РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2011 г. г. Никольск
Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Бондарь М. В.,
с участием истца Андрияновой Марии Петровны,
представителя ответчика Викулова Николая Александровича,
представителя третьего лица на стороне истца - МОУ СОШ № 4 г. Никольска Кухова Светланы Александровны,
при секретаре Лысёвой Ю. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Никольске гражданское дело по иску Андрияновой Марии Петровны к Управлению пенсионного фонда РФ по Никольскому району о назначении пенсии, в связи с педагогическим стажем,
УСТАНОВИЛ:
Андриянова М.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Никольскому району о назначении пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФР по Никольскому району с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по назначению и выплате пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении пенсии из-за отсутствия педагогического стажа, ввиду того, что в специальный стаж не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве педагога дополнительного образования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве воспитателя лагеря при СРЦН «Мечта», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации. С данным решением она не согласна. Просит признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав спорные периоды в специальный стаж.
В судебном заседании истец Андриянова М. П. отказалась от зачета в педагогический стаж периода работы воспитателем в летнем лагере СРЦН «Мечта» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Суд принял отказ истца от иска в части зачета в педагогический стаж периода работы воспитателем в летнем лагере СРЦН «Мечта» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и вынес определение о прекращении в этой части производства по делу.
Остальные требования поддержала и просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ она работала в качестве педагога дополнительного образования. Приказ о переводе с ДД.ММ.ГГГГ на должность педагога дополнительного образования отсутствует. Оплата производилась по тарификационному списку по должности педагог дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ Приказ был издан только через год ДД.ММ.ГГГГ. В ее должностные обязанности как «педагога дополнительного образования» входило: комплектование детского объединения, осуществление самого процесса дополнительного образования обучающихся, осуществление педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической целесообразности, участие в разработке и реализации образовательных программ, составление планов и программ занятий, обеспечение их выполнения и ряд других обязанностей. На нее как на педагога дополнительного образования всегда возлагалась ответственность за качество выполнения образовательных программ, за результаты своей деятельности, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод. Она была руководителем кружка «Волшебная паутинка». Выявляя творческие способности своих воспитанников, способствовала их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей, организовывала участие ребят в массовых мероприятиях, школьных вечерах, различных конкурсах городского, районного и областного масштаба. Посещение учащимися кружка строго контролировалось администрацией.
Представитель ГУ УПФР по Никольскому району Викулов Н. А., исковые требования не признал, и пояснил, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в качестве воспитателя лагеря, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах повышения квалификации, период учебы в педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный (педагогический) стаж истца. Периоды работы в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж, поскольку правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются педагоги дополнительного образования при условии работы в учреждениях дополнительного образования, Адриянова М. П. работает в школе-гимназии, данное учреждение не является учреждением дополнительного образования. Периоды работы в должности воспитателя лагеря в спорный период не могут быть включены в специальный стаж, поскольку учреждение не соответствует утвержденному Списку. Действующим законодательством также не предусмотрено включение в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации и учебы в учебном заведении. Это связано с тем, что досрочные трудовые пенсии педагогическим работникам назначаются в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, приводящей к утрате профессиональной пригодности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В период прохождения курсов повышения квалификации, такая деятельность не осуществляется. В связи с чем указанные периоды не включаются в специальный стаж истца. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (не проставлен код особых условий труда), в связи с чем указанный период не может быть включен в специальный стаж. На настоящий момент истцом выработано 21 год 11 месяцев 12 дней.
Представитель третьего лица на стороне истца - МОУ СОШ № 4 г. Никольска Кухова С.А иск поддержала и просила его удовлетворить. Кроме того, она пояснила, что школа-гимназия № г. Никольска кроме общеобразовательных программ, осуществляла также и функции учреждений дополнительного образования для детей. Функции дополнительного образования в школе- гимназии №4 были следующие: 1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; 2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; 3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; 4) компенсационная -освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; 5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; 6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию; 7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; 8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; 9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Таким образом, дополнительное образование детей было неотъемлемой частью образовательной системы. Работая в должности педагога дополнительного образования, Андриянова М. П. выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из трудовой книжки Андрияновой М.П. видно, что она работала:
Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФР по Никольскому району от ДД.ММ.ГГГГ № Андрияновой М. П. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, так как она не выработала требуемого специального стажа 25 лет. Не засчитаны в ее педагогический стаж периоды работы в качестве педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учеба в педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в качестве учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в качестве воспитателя лагеря дневного пребывания при СРЦН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На момент обращения за назначением пенсии зачтено 21 год 11 месяцев 12 дней.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в п. 2 раздела «наименование должностей» включена должность «педагог дополнительного образования», в п. 2 раздела «наименование учреждений» значится «учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», а в п. 1 раздела «наименование учреждений» значится «общеобразовательное учреждение - гимназия».
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривается, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Андриянова М.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала педагогом дополнительного образования в школе-гимназии № 4 г. Никольска.
Постановлением Главы Никольской районной администрации от 06.01.1993 г. №3 средней школе № 4 г. Никольска придан статус гимназии.
Решением Малого совета Никольского районного Совета народных депутатов Пензенской области от 29.07.1993 г. зарегистрирован Устав государственной классической гимназии г. Никольска.
Согласно Уставу от 21.07.1993 г. и Лицензиям гимназия общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования, ориентированное на обучение и воспитание способных и одаренных детей с 1 по 12 класс. В гимназии реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) следующих видов: дошкольного образования (школа раннего развития), начального общего образования (в том числе по методикам развивающего обучения); основного общего образования; среднего (полного) общего образования (программа продвинутого уровня). Также целью образовательного процесса гимназии являются выявление способных и одаренных детей и создание оптимальных условий для развития их задатков и способностей, для реализации творческого, интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности на основе гуманизации, деполитизации гуманитаризации и индивидуализации образовательного процесса, развитие потребности в саморазвитии и самообразовании.
Из положений о гимназии от 16.02.1993 г., от 28.08.1995 г. видно, что гимназия работает по индивидуальному учебному плану и программам, обучающим базовое содержание, которые утверждаются Советом гимназии и районным отделом образования. В учебные планы, наряду с базовыми компонентами, вводятся профилирующие курсы и спецкурсы по психологии, педагогике, математике, физике, занятия по интересам, обеспечивающие разносторонние развитие и профессиональную подготовку учащихся. Внеурочная деятельность учащихся гимназии организуется через индивидуальные формы работы различных кружков, клубов, студий, объединений, научных обществ.
Кроме того, при школе-гимназии № 4 г. Никольска был организован кружок «Волшебная паутинка», руководителем которого являлась Андриянова М.П. За оригинальную технику выполнения изделий коллектив «Волшебная паутинка» под руководством Андрияновой М. П. был неоднократно награжден грамотами.
В обязанности Андрияновой М.П. как педагога дополнительного образования входило дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развитие их разнообразной творческой деятельности. Комплектование состава обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принятие мер по сохранению их в течение срока обучения. Обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности. Участие в разработке и реализации образовательных программ, ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников). Выявление творческих способностей обучающихся (воспитанников), способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Свидетель Х.Е.М. в судебном заседании по существу дела показала, что работала вместе с Андрияновой М.П. в школе-гимназии № 4. Андриянова М. П. работала педагогом дополнительного образования в период с 2003 по 2005 г. Расписание в гимназии было составлено таким образом, что в первой половине дня были общеобразовательные предметы, а, во второй половине дня дети занимались по интересам в кружках и секциях. Андриянова М. П. вела кружок «Волшебная паутинка», во время занятий она отвечала за жизнь и здоровье детей, что было предусмотрено инструкцией. Дети с удовольствием занимались в кружке, всегда посещаемость была хорошая. Работа педагога дополнительного образования схожа с работой учителя. Андриянова М. П. занималась с детьми полный рабочий день.
Свидетель Б.Е.Е. в судебном заседании по существу дела пояснила, что Андриянова М. П. работала в Экспериментальной школе-гимназии № 4 г. Никольска с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) учителем начальных классов по ДД.ММ.ГГГГ. Приказ о переводе с ДД.ММ.ГГГГ на должность педагога дополнительного образования отсутствует. Оплата производилась по тарификационному списку по должности педагог дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по Никольской муниципальной многопрофильной гимназии № 4 г. Никольска. Приказ издан через год с ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ Андриянова М. П. проработала в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Показания свидетеля Б.Е.Е. также подтверждаются имеющейся в материалах дела справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.
В тарификационном списке учителей и других работников муниципальной многопрофильной гимназии № 4 города Никольска на ДД.ММ.ГГГГ значится Андриянова М. П. - педагог дополнительного образования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что школа-гимназия № 4 г. Никольска осуществляла также и функции учреждений дополнительного образования для детей, которые входят в п. 2 раздела «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений …, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем подлежит зачету в педагогический стаж истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец Андриянова М. П. находилась на курсах повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверением №, справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Данные периоды не засчитаны в специальный стаж истца.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом спорных периодов специальный стаж истицы на момент обращения за пенсией, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составлял 24 года 11 месяцев 13 дней, право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андрияновой Марии Петровны удовлетворить.
Признать отказ ГУ УПФР по Никольскому району в назначении льготной пенсии Андрияновой М.П. незаконным и решение комиссии по назначению и выплате пенсии ГУ УПФР по Никольскому району от ДД.ММ.ГГГГ № отменить.
Обязать ГУ УПФ РФ по Никольскому району Пензенской области назначить Андрияновой Марии Петровне трудовую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж период работы в качестве педагога дополнительного образования в школе-гимназии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения.
Судья