Решение по иску прокурора о признании незаконными нормативных актов



Дело № 2-209/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2011 года г. Никольск

 Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Арсеньевой Н.П., с участием помощника прокурора Никольского района Пахолкова А.В., при секретаре Верховцевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района в защиту интересов Российской Федерации к Управлению образования Никольского муниципального района о признании противоречащими закону и недействующими подпунктов 2.3, 3.1. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений, утвержденных Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03,

у с т а н о в и л:

Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» утверждены правила комплектования дошкольных образовательных учреждений Никольского муниципального района.

Прокурор Никольского района Вологодской области обратился в суд с иском утверждая, что пункты 2.3. и 3.1. Положения Управления образования частично не соответствуют закону. В частности: согласно п. 3.1. Положения, комплектование групп сверх норматива может производиться в исключительных случаях по усмотрению членов комиссии с учетом ходатайств организаций, где работает мама ребенка или трудных жизненных обстоятельств, сложившихся в семье. Указанным пунктом, Положение предоставляет более широкие льготы для преимущественного права на устройство в детские дошкольные учреждения, чем предусмотрено действующим законодательством. Пункт 3.1. Положения в нарушение требований ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконно предоставляет выгоды одним физическим лицам перед другими физическими лицами и содержит такой коррупциогенный фактор, как выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению должностных лиц Управления образования Никольского муниципального района.

В соответствии с  частью 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Пунктами 32, 33, 34, 35 Постановления Правительства Российской Федерации
от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении » установлены нормативы предельной наполняемости групп в дошкольных организациях. -.:'

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В нарушение вышеуказанного законодательства пунктом 3.1. Положения предусмотрено комплектование групп сверх норматива.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что применение указанного пункта на практике уже повлекло нарушение прав граждан и создает возможность проявления коррупции.

Проверкой установлено, что 14 детей, получили путевки в дошкольные учреждения, пользуясь преимущественным правом на их получение на основании ходатайств организаций, учреждений, в которых работают их матери, в нарушение прав других лиц, подавших заявления и состоящих на очереди, ранее их.

Так, Б.В., имеющая ходатайство по месту работы ее матери из Хххххх, с номером заявления 144, Н.Т., имеющая ходатайство по месту работы ее матери из Хххххх, с номером заявления 161, П.Е., имеющий ходатайство по месту работы его матери из Хххххх с номером заявления 143. Б.П., имеющая ходатайство по месту работы ее матери из Хххххх с номером заявления 135 и еще 10 детей получили путевки в детские дошкольные учреждения в 2011 году, а Н.М., также имеющая ходатайство с места работы матери из Хххххх, с номером заявления 82а, путевку в дошкольное образовательное учреждение не получила.

Согласно полученному объяснению заместителя председателя комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений детских садов № 2, № 3, № 4, № 5, № 8, № 9 города Никольска и Ирдановского детского сада «Колосок» (далее - Комиссия) Поникаровой Л.Н., в первую очередь при зачислении детей в дошкольные образовательные учреждения сверх норматива на основании п. 3.1. Положения рассматривались ходатайства о зачислении детей работников Управления образования Никольского муниципального района и работников дошкольных образовательных учреждений.

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно ч. 10 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» установлено, что при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

В нарушение указанного законодательства, пункт 2.3. Положения предусматривает прием детей с ограниченными возможностями здоровья, детей -инвалидов в образовательные учреждения, только при наличии условий для коррекционной работы. Тем самым нарушено право детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов на общедоступность дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Тем самым нарушено право детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов на общедоступность дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

 27 апреля 2011 года Прокурором Никольского района принесен протест на Приказ Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района» с требованием привести данный нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством и исключить коррупциогенный фактор.

На протест поступило возражение от 06.05.2011 г., в котором указано, что Управление образования Никольского муниципального района не согласно с протестом.

В судебном заседании помощник прокурора Никольского района Пахолков А.В. требования о признании частично недействующими пунктов 2.3. и 3.1 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района, утвержденного Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03, поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Управления образования Никольского муниципального района Поникарова Л.Н. просила требования прокурора Никольского района оставить без удовлетворения. В возражениях против иска пояснила, что п.3.1. Положения введен на основании приказа Управления образования Никольского муниципального района от 02.04.2011 № 123/01-03 «Об утверждении Положения о районной комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Никольского муниципального района». Данным приказом установлено, что основной задачей комиссии является удовлетворение потребностей семьи исходя из интересов ребенка, поэтому п. 3.1. Положения утвержден для исключительных случаев, в которых некоторые дети, с учетом трудных обстоятельств, сложившихся в семье, с учетом ходатайств организаций, где работает мама ребенка, могут посещать детские дошкольные образовательные учреждения не в порядке очереди. Пункт не содержит коррупциогенных факторов. Комиссия рассматривает каждое ходатайство о внеочередном предоставлении детям места в дошкольном образовательной учреждении с учетом материального положения семьи, необходимости выхода на работу матери ребенка, и иных заслуживающих внимания обстоятелств. Включение в п. 3.1 положения возможности комплектования в детских садах групп сверх норматива, не противоречит образовательным нормам.

Группы в детских дошкольных образовательных учреждениях могут иметь общеобразовательную, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Поскольку всеми дошкольными образовательными учреждениями Никольского района получены лицензии на осуществление образовательной деятельности по общеразвивающейся направленности, поэтому в Положении прописано, что категория детей с ограниченными возможностями здоровья, детей -инвалидов принимаются в учреждения при наличии условий для коррекционной работы. Данный пункт не нарушает прав детей с ограниченными возможностями либо прав детей- инвалидов, поскольку указанная категория детей, получает путевки в дошкольные учреждения на основании медицинского заключения о возможности посещения детских учреждений общеразвивающей направленности.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконное предоставление имущественных прав для себя или для третьих лиц, незаконное предоставление такой выгоды одними лицами другим физическим лицам, содержат коррупциогенные факторы, в виде выборочного изменения объема прав.

Включение в п. 2.3. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района», утвержденного Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03, противоречит пункту 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» которым установлено, что при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида, дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

В нарушение указанного, пункт 2.3. Положения предусматривает прием детей с ограниченными возможностями здоровья, детей -инвалидов в образовательные учреждения, только при наличии условий для коррекционной работы. Тем самым нарушено право детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов на общедоступность дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2, Положение о  порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района, гарантирует принцип равных возможностей в реализации прав детей на общедоступное бесплатное дошкольное образование в пределах федеральных государственных требований.

Согласно п. 3.1. Положения, комплектование групп в  образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста сверх норматива может производиться в исключительных случаях по усмотрению членов комиссии с учетом ходатайств организаций, где работает мама ребенка или трудных жизненных обстоятельств, сложившихся в семье. Указанным пунктом, Положение предоставляет более широкие льготы для преимущественного права на устройство в детские дошкольные учреждения, чем предусмотрено действующим законодательством и дает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и  организаций по усмотрению должностных лиц Управления образования Никольского муниципального района, являющихся членами комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Никольского муниципального района.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Никольского района, выявлено 14 случаев предоставления путевки в дошкольные образовательные учреждения, для детей, состоящих в очереди на их получение, вне общей очереди.

Указанный факт представителем ответчика не оспаривается.

Таким образом, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Никольского района и признании оспариваемых пунктов Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района, утвержденного Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03, частично недействующими.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать противоречащим законодательству РФ и недействующим пункт 2.3 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района, утвержденного Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03, в части принятия детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в  Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, при наличии условий для коррекционной работы.

признать противоречащим законодательству РФ и недействующим пункт 3.1 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп общеобразовательных учреждений Никольского муниципального района, утвержденного Приказом Управления образования Никольского муниципального района от 07.02.2011 № 35/01-03, в части комплектования групп сверх норматива в исключительных случаях по усмотрению членов комиссии с учетом ходатайств, где работает мама ребенка или трудных обстоятельств, сложившихся в семье.   

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Н.П.Арсеньева

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 28.06.2011 года.