14.12.2010 решение о понуждении к назначению досрочной пенсии



Дело №2-811/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010 года г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующей судьи Усановой Л.В.

при секретаре Архиповой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Никольске дело по иску Конченковой Марины Ивановны к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда по Никольскому району у (ГУ УПФР) о назначении пенсии,

Установил:

Конченкова М.И. обратилась в суд с иском, в котором указала, что имеет достаточный стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях, как медицинский работник. 27 сентября 2010 года обратилась за назначением пенсии. Однако комиссией по назначению пенсий ей отказано в назначении пенсии по старости в соответствии п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 №173-ФЗ в виду того, что в специальный стаж не включен период работы с 01.08.1991г. по 10.01.2009г. в связи с тем, что наименование учреждения, где она работала, не соответствует Спискам должностей и учреждений утвержденных Постановлением № 1397 от 17.12.1959г., Постановлением №464 от 06.09.1991г., Постановлением №1066 от 22.09.1999г. и Постановлением №781 от 29.10.2002г. Кроме того, в ее специальный стаж не включен период отпуска по беременности и родам с 01.02.1993г. по 04.05.1993г., отпуск по уходу за ребенком с 05.05.1993г. по 22.02.1995г. и курсы повышения квалификации в период с 11.06.2007г. по 11.07.2007г. Между тем, ее работа в спорные периоды была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья сельского населения. Просит период 01.08.1991г. по 10.01.2009г. включить в специальный стаж и назначить пенсию со дня обращения в комиссию по назначению пенсии, т.е. с 27.09.2010г.

В судебном заседании Конченкова М.И. частично поддержала свои требования, пояснив, что с 01.08.1991г. по 01.02.2006г. работала в Н-Шкафтинском пансионате для ветеранов войны и труда в качестве старшей медицинской сестры, затем была переведена на должность медицинской сестры в этом же учреждении. 31.12.2008г. ее должность переведена в МУЗ «Никольская ЦРБ», т.к. был заключен договор между МУЗ «Никольская ЦРБ» и Н-Шкафтинским домом-интернатом об оказании медицинских услуг. В ее обязанности, в спорный период, входило оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. Всегда выполняла работу по месту нахождения дома-интерната в с.Н.Шкафт, Никольского района.

В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и заработная плата.

Представитель ГУ УПФР по Никольскому району Викулов Н.А., исковые требования не признал, и пояснив, что Конченковой М.И. досрочная пенсия по старости назначена быть не может, т.к. на момент обращения за пенсией льготный стаж составляет 6 лет 2 месяца 4 дня. Период работы в Н-Шкафтинском доме-интернате не включен в льготный стаж, т.к. наименование учреждения не соответствует утвержденному Списку должностей. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, в связи с тем, что они проходили с отрывом от основной работы. Просит в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Представитель Н-Шкафтинского дома-интерната Трескова Н.А., привлеченная в качестве третьего лица просила исковые требования Конченковой М.И. удовлетворить, пояснив, что в спорный период истица работала в Н-Шкафтинском доме-интернате и выполняла работу, связанную с лечебной деятельностью. Не смотря на то, что учреждение именовалось по-разному, характер его деятельности никогда не менялся.

Представитель Управления социальной защиты населения Никольского района, привлеченное в качестве третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении, адресованном суду, начальник УСЗН Никольского района Мельникова В.Н. указала, что 15 октября 1990 года в с.Н.Шкафт был открыт межхозяйственный пансионат для ветеранов войны и труда, в 2003 году пансионат преобразован в Муниципальное учреждение Нижне-Шкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов Никольского района. Одновременно сообщается, что виды деятельности «пансионата» и «дома-интерната» в результате преобразования не изменялись. Вопрос о назначении пенсии Конченковой М.И., как медицинскому работнику, оставлен на усмотрение суда.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конченкова М.И. 27 сентября 2010 года обратилась за назначением пенсии. Требуемый страховой стаж у истца имеется.

Специальный стаж, не оспариваемый Пенсионным фондом, согласно решению №147 от 30 сентября 2010 года, составляет 6 лет 2 месяца 4 дня.

Согласно трудовой книжке, истица 01.08.1991 года была принята в Н-Шкафтинский пансионат для ветеранов войны и труда на должность старшей медицинской сестры; приказом №9 от 25.12.2003 года Н-Шкафтинский пансионат ветеранов труда реорганизован в Н-Шкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов; 01.02.2006 года переведена на должность медицинской сестры; 31.12.2008 года переведена в МУЗ «Никольскую ЦРБ» (отделение платных услуг) для оказания медицинской помощи Муниципальному учреждению Нижне-Шкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов; 11.01.2009 года принята на должность медицинской сестры отделения платных услуг МУЗ «Никольская ЦРБ».

Согласно Решению комиссии ГУ УПФР по Никольскому району № 147 от 30 сентября 2010 года, Конченковой М.И.отказано в назначении льготной пенсии в связи с тем, что период работы с 01.08.1991 года по 22.12.2003 год в качестве старшей медицинской сестры в Н-Шкафтинском пансионате для ветеранов войны и труда не засчитан в специальный стаж, т.к. учреждение не соответствует Спискам должностей и учреждений утвержденных Постановлением № 1397 от 17.12.1959г., Постановлением №464 от 06.09.1991г., Постановлением №1066 от 22.09.1999г. и Постановлением №781 от 29.10.2002г. В этот же период Конченкова М.И. с 01.02.1993 года по 04.05.1993 год находилась в отпуске по беременности и родам, а с 05.05.1993 года по 22.02.1995 год в отпуске по уходу за ребенком.. Период с 01.01.1997 года по 31.12.2007 год не включен в специальный стаж, т.к. по сведениям персонифицированного учета не проставлен код особых условий труда для досрочного назначения трудовой пенсии. В данный период работы имеются курсы повышения квалификации с 11.06.2007 года по 11.07.2007 год. Период с 01.01.2009 года по 10.01.2009 год исключен из подсчета и общего и специального стажа, т.к. данный период не подтверждается справкой, уточняющей льготный характер работы.

Согласно диплому №№ от 4 июля 1986 года истица имеет квалификацию медицинской сестры.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно п. 13 Правилисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в Списке (Список утвержден этим же Постановлением) в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П возможно осуществление оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. "б").

В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры и лаборанты, а также учреждения социального обеспечения (дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых, школы для инвалидов, дома для детей инвалидов).

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление №1066).

Пунктом 1 Постановления №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данным Списком также предусмотрена должность старшей медицинской сестры и должность медицинской сестры, а учреждение дом-интернат для престарелых и инвалидов.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

В соответствии со Списком от 06.09.91 г. право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

При определении права на пенсию применялась Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.99 г. №377. (утратил силу с 1 декабря 2008 года). Данной Номенклатурой предусмотрены должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры и учреждения и организации социальной защиты населения и их структурных подразделений, к которым относится дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов в соответствии с Приказом Минсоцзащиты РФ от 23.03.1995 №60 "Об утверждении номенклатуры учреждений (подразделений) социальной защиты населения".

К государственным и муниципальным стационарным учреждениям социального обслуживания согласно письму Минтруда России от 5 января 2003 г. №30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" относятся дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов и дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда, которые является социально-медицинскими учреждениями, предназначенными для постоянного или временного проживания.

Согласно Уставу государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Нижне-Шкафтинский пансионат ветеранов труда» в редакции 1999 года, целью данного Учреждения является: осуществление социальной защиты проживающих в нем; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера.

После реорганизации в форме преобразования в Муниципальное учреждение Нижне-Шкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов цели данного Учреждения не изменились, что подтверждается Уставом Нижне-Шкафтинского дома интерната.

Таким образом, и в пансионате, и в интернате истец выполняла одни и те же обязанности связанные с лечебной деятельностью.

В связи с переводом истца в МУЗ «Никольскую ЦРБ» (отделение платных услуг) для оказания медицинской помощи Муниципальному учреждению Нижне-Шкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов районной больницей был заключен договор от 19 декабря 2008 года №1/м согласно которому, больница предоставляет дому-интернату медицинские услуги с выделением медицинской сестры для работы в доме-интернате. Как установлено в судебном заседании должностные обязанности истца не изменились. Согласно табелю учета рабочего времени истица в этот период выполняла работу в качестве старшей медицинской сестры, в объеме полной ставки, по месту нахождения учреждения, т.е. в сельской местности. Поэтому период работы с 01.01.2009 года по 10.01.2009 год подлежит включению в специальный стаж.

Судом из материалов дела, объяснений истицы, письменных объяснений представителя третьего лица также установлено, что начиная с 1 августа 1991 года по 10 января 2009 года истица непрерывно работала в Нижне-Шкавтинском доме-интернате (пансионате) и выполняла работу связанную с лечебной деятельностью. Должность ее (старшая медсестра, медсестра) предусмотрена Списком и не оспаривается ответчиком. После реорганизации Учреждения в 2003 году в дом-интернат вид деятельности не изменялся. При этом период работы с 01.08.1991 года по 04.05.1993 год и с 23.02.1995 года по 31.10.1999 года необходимо засчитать в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца), как работа в сельской местности.

Из объяснений истицы, выписок из приказов и справки, уточняющей особый характер работы, что с 01.02.1993 года по 04.05.1993 год она находилась в отпуске по беременности и родам, с 05.05.1993 года по 22.08.1994 год в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 23.08.1994 года по 22.02.1995 год в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (к которым относятся и отпуска по беременности и родам, в течение которых работнику выдается листок временной нетрудоспособности) включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, отказ пенсионного фонда о включении отпуска по беременности и родам с 01.02.1993 года по 04.05.1993 год в стаж работы по специальности в льготном исчислении не основан на законе и данный период подлежит включению в стаж работы по специальности в льготном исчислении(за 1 год и 3 месяца), поскольку в данный период выплачивается пособие по государственному социальному страхованию.

Новая редакция ст. 167 КЗоТ, в соответствии с которой возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена, была введена Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25.09.1992 года, и вступила в законную силу 06.10.1992 года, т.е. до предоставления истцу отпуска по уходу за ребенком.

Ребенок истицы родился в период действия КЗоТ РСФСР в редакции от 25.09.1992 года, поэтому отпуск по уходу за ребенком с 05.05.1993 года по 22.02.1995 год не подлежит включению в специальный стаж.

Из справки МУ «Н-Шкафтинский дом интернат» следует, что Конченкова М.И. в период с 11.06.2007 года по 11.07.2007 год направлялась курсы повышения квалификации. По окончании курсов ей выдано свидетельство о повышении квалификации.

Согласно п. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением заработка.

Ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

До принятия ТК РФ, действовал КЗоТ РСФСР, нормы которого, (ст.112) предусматривали сохранение место работы и выплат, предусмотренных законодательством, а ст.196 КЗоТ РСФСР регламентировала предоставление оплачиваемых отпусков в связи с обучением в высших и средних специальных учебных заведениях.

Сохранение заработка является условием для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Установлено, что истица в спорный период направлялась на курсы повышения квалификации, в период которого за ней сохранялась заработная плата, на которую начислялись страховые взносы, соответственно, данный период из специального стажа исключен незаконно он подлежит зачету истцу в льготный стаж в календарном исчислении для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В решении пенсионного фонда указано, что трудовой стаж истца в особых условиях труда с 01.01.1997года по 31.12.2007 год не подтверждается сведениями персонифицированного учета, т.к. не проставлен код особых условий труда, однако, ни ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ни ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременность и правильность представления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховом стаже, сам по себе факт невыполнения страхователем этих обязанностей не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо. Поэтому данный период также подлежит включению в специальный стаж истца.

Поскольку стаж работы Конченковой М.И. в связи с осуществлением лечебной деятельности с учетом спорных периодов составляет более 25 лет, истице должна быть назначена трудовая пенсия в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 27 сентября 2010 года (т.е. с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Конченковой Марины Ивановны удовлетворить частично.

Решение комиссии об отказе Конченковой Марине Ивановне в назначении досрочной пенсии №147 от 30 сентября 2010 года отменить как незаконное.

Обязать ГУ УПФР по Никольскому району Пензенской области назначить Конченковой Марине Ивановне пенсию по старости со дня обращения за пенсией, т.е. с 27 сентября 2010 года, засчитать в специальный стаж периоды работы с 01.08.1991 года по 04.05.1993 год и с 23.02.1995 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, период с 01.11.1999 года по 10.01.2009 год в календарном порядке, в том числе и курсы повышения квалификации с 11.06.2007 года по 11.07.2007 год и возвратить государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья