Решение по иску о признании бездействия по непроведению антикоррупционной экспертизы



Дело № 2-41/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года.

Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Арсеньевой Н.П., при секретаре Дресвяниной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района к Управлению образования Никольского муниципального района о признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта незаконным,

у с т а н о в и л:

прокурор Никольского района обратился в суд с указанным иском, утверждая, что Управление образования Никольского муниципального района, издав приказ от 12 марта 2010 года № 82\01-03, «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района» не провело антикоррупционную экспертизу нормативного акта.

В исковом заявлении прокурор Никольского района указал, что Управление образования Никольского муниципального района, согласно ст. 19 Устава Никольского муниципального района, является органом местного самоуправления, который, в силу ст. 43 Устава Никольского муниципального района, вправе принимать муниципальные правовые акты, не противоречащие Уставу района.

Статьей 1 и статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что данный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: 1) прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; 2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции –в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; 3) органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с указанным Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В ходе проведенной прокуратурой Никольского района проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Управления образования Никольского муниципального района, не проводится, в силу того, что нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых Управлением образования Никольского муниципального района, не принят; заключения на нормативные правовые акты Управления образования Никольского муниципального района отсутствуют, в частности, на приказ от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района» и его проект.

Руководствуясь статьей 45 ГПК РФ, прокурор Никольского района просит :

1.Признать бездействие Управления образования Никольского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района» незаконным;

2. Обязать Управление образования Никольского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района»

В судебном заседании заместитель прокурора Никольского района Топоркова В.М., требования о признании бездействия Управления образования по не проведению антикоррупционной экспертизы приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района», незаконным поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила суд обязать Управление образования Никольского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований представила копию приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района», сведения Управления образования о том, что нормативно правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоорупционной экспертизы нормативно- правовых актов не принимался и о принятии в 2010 году приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района».

Представитель ответчика Берсенева О.А. требования прокурора признала законными, пояснив, что на момент издания приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района», Управлением образования не было принято и утверждено положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно –правовых актов, поэтому антикоррупционная экспертиза проекта данного документа и самого нормативно-правового акта произведена не была. В настоящее время положение принято, будет опубликовано в ближайшее время районной газете «Авангард», после чего будет проведена антикоррупционная экспертиза приказа от 12.03.2010 года № 82/01-03.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Устава Никольского муниципального района, Управление образования Никольского муниципального района, является органом местного самоуправления. В силу ст. 43 Устава Никольского муниципального района, вправе принимать муниципальные правовые акты, не противоречащие Уставу района.

Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Во исполнение данной нормы закона законодательными и исполнительными органами государственной власти принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Статьями 1 и 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что данный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы должны быть отражены в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экпертизы.

Судом установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативно правового акта Управления образования Никольского муниципального района, принятого в виде приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района», не проводилась.

Не проведение антикоррупционной экспертизы нормативно правового акта и его не опубликование нарушает права неопределенного круга лиц в реализации прав детей на общедоступное бесплатное школьное (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ. суд

р е ш и л :

1.Признать бездействие Управления образования Никольского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района» незаконным;

2. Обязать Управление образования Никольского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу приказа от 12.03.2010 № 82/01-03 «Об утверждении Положения о правилах приема граждан в муниципальные образовательные учреждения Никольского муниципального района», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 28 января 2011 года.

Судья Н.П.Арсеньева

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 08.02.2011 г.