РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 г. г. Никольск
Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М. В.,
с участием истца Ширяевой Александры Анатольевны,
представителя ответчика Викулова Николая Александровича,
представителя третьего лица на стороне истца - Управления образования Никольского района Учаевой Марины Витальевны,
при секретаре Лысёвой Ю. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Никольске гражданское дело по иску Ширяевой Александры Анатольевны к ГУ УПФР по Никольскому району о назначении пенсии.
УСТАНОВИЛ:
Ширяева А.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по Никольскому району о назначении пенсии, ссылаясь на то, что **.**.**** года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району № *** от **.**.**** года ей было отказано в назначении пенсии, ввиду того, что не выработан требуемый специальный стаж 25 лет. В льготный стаж не были засчитаны периоды курсов повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. и период нахождения в ученическом отпуске с **.**.**** г. по **.**.**** г. С данным решением она не согласна, считает, что оно нарушает ее права. Просит суд обязать ответчика засчитать указанные периоды в ее педагогический стаж для назначения пенсии и назначить ей требуемую пенсию с момента обращения в пенсионный орган, то есть **.**.**** г.
В судебном заседании истец Ширяева А. А. поддержала свои исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ГУ УПФР по Никольскому району Викулов Н. А., исковые требования не признал, и пояснил, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., учебный отпуск с **.**.**** г. по **.**.**** г. не могут быть включены в специальный (педагогический) стаж истца. Действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации и учебы в учебном заведении. Это связано с тем, что досрочные трудовые пенсии педагогическим работникам назначаются в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, приводящей к утрате профессиональной пригодности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В периоды прохождения курсов повышения квалификации и учебы в учебном заведении, такая деятельность не осуществляется. На момент обращения за назначением пенсии засчитано 24 года 10 месяцев 16 дней специального стажа.
Представитель третьего лица на стороне истца - Управления образования Никольского района Учаева М. В. иск поддержала и просила его удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из трудовой книжки Ширяевой А.А. видно, что она работала:
Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району № *** от **.**.**** г. Ширяевой А. А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как она не выработала требуемого специального стажа 25 лет. Не засчитаны в ее педагогический стаж ученический отпуск с **.**.**** года по **.**.**** года и курсы повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. Засчитано льготного стажа 24 года 10 месяцев 16 дней.
В 1991 году Ширяева А. А. окончила Пензенский государственный педагогический институт имени В. Г. Белинского по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с присвоением квалификации учитель начальных классов, что подтверждается дипломом *** № *** от **.**.**** года.
Из специального стажа ответчиком исключено время ученического отпуска, предоставленного истцу работодателем с **.**.**** года по **.**.**** года.
Приказом № *** от **.**.**** года по Междуреченской средней школе Ширяевой А. А. предоставлен оплачиваемый дополнительный отпуск для участия в лабораторно-экзаменационной сессии в период с **.**.**** г. по **.**.**** г.
Из справки № *** от **.**.**** г. видно, что во время нахождения Ширяевой А. А. в период с **.**.**** по **.**.**** 1991 года в учебном дополнительном отпуске работодателем производились отчисления за этот период в соответствующие фонды.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Поскольку Ширяева А.А., осуществляя в период с 1985 по настоящее время педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебном отпуске с **.**.**** года по **.**.**** года, а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом установлено, что учебный отпуск истцу был предоставлен с сохранением заработной платы.
Проанализировав трудовое законодательство, действовавшее на период возникновения спорных правоотношений, суд пришел к выводу о том, что учебные отпуска, предоставление которых предусматривалось Кодексом законов о труде РСФСР, следует рассматривать как разновидность дополнительных оплачиваемых отпусков.
Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.
Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР (глава IV "Рабочее время" и глава XIII "Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением") работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
При этом необходимо отметить, что в Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п.
В связи с изложенным, суд считает несостоятельными доводы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж истца ученического отпуска.
Истец находился на курсах повышения квалификации в периоды с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г., что подтверждается выписками из приказов № **.**.**** от **.**.**** г., № *** от **.**.**** г. и удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации № ***, № ***. Данные периоды не засчитаны ответчиком в специальный стаж истца.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из справки от **.**.**** г. видно, что в периоды нахождения Ширеявой А. А. с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. на курсах повышения квалификации, за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения истца в ученическом отпуске с **.**.**** г. по **.**.**** г. и на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом указанных периодов специальный стаж истца составляет 25 лет, что дает ему право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ширяевой Александры Анатольевны удовлетворить.
Признать отказ ГУ УПФР по Никольскому району в назначении льготной пенсии Ширяевой А. А. незаконным и решение комиссии по назначению и выплате пенсии ГУ УПФР по Никольскому району от **.**.**** г. № *** отменить.
Обязать ГУ УПФ РФ по Никольскому району Пензенской области назначить Ширяевой Александре Анатольевне трудовую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с **.**.**** г., засчитав в специальный стаж период нахождения в ученическом отпуске с **.**.**** г. по **.**.**** г. и на курсах повышения квалификации с **.**.**** г. по **.**.**** г., с **.**.**** г. по **.**.**** г.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения.
Судья