Решение от 30.06.11 о взыскании средств федерального бюджета



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«30» июня 2011 года Никольский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Саулиной В.В.,

с участием представителя истца - помощника военного прокурора Тихонова В.И., при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Пензенского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Захарову Захару Юрьевичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку,

установил:

Военный прокурор Пензенского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, в лице Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ»), с иском к Захарову З.Ю. о взыскании средств, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении, указывая, что ответчик приказом начальника Тульского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на 1 курс Тульского артиллерийского инженерного института (далее -ТАИИ) и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой». 01 сентября 2009 года Захаров З.Ю. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных СилахРФ на период обучения в военном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 53 470 (пятьдесят три тысячи четыреста семьдесят) рублей вгод. Впоследствии приказом начальника филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г.Тула) от ДД.ММ.ГГГГ Захаров З.Ю. был отчислен со второго курса за неуспеваемость. Просит взыскать с Захарова З.Ю. в пользу Российской Федерации 102 484,17 рублей, затраченные на военную и специальную подготовку ответчика.

В судебном заседании 27.06.2011 года представитель истца - помощник военного прокурора Тихонов В.И., уточнил исковые требования, просил взыскать с Захарова З.Ю. в пользу федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 102 484,17 рублей, при этом дал объяснения аналогичные содержанию искового заявления. В судебное заседание 30.06.2011 года не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Ответчик Захаров З.Ю. в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.

Представитель ответчика по доверенности Казаков А.Д. исковые требования не признал и пояснил, что порядок заключения контракта с Захаровым З.Ю. был нарушен, заключен не на 1 год, как предусмотрено пунктом 9 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, предусматривающего заключение первого контракта, не на срок 1 год (после окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения), а на весь срок обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. Также Захаров З.Ю. при заключении контракта не был проинформирован о суммах средств, затраченных на его военную подготовку, подлежащих возмещению в случае его отчисления из образовательного учреждения и порядке их исчисления. В контракте не указано, что сумма 53 470 рублей, подлежащая возмещению в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе», за один год обучения и что положение о возмещении денежных средств распространяется на первый курс обучения, в течение которого Захаров З.Ю. имел статус военнослужащего, проходящего службу по призыву. Считает вышеназванный контракт, а также расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт о прохождении военной службы, заключаемые в 2009 году в Тульском артиллерийском инженерном институте и бухгалтерскую справку недействительными, так как, начиная с января 2009 года, подписание контракта, утверждение фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств должно осуществляться начальником ВУЗа, расположенного в г. Москве - ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», поскольку Тульского артиллерийского инженерного института на тот момент не существовало ввиду его реорганизации. Кроме того, расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению и бухгалтерская справка составлены без учета положений и норм приказа Министра обороны РФ от 8.08.2008 года №434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. №402». Так в бухгалтерской справке нет ссылки на указанный приказ, расчет произведен на основании Постановления Правительства РФ №402, что недопустимо. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением ежегодно до 1 июля, а истцом представлен расчет только на 2009 год. Считает, что военный прокурор не может выступать истцом в интересах юридического лица, коим является ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписки из приказа начальника Тульского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ Захаров З.Ю. зачислен на первый курс института с назначением на воинскую должность «курсант», с присвоением воинского звания «рядовой» по военной специальности «Математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

ДД.ММ.ГГГГ Захаров З.Ю. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных СилахРФ на период обучения в военном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. Подпунктом «в», п.2 контракта предусмотрена обязанность возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 53 470 (пятьдесят три тысячи четыреста семьдесят) рублей вгод, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2008 №1951-р «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования» создано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) (далее - ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ») путем реорганизации в форме присоединения к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва) государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в т.ч. Тульского артиллерийского инженерного института.

В судебном заседании установлено, что ответчик в связи с неуспеваемостью был представлен на заседание ученого совета филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г.Тула), который ходатайствовал об отчислении Захарова З.Ю. из числа курсантов по неуспеваемости (протокол заседания ученого совета филиала (619) от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом Начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г.Тула) от ДД.ММ.ГГГГ курсант 128-3 учебной группы рядовой Захаров З.Ю. был отчислен со второго курса факультета «радиоэлектронных средств ракетных войск и артиллерии» за неуспеваемость, при этом продолжительность военной службы составила: календарная - 1 год 11 месяцев 7 дней, из них по призыву - 11 месяцев 18 дней.

Этим же приказом постановлено удержать с курсанта Захарова З.Ю. средства Федерального бюджета, затраченные на военную подготовку в соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в сумме 102 480, 60 рублей.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 06.07.2006 года №103-ФЗ был уточнен порядок поступления граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В силу абзаца 2 пункта 7 ст.35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.

В соответствии с п.п.1,2 ст.35 вышеуказанного Федерального закона в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет. Граждане, поступающие в военные образовательные учреждения профессионального образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

В силу п.п.1,5,7.1 8 ст.4 вышеназванного Положения контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме согласно приложению №1. Контракт может быть первым или новым. Условия контракта включают в себя обязанность гражданина возместить в случаях предусмотренных Федеральным законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств. При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемые в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ.

Согласно п.п.1,2,5 ст.8 Положения первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения. Первый контракт заключается с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, - на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.

Проанализировав указанное выше законодательство, суд считает доводы представителя ответчика о том, что первый контракт с Захаровым З.Ю. должен быть заключен сроком на 1 год необоснованны, поскольку контракт с ответчиком Захаровым З.Ю. был заключен в соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении военной службы, на срок обучения и пять лет военной службы после обучения в соответствии с действующим законодательством.

Доводы представителя ответчика о недействительности контракта по тем основаниям, что контракт подписан неправомочным на это лицом, суд находит несостоятельными, поскольку согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Тульский артиллерийский инженерный институт прекратил свою деятельность, как юридическое лицо, 03.02.2010 года. Таким образом, на момент заключения контракта с ответчиком 01.09.2010 года, начальник ТАИИ, подписавший указанный контракт от имени Министерства обороны РФ, имел полномочия на его заключение.

Несостоятельными суд находит доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд в защиту прав юридических лиц, коим является ВУНЦ СВ « ОВА ВС РФ» по следующим основаниям.

Согласно положениям Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и принадлежит им на праве хозяйственного ведения.

В соответствии со ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность.

Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Таким образом, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности и возмещения вреда, причиненного федеральной собственности.

В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Что касается доводов представителя ответчика о недействительности расчета фиксированных значений суммы подлежащих возмещению денежных средств и бухгалтерской справки, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года №402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее Методики).

В соответствии с п.3 данного Постановления оно вступает в силу с 1 июля 2007 года и распространяется на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года.

Исходя из положений пунктов 2,6,7 Методики, утвержденной названным Постановлением Правительства РФ, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.

Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы по формуле:

                   ФЗ = (Р1 + Р2 + Р3) / ШЧ, где:

                         

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год;

Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. рублей в год;

Р2 - стоимость расхода материальных запасов, тыс. рублей в год;

Р3 - расходы на содержание преподавателей, тыс. рублей в год;

ШЧ - штатная численность переменного состава военно-учебного заведения, человек.

Согласно п.7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается:

А) для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле

ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12), где:

ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей;

ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год;

ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;

ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Военный прокурор Пензенского гарнизона представил расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, согласно которому: Захаров З.Ю. поступил на обучение ДД.ММ.ГГГГ по военной специальности «Математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», в 2008 году Фикс. знач. 53470 руб./12 мес.* 4 мес. обуч.=17823,33 руб.; в 2009 году Фикс.знач. 53470 руб. 12 месяцев обучения (один год); в 2010 году Фикс. знач. 53470 руб./12*7 мес. обуч.= 31 190,84 руб. Всего к возмещению 102 484,17 руб.

Однако с представленным военным прокурором Пензенского гарнизона расчетом суд не может согласиться по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Захаров З.Ю. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в лице начальника ТАИИ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания.

Из п.2 указанного Контракта видно, что Захаров З.Ю. добровольно дает обязательства, в том числе, возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законодательством «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 53 470 рублей по военной специальности «Математическое, программное и информационное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». При этом, суд приходит к выводу, что в указанном контракте существенными условиями являются, как наличие условия о возмещении затраченных денежных средств, так и наличие конкретно определенного размера подлежащих возмещению указанных денежных средств.

Суд не соглашается с доводами представителя истца о том, что в контракте, подписанным Захаровым З.Ю. ДД.ММ.ГГГГ указан размер средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку за один год обучения в соответствии с указанной выше Методикой, поскольку условия любого договора должны толковаться буквально и соответствовать всему смыслу содержащихся в нем слов и выражений.

Исходя из содержания условий контракта и цели его заключения, суд приходит к выводу, что указанное в контракте обязательство Захарова З.Ю. возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 53 470 рублей, указаны на весь срок обучения, то есть за пять лет, поскольку указаний на расходы за конкретный год обучения этот контракт не содержит.

В связи с вышеизложенным, суд считает несостоятельными доводы истца о том, что с ответчика подлежат взысканию денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 102 484, 17 рублей согласно расчета, произведенного истцом, поскольку он противоречит условиям заключенного с ответчиком контракта.

Учитывая, что истцом заявлены требования о взыскании средств, затраченных на военную или специальную подготовку, т.е. на выполнение профессиональной образовательной программы по избранной Захаровым З.Ю. специальности и исходя из смысла, содержащихся в заключенном с ответчиком контракте, слов и выражений, расчет взыскиваемой суммы следует производить из указанной в контракте суммы: 53 470 рубля / 5 лет обучения = 10 694 руб. за один год обучения; 10 694 / 12 месяцев = 891,17 руб. за один месяц обучения; 891,17 руб. х 23 месяца обучения ответчика = 20 496,91 рублей - сумма, подлежащая взысканию.

Таким образом, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования военного прокурора Пензенского гарнизона подлежат частичному удовлетворению в сумме 20 496,91 рублей.

В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований в сумме 814,88 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Военного прокурора Пензенского гарнизона удовлетворить частично.

Взыскать с Захарова Захара Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес>40, не работающего в пользу федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в доход федерального бюджета денежные средства, затраченные на военную или специальную подготовку в размере 20 496,91 руб.

Взыскать с Захарова З.Ю. госпошлину в доход государства в сумме 814,88 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд Пензенской области в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья: