РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2010 г. г. Никольск
Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М. В.,
с участием истца Юртаева Николая Евсеевича,
представителя ответчика Викулова Николая Александровича,
при секретаре Лысёвой Ю. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Никольске гражданское дело по иску Юртаева Николая Евсеевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Никольскому району о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Юртаев Н.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Никольскому району о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что 23 марта 2010 года он обратился в ГУ УПФР по Никольскому району за назначением пенсии, однако, ответчик в назначении данной пенсии необоснованно отказал по причине изменения ведомственной подчиненности пожарной части, в которой он работал. При этом Юртаеву Н. Е. не был засчитан в специальный стаж период его трудовой деятельности с 24.09.2004 г. по 31.12.2007 г. С данным отказом истец не согласен, просит включить спорный период в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию со дня возникновения права.
В судебном заседании истец поддержал свои требования и просил их удовлетворить. По существу дела пояснил, что в спорный период он работал водителем пожарного автомобиля, данная профессия является льготной и дает право на досрочное назначение пенсии. Несмотря на то, что ведомственная подчиненность и название организации, в которой он работал, менялись, характер его деятельности и функциональные обязанности оставались прежними и были направлены на оказание помощи гражданам г. Никольска и Никольского района, оказавшимся в кризисных ситуациях.
Представитель ответчика Викулов Н. А. в судебном заседании с иском не согласился, указывая, что период работы с 24.09.2004 года по 31.12.2007 года в качестве водителя пожарного автомобиля противопожарной службы, относящейся к субъекту Российской Федерации (то есть по Пензенской области) не подлежит включению в специальный стаж для досрочного установления трудовой пенсии по старости, поскольку в этот период работа протекала в противопожарной службе, не входящей в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а относилась к субъекту Российской Федерации. На настоящий момент истцом выработано специального стажа 21 год 8 месяцев 20 дней, требуемый стаж – не менее 25 лет.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из трудовой книжки Юртаева Н. Е. видно, что:
- 26.03.1985 г. принят в 24-ю ППЧ МВД водителем пожарного автомобиля;
- 27.10.1994 г. в связи с оргштатными мероприятиями назначен на должность водителя пожарного автомобиля 38 ПЧ по охране г. Никольска.
- 31.12.2007 г. уволен в порядке перевода в Государственное учреждение Центр Управления ГПС МЧС России по Пензенской области.
- 01.01.2008 г. принят в порядке перевода в 38-ю пожарную часть 7-го отряда ГПС МЧС России по Пензенской области на должность водителя.
- 01.01.2009 г. – переведен на должность водителя 38-й пожарной части 7-го отряда федеральной противопожарной службы Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Пензенской области.
Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району № 31 от 22 марта 2010 г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как он не выработал требуемого специального стажа 25 лет. Не засчитаны периоды в качестве водителя пожарной автомашины с 26.03.1985 г. по 26.10.1994 г., с 27.10.1994 г. по 23.09.2004 г., с 01.01.2008 г. по 28.08.2008 г., с 29.08.2008 г. по 23.03.2010 г. поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району № 64 от 31 мая 2010 г. в специальный стаж истца засчитаны периоды работы в качестве водителя пожарной автомашины с 29.03.1985 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2004 г. по 23.019.2004 г., с 01.01.2008 г. по 23.03.2010 г. По состоянию на 23.03.2010 года учтено специального стажа 19 лет 8 месяцев 19 дней.
Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району № 83 от 21 июля 2010 г. в специальный стаж истца засчитан период работы в качестве водителя пожарной автомашины с 01.01.2002 г. по 31.12.2003 г. По состоянию на 23.03.2010 года учтено специального стажа 21 год 8 месяцев 20 дней.
Свидетели Т.А.. и Г.В.. в судебном заседании по существу дела показали, что истец работал водителем пожарного автомобиля, выезжал на пожары, на аварии, где нужна была помощь. Истец всегда работал водителем, выполнял одну и ту же работу. Изменения в названии организации происходили, но до их сведения они не доводились. С каждым годом нагрузка увеличивается. Каждые три года они проходят аттестацию. В обязанности водителя входит тушение пожаров в населенных пунктах, предотвращение чрезвычайных ситуаций: загорания продуктов на предприятии, цеха по деревообработке, также выезжают на автодорожные аварии. Характер работ не менялся, всегда был одинаковый.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Из справки от 25.05.2010 года № 255-2-10 видно, что Управление государственной противопожарной службы реорганизовано в форме присоединения к Министерству по делам ГОЧС Пензенской области с 24.09.2004 года.
Постановлением Правительства Пензенской области от 02.08.2005 года № 682-пП Министерство по делам ГОЧС Пензенской области переименовано в Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 16.08.2006 г. № 535-пП Управление ЗН и ПБ Пензенской области реорганизовано в форме выделения из него государственного учреждения Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр».
В спорный период истец работал в данном учреждении, которое в структуру МЧС РФ не входит.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочно трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Кроме того, установление именно для работников Государственной противопожарной службы права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.
Таким образом, само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должности водителя пожарного автомобиля, обозначенной в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437, существенным для разрешения данного спора не является и исковые требования Юртаева Н. Е. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Юртаева Николая Евсеевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Никольскому району о назначении пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения.
Судья