15.07.2010 решение о признании незаконным решения



Решение

Именем Российской Федерации

15 июля 2010 года Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующей судьи Усановой Л.В.

при секретаре Архиповой И.А..

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске дело по иску Спириной Юлии Николаевны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда по Никольскому району о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и признании права на его получении,

установил:

Спирина Ю.Н. обратилась в суд с иском, в котором указывает, что 24 марта 2005 года родила ребенка – сына, который прожил двое суток после родов, умер. На основании медицинской справки о рождении ребенка территориальным отделом ЗАГС Ленинского района г. Пензы ей была выдана справка о рождении ребенка №206 формы №26 с отметкой о смерти ребенка. Также 30.03.2005 года территориальным отделом ЗАГС г.Пензы выдано свидетельство о смерти гражданина Яшкина, 24.03.2005 года рождения.

11 сентября 2007 года истица родила второго ребенка – сына, С.В., о чем 02.10.2007 года территориальным отделом ЗАГС Никольского района Пензенской области составлена актовая запись о рождении №169 и выдано свидетельство о рождении.

1 декабря 2009 года она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Никольскому району Пензенской области с письменным заявлением. 28 декабря 2009 года ГУ УПФР по Никольскому району было вынесено решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Отказ, мотивированный тем, что у нее отсутствует право на дополнительные меры государственной поддержки, а именно, что ей не предоставлен документ, подтверждающий рождение первого ребенка, а справка о рождении формы №26 к таковым не относится.

Просит признать решение ГУ УПФР по Никольскому району об отказе ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 28.12.2009 года незаконным и признать за ней право на получение такого документа.

Спирина Ю.Н. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, давала объяснения, аналогичные содержанию исковому заявлению.

Представитель УПФР по Никольскому району Викулов Н.А. исковые требования Спириной Ю.Н. не признал и пояснил, что у истицы отсутствует право на получение государственного сертификата, т.к. для получения сертификата, предусмотренного Федеральным законом №256-ФЗ, недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Сам по себе факт рождения Спириной Ю.Н. второго ребенка, имея ввиду, что первый ребенок умер через сутки после рождения, не порождает у истицы право на получение государственного сертификата на материнский семейный капитал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 3, 5 ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ (ред. 25.12.2008) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

К дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, федеральный закон относит материнский (семейный) капитал, т.е. средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Лица, указанные в частях 1,3-5 статьи 3 Закона №256-ФЗ, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года (в ред. Постановления Правительства РФ от22.09.2008 №709) – далее Правила.

Согласно справке о рождении №206 формы № 26, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1274 от 31.10.1998 года, выданной руководителем органа записей актов гражданского состояния у Яшкиной (Спириной) Ю.Н. 24 марта 2005 года родился ребенок, который 26 марта 2005 года умер. Указанные в справке обстоятельства по делу спорными не являются. На основании данной справке выдано свидетельство о смерти этого же ребенка от 30 марта 2005 года *** №***.

Согласно свидетельству о рождении от 2 октября 2007 года у Спириной Ю.Н. 11 сентября 2007 года родился сын Спирин Владислав Дмитриевич, о чем составлена актовая запись № 169 от 2 октября 2007 года.

Решением ГУ УПФР по Никольскому району от 28 декабря 2009 года №4 Спириной Ю.Н. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Разъяснено, что справка о рождении формы №26 выданная компетентным органом, не может быть принята в качестве документа, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.

Таким образом, Спирина Ю.Н. формально подпадает под правоотношения,
регулируемые названным Законом №256-ФЗ. Однако, как указано в
преамбуле Закона «Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные
меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания
условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь». То есть сам закон,
предусматривает материальную государственную поддержку семьям имеющим
детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Это подтверждается: текстом ст. 1 Закона «Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации»; пунктом 6 ст. 3 указанного закона, где отмечено, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях), прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Порядок реализации названного Закона также подтверждает факт государственной поддержки семей имеющих детей, при этом «иметь» предполагает наличие живых детей. Так, при подаче заявления на выдачу сертификата лицо должно предоставить, согласно требованиям и. п. 8 п. 2 ст. 4 сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Как установлено судом, на момент обращения за государственным сертификатом у истицы в семье имеется только один ребенок.

В соответствии п. 2 ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни. На основании Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 №1274 (ред. от 02.02.2006) «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» таким документом является справка о рождении формы №26.

Ведение регистра государственных сертификатов осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. Тогда как при смерти ребенка выдается либо справка о рождении, либо свидетельство о смерти взамен свидетельства о рождении. Ссылки ответчика на требования ст. 47 ГК РФ и Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» суд признает обоснованными.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что у истицы, в связи со смертью первого ребенка на момент рождения второго, не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года и ответчиком ей было обосновано отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Спириной Юлии Николаевны к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Никольскому району о признании решения №4 от 28 декабря 2010 год Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Никольскому району Пензенской об отказе незаконным и признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение 10 дней.

Судья: