Решение по иску о признании бездействия по непроведению антикоррупционной экспертизы



Дело № 2-38/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года

Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Арсеньевой Н.П., при секретаре Дресвяниной Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению образования Никольского муниципального района О признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта и не опубликованию нормативного правового акта незаконным,

у с т а н о в и л:

прокурор Никольского района обратился в суд с указанным иском, утверждая, что Управление образования Никольского муниципального района приняв распоряжение от 02.11.2010 года № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района», не провело антикоррупционную экспертизу нормативного акта и не опубликовал нормативный акт в средствах массовой информации.

В исковом заявлении прокурор Никольского района указал, что Управление образования Никольского муниципального района, согласно ст. 19 Устава Никольского муниципального района, является органом местного самоуправления, который, в силу ст. 43 Устава Никольского муниципального района, вправе принимать муниципальные правовые акты, не противоречащие Уставу района.

Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Во исполнение данной нормы закона законодательными и исполнительными органами государственной власти принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Статьями 1, 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что данный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: 1) прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; 2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции –в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; 3) органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 данного Закона выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экпертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).

Прокуратурой Никольского района установлено, что Управлением образования Никольского муниципального района антикоррупционная экпертиза нормативных правовых актов, издаваемых данным органом местного самоуправления, не проводится, поскольку нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых Управлением образования Никольского муниципального района, не принят; заключения на нормативные правовые акты Управления образования Никольского муниципального района отсутствуют, в частности, на распоряжение от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» и его проект.

Кроме того, пунктом 4 данного распоряжения определено, что оно вступает в силу с момента опубликования. По информации, представленной Управлением образования Никольского муниципального района, данное распоряжение не опубликовано, что противоречит требованиям ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой нормативные правовые акты органов местного самоуправлении подлежат официальному опубликованию.

Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор Никольского района просил:

1.Признать бездействие Управления образования Никольского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы и по не опубликованию распоряжения от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» незаконным.

2. Обязать Управление образования Никольского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу распоряжения от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» и опубликовать данный нормативный правовой акт.

В судебном заседании заместитель прокурора Никольского района Топоркова В.М., требования о признании бездействия Управления образования по не проведению антикоррупционной экспертизы и по не опубликованию распоряжения от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» и не опубликованию указанного правового акта незаконными поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила суд обязать Управление образования Никольского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу распоряжения от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» и опубликовать данный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований представила копию Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района», являющегося приложением к распоряжению начальника Управления образования от 02 ноября 2010 года № 1, сведения Управления образования о том, что нормативно правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоорупционной экспертизы нормативно- правовых актов не принимался. О принятии в 2010 году распоряжения № 1 от 01 ноября 2010 года «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» и о том, что данный нормативно- правовой акт не был опубликован.

Представитель ответчика О.А. требования прокурора признала законными, пояснив, что на момент принятия распоряжения № 1 от 01 ноября 2010 года, управлением образования не было принято и утверждено положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативно –правовых актов, поэтому антикоррупционная экспертиза проекта данного документа и самого нормативно-правового акта произведена не была. В настоящее время положение принято, будет опубликовано в ближайшее время районной газете «Авангард», после чего будет проведена антикоррупционная экспертиза распоряжения № 1 от 01 ноября 2010 года.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Устава Никольского муниципального района, Управление образования Никольского муниципального района, является органом местного самоуправления. В силу ст. 43 Устава Никольского муниципального района, вправе принимать муниципальные правовые акты, не противоречащие Уставу района.

Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Во исполнение данной нормы закона законодательными и исполнительными органами государственной власти принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Статьями 1 и 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определено, что данный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Выявленные органами местного самоуправления в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы должны быть отражены в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экпертизы.

Судом установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативно правового акта Управления образования Никольского муниципального района, принятого в виде распоряжения от 01 ноября 2010 года № 1 года «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» не проводилась и, что данный нормативно- правовой акт не был опубликован.

Не проведение антикоррупционной экспертизы нормативно правового акта и его не опубликование нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Никольского муниципального района в реализации прав детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ. суд

р е ш и л :

1.Признать бездействие Управления образования Никольского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы и по не опубликованию распоряжения от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» незаконным.

2. Обязать Управление образования Никольского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу распоряжения от 02.11.2010 № 1 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» и опубликовать данный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 28 января 2011 года.

Судья Н.П.Арсеньева

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 08.02.2011 г.