным постановлением субсидии предоставлялись гражданам в безналичной форме путем перечисления сумм субсидий с разбивкой по услугам на счета организаций - поставщиков этих услуг.
Организации, рассчитывающие платежи за жилищно-коммунальные услуги, на основании получаемой от ГЦЖС информации начисляли получателям субсидий плату за жилищно-коммунальные услуги, уменьшенную на размер субсидии.
С 1 января 2007 года во исполнение статьи 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», и Постановления Правительства Москвы от 19.09.2006 № 710-ПП «О предоставлении
субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются ГЦЖС общей суммой без разбивки по видам услуг и перечисляются гражданам на их банковские счета.
Согласно пункту 3.1.1 постановления Правительства Москвы от 19.09.2006 №710-1111 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе! Москве» организации, рассчитывающие платежи за жилищно-коммунальные услуги, начисляют получателям субсидии плату за указанные услуги без уменьшения на сумму субсидии, с включением в расчетные документы сведении о размере назначенной субсидии.Пунктом 16 Правил предоставления компенсационных выплат, утвержденных указанным постановлением, установлено, что размер компенсационных выплат определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услугу доставляющих долю членов семьи погибшего умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Согласно пункту 15 Правил предоставления компенсационных выплат размер расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется на основании документов, выданных гражданам организациями, осуществляющими начисление платежей за эти услуги.
Функции по предоставлению компенсационных выплат рассматриваемой категории граждан возложены на органы социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 2.6 постановления Правительства Москвы от 19.09.2006 №710-ПП субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг увеличивается на размер платежа за услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства в размере фактически вносимого платежа, но не выше определяемой Правительством Москвы средней рыночной стоимости услуг для соответствующего вида запирающего устройства.
Сведения о предоставленных гражданам субсидиях для указания в расчетных документах передаются ГЦЖС в организации, рассчитывающие платежи за жилищно-коммунальные услуги, общей суммой с включением компенсации за услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства.
Правилами (пункт 8), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предусмотрена возможность предоставления субсидии не только на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении, но и без учета некоторых из них.
Таким образом, выделить из суммы субсидии, указанной в расчетном документе, размер субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг (без услуг по техническому обслуживанию запирающего устройства), приходящийся на членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, без дополнительных сведений о расчете субсидии невозможно.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По информации Государственного; учреждения города Москвы городского центра жилищных субсидий размер субсидии в едином платежном документе указывается справочно.
Вместе с тем, по информации Управления социальной защиты населения ЗАО г. Москвы в связи с тем, что согласно Постановления Правительства Москвы от 19.09.2006 № 710-ПП «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве» граждане оплачивают жилищно-коммунальные услуги в полном ]' объеме, а субсидии перечисляются им на соответствующие расчетные счёта, в соответствии с письмом Департамента
социальной защиты населения г. Москвы №07/4600/04630 от 13.04.2007 назначение
компенсационной выплаты производится за вычетом сумм назначенной субсидии (электронное письмо Департамента социальной защиты населения г. Москвы №138 22.03.2007). Указанное электронное письмо в ходе проверки в межрайонную прокуратуру не представлено. Размер предоставленной Островской Р.А. субсидии
Управлением социальной защиты населения района Раменки г. Москвы устанавливается по квитанциям, предоставляемым Островской Р.А. для перерасчета компенсационных выплат.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащего» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной : службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным: законом «О статусе военнослужащего».
?
Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, электронное письмо Департамента социальной защиты населения г. Москвы может носить лишь информационный характер и применяться в той мере, в которой не противоречит законам и подзаконным актам.
Поскольку п. 16 Правил установлено, что размер компенсационных выплат
определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений,
коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и
абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих
долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих
расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении,
то компенсационная выплата Островской Р.А. ежемесячно должна составлять 60%
от расходов заявительницы по оплате жилых помещений, коммунальных и других
видов услуг. Назначение компенсационной выплаты за вычетом сумм назначенной
лицу субсидии законодателем не предусмотрено. Ссылка Управления социальной
защиты населения ЗАО г. Москвы на письмо Департамента социальной защиты
населения г. Москвы №07/4600/04630 от 13.04.2007 и электронное письмо
о порядке расчета компенсационной выплаты представляется необоснованной.
Оценивая совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения
района Раменки г. Москвы в части назначения компенсационной выплаты
Островской Р.А. за вычетом сумм назначенной субсидии.
Обязать Управления социальной защиты населения района Раменки
г. Москвы произвести перерасчет, назначенных Островской Р.А. компенсационных
выплат за период с 01.04.2009 по 30.09.2011 в соответствии с Правилами
предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников
некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат
в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов
услуг (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.08.2005 № 475 «О предоставлении членам семей погибших
(умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов
исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате
жилых помещений, коммунальных и других видов услуг».
3. По окончании судебного, разбирательства, копию решения направить в
Никулинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы.