Решение о частичном удовлетворении исковых требований о признании имущества наследственным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«29» марта 2011 года                                                      г. Никольск

Никольский районный суд Пензенской области Саулина В.В., при секретаре Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Никольского районного суда гражданское дело по иску Фирстова А.В., Атамановой Е.В. к администрации города Никольска пензенской области, администрации Никольского района о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,

установил:

Истцы обратились в суд с иском, указав, что Фирстова А.А. проживала в доме по адресу <адрес>, который перешел ей по наследству в ДД.ММ.ГГГГ. После принятия наследства Фирстова А.А. в ДД.ММ.ГГГГ возвела самовольно кирпичный пристрой к дому, тесовую погребицу, погреб, в ДД.ММ.ГГГГ - террасу, в результате чего изменилась общая и жилая площадь основного строения.

Фирстова А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, завещав им жилой дом по адресу <адрес>.

Нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию им было отказано ввиду невозможности исполнить завещание, так как площадь жилого дома в завещании указана с учетом самовольного строительства.

О том, что строения общей площадью 29,8 кв.м., жилой -18,3 кв.м. оказались самовольными, стало известно после смерти наследодателя. Просят признать жилой дом наследственным имуществом после смерти Фирстовой А.А. и передать им в собственность, а также признать наследственным имуществом земельный участок по адресу <адрес> общей площадью 600 кв.м. и передать им в собственность.

В судебном заседании истцы уточнили свои требования, просят признать за Фирстовым А. В. право собственности на часть жилого дома общеполезной площадью 66,6 кв.м., сарай литер Г 1, погреб с погребицей литер Г5, за Атамановой Е.В. на часть жилого дома общеполезной площадью 41,8 кв.м., терассу литер а1, расположенного по адресу <адрес>,а также признать за ними право собственности на земельный участок по указанному адресу в порядке наследования.

Представитель ответчика - администрации города Никольска в судебном заседании не присутствовал, в письменном заявлении сообщил, что возражений по иску не имеет, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Никольского района Володина М.В. против исковых требований в части передачи истцам в собственность части жилого дома по адресу <адрес> не возражала. В удовлетворении иска части признания земельного участка наследственным имуществом и передачи его в собственность истца, просила отказать.

Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Фирстова А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из обозримого в судебном заседании наследственного дела к имуществу Фирстовой А.А, умершей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились с заявлением о принятии наследства, завещанного им Фирстовой А.А. Из завещания, составленного ДД.ММ.ГГГГ р, следует, что Фирстова А.А. завещала из принадлежащего ей имущества: часть жилого дома общеполезной площадью 66,6 кв.м., сарай Г1, находящийся по адресу <адрес> Фирстову А.В. и часть жилого дома общеполезной площадью 41,8 кв.м. по указанному адресу - Фирстовой Е.В.. В завещании площадь жилого дома указана с учетом самовольных строений.

Сопоставляя данные завещания с данными технического паспорта (планом жилогодома) на момент составления завещания, видно, что Фирстова А.А. завещала Фирстову А.В. переднюю часть дома, а Фирстовой Е.В. - заднюю.

Согласно свидетельству о браке , Фирстова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ вступила в зарегистрированный брак и ей присвоена фамилия Атаманова.

Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду невозможности исполнить вышеназванное завещание, поскольку площадь жилого дома указана в завещании с учетом самовольного строительства общей площадью 29,8 кв.м., жилой площадью 18,3 кв.м.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Фирстова А.А. вступила в права наследования жилым домом, расположенным по адресу <адрес>, общей площадью 76,6 кв.м., жилой - 58, 5 кв.м. на земельном участке мерою 595 кв.м., после смерти Фирстова М.И., т.е. у наследодателя Фирстовой А.А. возникло право собственности на этот жилой дом указанной площадью на основании свидетельства о праве на наследство и это право никем не оспаривается. Нотариус отказал лишь в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с тем, что при доме имеются самовольные строения.

Как установлено в судебном заседании, наследодатель Фирстова А.А., после получения свидетельства о праве на наследство на жилой дом по адресу <адрес>, на отведенном для этих целей земельном участке, без получения необходимых разрешений, возвела пристрой к основному строению, террасу, в результате чего постройка признана самовольной.

При жизниФирстова А.А. не приобрела право собственности на указанное самовольное строительство и не зарегистрировала право собственности в установленном законом порядке.

В соответствии с п.27 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10,Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требоватьпризнания за ними права собственности на самовольную постройку.

По данным кадастрового и технического паспортов, по адресу <адрес> расположен жилой дом общей площадью 106,4 кв.м., в том числе жилой 76, 8 кв.м.

В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации строение признается самовольным, если оно возведено без соответствующих разрешений.

В судебном заседании установлено, что наследодатель Фирстова А.А. вела строительство без соответствующих разрешений.

В соответствии с пунктом 3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный под жилым домом по адресу <адрес>, был предоставлен площадью 595 кв.м. Фирстову М.И. на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Фирстова А.А. приобрела право пользования земельным участком на праве бессрочного пользования, поскольку жилой дом, возведенный на этом земельном участке перешел к ней по наследству после смерти Фирстова М.И.

Самовольная постройка наследодателемФирстовой А.А. осуществлена на этом земельном участке.

Данных о том, что возведенные наследодателем самовольные строения, не соответствуют действующим строительным, санитарным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, либо создают угрозу чьей-либо жизни и здоровью, не имеется. Представитель ответчика - администрации Никольского района Володина М.В. на это не ссылается. Указанный жилой дом эксплуатируется более 10 лет, не нарушает чьи-либо права и законные интересы.

Учитывая изложенное и исходя из содержания завещания, за Фирстовым А.В. следует признать право собственности на часть жилого дома общеполезной площадью 66, 6 кв.м., сарай литер Г1, погреб с погребицей литер Г5; за Атамановой Е.В. право собственности на часть жилого дома общеполезной площадью 418 кв.м., террасу литер а1, расположенного по адресу <адрес>.

       В части признания права собственности в порядке наследования на земельный участок мерою 600 кв.м., расположенный по адресу <адрес> истцам следует отказать, поскольку в соответствии со ст.1181 Гражданского кодекса Российской Федерации наследуются земельные участки, принадлежавшие наследодателю на праве собственности или пожизненного наследуемого владения. Спорный земельный участок, переданный в постоянное бессрочное пользование, не входит в состав наследственного имущества.

       Тем более, истцы не лишены права на приобретение указанного земельного участка в собственность путем обращения в соответствующие органы в установленном законом порядке.

            Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

Р е ш и л:

Признать за Фирстовым А.В. право собственности на часть жилого дома общеполезной площадью 66, 6 кв.м., сарай литер Г1, погреб с погребицей литер Г5,расположенного по адресу <адрес>.

Признать за Атамановой Е.В., право собственности на часть жилого дома общеполезной площадью 418 кв.м., террасу литер а1, расположенного по адресу <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Никольский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: