Решение от 20.05.11 о понуждении к совершению определенных дейчствий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«20» мая 2011 года                                                                                г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Саулиной В.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Кочнева Н.Н.,

при секретаре Колесниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского района, МУЗ «Никольская ЦРБ» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Никольского района обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Никольского района, муниципальному учреждению здравоохранения «Никольская центральная районная больница» (далее МУЗ «Никольская ЦРБ») о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности МУЗ «Никольская ЦРБ», было установлено, что здание поликлиники, принадлежащее МУЗ «Никольская ЦРБ» на праве оперативного управления, не оснащено автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, то есть эксплуатация указанного здания осуществляется с нарушением требований пожарной безопасности, что может привести к травматизму и (или) гибели людей.

В связи с этим прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Никольского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании МУЗ «Никольская ЦРБ». Обязать администрацию Никольского района Пензенской области выделить финансовые средства, необходимые для установки автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ». Обязать МУЗ «Никольская ЦРБ» обеспечить условия, необходимые для установки автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ».

В судебном заседании помощник прокурора Кочнев Н.Н. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Никольского района Пензенской области Симкова Т.И. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу поскольку МУЗ «Никольская ЦРБ» является главным распорядителем средств бюджета Никольского района по учреждениям и мероприятиям в области здравоохранения, на праве оперативного управления за учреждением закреплено имущество. В соответствии со ст.ст.120, 296 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно, учредитель несет субсидиарную ответственность только при недостаточности у учреждения денежных средств. Администрация Никольского района ежегодно выделяет из бюджета денежные средства МУЗ «Никольская ЦРБ» согласно утвержденной сметы, помимо этого в течение года выделяются дополнительные денежные средства для обеспечения нормального функционирования МУЗ «Никольская ЦРБ». По вопросу о выделении дененжных средств на установку АПС в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ» учреждение обращалось единожды 09.12.2009 года, Указанный вопрос был рассмотрен администрацией Никольского района и денежные средства были выделены, в связи с чем не согласна с формулировкой иска прокурора о бездействии администрации Никольского района по финансированию МУЗ «Никольская ЦРБ» по обеспечению пожарной безопасности в здании поликлиники.

Представитель ответчика - МУЗ «Никольская ЦРБ» Гебгарт А.Б. в судебном заседании 14.04.2011 года исковые требования в части обеспечения условий, необходимых для установки автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре признал и пояснил, что денежных средств учредитель - администрация Никольского района Пензенской области выделяет недостаточно, в связи с чем АПС в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ» не установлена до настоящего времени.

Представитель ответчика - МУЗ «Никольская ЦРБ» Бондарь В.В. исковые требования признал и пояснил, что МУЗ «Никольская ЦРБ» является бюджетным учреждением, которое финансируется за счет средств бюджета Никольского района, которых выделяется из года в год недостаточно. Проблема отсутствия автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эквакуацией людей при пожаре для администрации Никольского района - учредителя МУЗ «Никольская ЦРБ» не новость, была озвучена в 2009 году. Учреждением неоднократно в письменном виде доводилось до администрации Никольского района необходимость выделения денежных средств на указанные нужды, но денежные средства не выделены до настоящего времени. Администрацией выделялись МУЗ «Никольская ЦРБ» в 2010 году денежные средства рамках одноканального финансирования в размере 361 800 рублей для установки АПС в лечебных корпусах учреждения, прортив запрашиваемых 1 531 000 рублей, необходимых для установки АПС в здании поликлиники, в других корпусах учреждения, а такжа в ФАПах. Денежные средства расходуются только в соответствии со сметой, утвержденной как главным врачом МУЗ «Никольская ЦРБ», так и администрацией Никольского района. Денежные средства получаемые от ОМС и оказания платных услуг идут на выплату заработной платы тем, кто эти услуги оказывает, а также на расходные материалы.

Денежные средства на установку АПС и системы оповещения не включаются в смету, а должны выделятся конкретно на программу по пожарной безопасности МУЗ «Никольская ЦРБ».

Представитель третьего лица - Финансового управления Никольского района ФИО6 в судебном заседании пояснила, что МУЗ «Никольская ЦРБ» является главным распорядителем бюджетных средств района в области здравоохранения и имеет полномочия по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, т.е. в своей деятельности МУЗ «Никольская ЦРБ» обладает полномочиями и несет ответственность за организацию своей финансовой деятельности. Кроме того, на главного врача, как на руководителя организации, трудовым договором возложены в том числе должностные обязанности по организации административно-хозяйственной и финансовой деятельности. Поэтому, при расчете размера финансирования МУЗ «Никольская ЦРБ» главный врач должен был предусмотреть расходы на противопожарную безопасность, но им это сделано не было. Ходатайство о выделении денежных средств в размере 1 531 000 рублей на противопожарную безопасность поступало одно в 2009 году, которое частично удовлетворено в сумме 361 800 рублей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно п.4 норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ110-03)», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическим установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер, насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.

В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка оповещения людей о пожаре (п.16).

Из ст.54 Федерального закона от 22.06.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасности (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Установлено, что МУЗ «Никольская ЦРБ» является бюджетной организацией, финансируемой за счет бюджета на основе сметы, средств фонда обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Пензенской области и Уставом.

Согласно п.1.8 Устава МУЗ «Никольская ЦРБ», учреждение имеет в своем составе амбулаторно-поликлинической отделение по адресу г.Никольск Пензенской области ул.Ленина, 53, которое является муниципальной собственностью МО «Никольский район Пензенской области» и закреплено за учреждением на праве оперативного управления (п.4.1 Устава).

Из акта по результатам проверки от 18.03.2011 года следует, что в ходе проверки МУЗ «Никольская ЦРБ» на предмет соблюдения учреждением требований пожарной безопасности, было выявлено ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе неоснащенность здания поликлиники указанного учреждения автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Как следует из п.1.5 Устава Никольской ЦРБ, учредителем Учреждения является администрация Никольского района.

Согласно п.3.1.6 Устава к исключительной компетенции Учредителя относится финансирование строительства и содержание зданий и сооружений Учреждения в технически безопасном состоянии.

Финансово-экономическая деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов (п.4.12.Устава).

Смета расходов утверждается администрацией Никольского района Пензенской области.

Из имеющихся в материалах дела писем от 11.05.2010 г.; б/н от 15.07.2010 г.; №1392 от 09.12.2009 г. следует, что главный врач МУЗ «Никольская ЦРБ» неоднократно обращался к администрации Никольского района о выделении денежных средств на установку АПС, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании поликлиники МУЗ «Никольской ЦРБ».

Как установлено в судебном заседании и подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, администрацией Никольского района Пензенской области на 2009-2011 г.г. утверждалась районная целевая программа «Пожарная бесопасность Никольского района Пензенской области». На эти цели было предусмотрено выделение денежных средств. Вместе с тем, постановлением главы администрации Никольского района от 21.08.2009 г., указанная программа отменена ввиду создания службы спасения на базе администрации Никольского района. На проведение мероприятий по противопожарной защите объектов здравоохранения выделялись частично денежные средства в размере 361800 рублей в 2010 году.                             

Из показаний свидетеля ФИО8 в судебном заседании следует, что денежные средства на проведение мероприятий по противопожарной защите объектов здравоохранения не входят в одноканальное финансирование, а должны выделяться в соответствии с целевой районной программой, так как классифицируются по коду бюджетной классификации расходов, как расходы на капитальное строительство, а это относится к полномочиям учредителя- администрации Никольского района. Денежные средства на проведение таких мероприятий выделялись частично в сумме 361800 рублей, которые были израсходованы на установку АПС в лечебных корпусах. На установку АПС в поликлинике МУЗ «Никольская ЦРБ» администрацией Никольского района денежные средства не выделялись из-за их отсутствия.

тносится финансирование строительства и содержание зданий и сообркжений Учреж

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления с наличием денежных средств в бюджете, поскольку в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены полномочия по формированию, утверждению и исполнению бюджета, осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Доводы представителя ответчика Симковой Т.И. о том, что администрация Никольского района не является надлежащим ответчиком по делу в силу того, что МУЗ «Никольская ЦРБ» является главным распорядителем денежных средств и несет субсидиарную ответственность только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств, а также доводы представтиеля третьего лица Маштаковой Ю.А. о дефиците бюджета Никольского района Пензенской области, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку объективно ничем не подтверждены, а напротив опровергаются вышеизложенными доказательствами.

Таким образом, бездействие администрации Никольского района Пензенской области выразившееся в отсутствии своевременного и полного финансирования МУЗ «Никольская ЦРБ» для принятия мер по обеспечения пожарной безопасности в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ», создает угрозу жизни и здоровью, как пребывающих в учреждении граждан, так и работников медицинского учреждения, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации и муниципальных образований.

Администрация Никольского района Пензенской области и МУЗ «Никольская ЦРБ» не освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Никольского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Никольского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ».

Обязать администрацию Никольского района Пензенской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ» - выделить финансовые средства, необходимые для установки автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в указанном здании, расположенном по адресу г. Никольск Пензенской области, ул. Ленина, 53.

Обязать МУЗ «Никольская ЦРБ» обеспечить условия необходимые для установки автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники МУЗ «Никольская ЦРБ» по адресу г. Никольск Пензенской области ул.Ленина, 53.

Взыскать с администрации Никольского района и МУЗ «Никольская ЦРБ госпошлину в доход государства по 100 руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд Пензенской области в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: